Марианна Яровская: Как я стала жить по аюрведе
В начале этого года я провела несколько месяцев на Бали: мы снимали там часть полнометражного документального фильма. Я жила в деревне Убуд и случайно попала на занятия йогой к Уме Индер. Она вообще-то никакая не «гуру», а просто молодая женщина из Индии, которая открыла здесь центр аюрведы Kush. Поскольку в это же время на Бали снимался фильм «Ешь, молись, люби», туда было настоящее паломничество; у многих других местных йогов и целителей не было отбоя от желающих «найти себя», и на частные консультации к Уме была запись на несколько недель. Но у меня было время, чтобы постоять в этой очереди. И была причина это делать.
Во время первого многочасового интервью Ума расспрашивала меня, слушала пульс, рассматривала руки, интересовалась, какой я себя помню в детстве. Чтобы правильно определить тип («дошу»), надо вспомнить как можно подробнее, каким ты был ребенком, потому что это и есть твоя настоящая природа. Многие уходят от этой своей природы, и от такого несоответствия часто развиваются болезни. В аюрведе это называется «пракрyти» («истинная натура»). А то, каким человек стал в ходе жизни, которую вел, — это вторая натура, она приходит с опытом, и ее называют «викрyти».
Я рассказала Уме, что в детстве была очень стеснительной и немного трусливой. Однажды знакомый режиссер даже спросил у моих родителей, не разрешат ли они мне сыграть в театре Козетту из «Отверженных» Гюго: «Ничего не надо делать, она просто должна быть собой: вот так же стесняться и прятаться за мамину юбку или под столом». Еще я сообщила, что очень любила гимнастику и хотела пойти в цирковую школу, что у меня неплохой музыкальный слух — я до сих пор играю на рояле, чтобы расслабиться. Но и тогда, и сейчас мне говорили, что я играю «как цыганка, со страстью» — двигаю плечами, жму на педаль «со страстью».
— Очень интересно, — кивала Ума. — Ты говоришь о движении во время игры, а движение — это воздух, и «ватта» — движение, воздух. А ты когда-нибудь летала во сне?
— Да, очень часто.
— А ты любила соревнования в детстве?
— Не очень. Когда играли в «вышибалы», меня вражеская команда любила, потому что в меня легче всего было попасть мячом, выбить из игры. Но у меня много амбиций… Я работала над тремя фильмами, которые получили «Оскара».
— Хорошая информация, дает мне много пищи для размышлений. Ты не соревновалась, но хотела сделать свою работу хорошо. Это не амбиции, это другое. По костному строению и пульсу ты в основном «ватта», то есть ветер, — резюмировала Ума. — «Пита» — огонь — это то, что в тебе развилось потом, чтобы выжить в этом мире. Когда «ватта» несбалансированна, человек становится нервозным, раздражительным, заболевания для типа «ватта» обычно связаны с желудком.
— Это хорошо или плохо? — спросила я.
В аюрведе, ответила Ума, нет «хорошо» и «плохо». Все «хорошо» и «плохо». Что для меня нектар, для тебя может быть ядом, или даже может зависеть от времени года. А с «огнем», сказала Ума, надо бы поработать.
— Огонь — это злость, сила в чистом виде, в этом нет ничего зазорного, эту силу просто надо трансформировать в свет, — сказала она. — Ты можешь быть учителем, просвещение — подумай об этом.
— Я делаю фильмы, — сказала я.
— Это тоже может быть способом нести свет, — ответила Ума.
Ума выписала мне «рецепт»: «Тебе надо войти в естественный ритм. Вставать в пять-шесть утра, лучше до восхода солнца. Потом душ, медитация, йога. Самомассаж маслом перед занятиями йогой. Розовое и сандаловое масло. Никаких сырых продуктов. Еда — теплая, только для твоего типа. Одежда — теплых цветов, белое — хорошо. И главное, ты столько путешествуешь: чтобы успокоить «ватту» (ветер), надо научиться sit still — сидеть смирно, культивировать покой, неподвижность».
Sit still. Это был невозможный совет. За последнее время я облетела земной шар три раза, до этого полгода жила в Китае и ни на одном континенте не задерживалась больше нескольких месяцев. А через несколько дней я упала. Я бежала с занятий айкидо на занятия с хулахупом, поскользнулась под тропическим дождем и упала, ударившись виском о кирпичную мостовую. Меня тут же увезли в местную больницу. Ума пришла навестить. Она держала мою руку, пока врачи накладывали швы. «Ну что, — сказала она, — теперь будешь сидеть смирно? Will you sit still?» Я обещала. Двигаться не хотелось, швы болели.
«Запомни себя сейчас, — говорила Ума. — Как ходишь, разговариваешь. Ты даже разговаривать стала размереннее. Ты изменилась. А про твой несчастный случай… Любая травма, болезнь — выражение внутреннего состояния, они начинаются с эмоций. Правая часть мозга отвечает за творческое мышление, левая — за рациональное; и в то же время тело: левая сторона — это инь (женское), а правая — янь (мужское). То, что у тебя травмирована именно левая часть лица, важно — это скрытое послание, что надо оставить рациональное в покое хотя бы на время».
Каждый день после работы над сценарием фильма я стала практиковать йогу или айкидо. Медитировать, то есть sit still, пока было сложно, но я начала заниматься медитативным танцем — медитацией в движении. Я похудела. Появилось много энергии. «Ты влюбилась? — спрашивали меня местные девушки, которые работали в гостинице. — У тебя глаза стали совсем другие, ясные».