Марианна Яровская: Как я стала жить по аюрведе

Режиссер документального кино Марианна Яровская полгода провела на Бали и кроме материалов для фильма привезла с собой обратно в Лос-Анджелес привычку жить по аюрведе

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором
+T -
Поделиться:

В начале этого года я провела несколько месяцев на Бали: мы снимали там часть полнометражного документального фильма. Я жила в деревне Убуд и случайно попала на занятия йогой к Уме Индер. Она вообще-то никакая не «гуру», а просто молодая женщина из Индии, которая открыла здесь центр аюрведы Kush. Поскольку в это же время на Бали снимался фильм «Ешь, молись, люби», туда было настоящее паломничество; у многих других местных йогов и целителей не было отбоя от желающих «найти себя», и на частные консультации к Уме была запись на несколько недель. Но у меня было время, чтобы постоять в этой очереди. И была причина это делать.

Во время первого многочасового интервью Ума расспрашивала меня, слушала пульс, рассматривала руки, интересовалась, какой я себя помню в детстве. Чтобы правильно определить тип («дошу»), надо вспомнить как можно подробнее, каким ты был ребенком, потому что это и есть твоя настоящая природа. Многие уходят от этой своей природы, и от такого несоответствия часто развиваются болезни. В аюрведе это называется «пракрyти» («истинная натура»). А то, каким человек стал в ходе жизни, которую вел, — это вторая натура, она приходит с опытом, и ее называют «викрyти».

Я рассказала Уме, что в детстве была очень стеснительной и немного трусливой. Однажды знакомый режиссер даже спросил у моих родителей, не разрешат ли они мне сыграть в театре Козетту из «Отверженных» Гюго: «Ничего не надо делать, она просто должна быть собой: вот так же стесняться и прятаться за мамину юбку или под столом». Еще я сообщила, что очень любила гимнастику и хотела пойти в цирковую школу, что у меня неплохой музыкальный слух — я до сих пор играю на рояле, чтобы расслабиться. Но и тогда, и сейчас мне говорили, что я играю «как цыганка, со страстью» — двигаю плечами, жму на педаль «со страстью».

— Очень интересно, — кивала Ума. — Ты говоришь о движении во время игры, а движение — это воздух, и «ватта» — движение, воздух. А ты когда-нибудь летала во сне?

— Да, очень часто.

— А ты любила соревнования в детстве?

— Не очень. Когда играли в «вышибалы», меня вражеская команда любила, потому что в меня легче всего было попасть мячом, выбить из игры. Но у меня много амбиций… Я работала над тремя фильмами, которые получили «Оскара».

— Хорошая информация, дает мне много пищи для размышлений. Ты не соревновалась, но хотела сделать свою работу хорошо. Это не амбиции, это другое. По костному строению и пульсу ты в основном «ватта», то есть ветер, — резюмировала Ума. — «Пита» — огонь — это то, что в тебе развилось потом, чтобы выжить в этом мире. Когда «ватта» несбалансированна, человек становится нервозным, раздражительным, заболевания для типа «ватта» обычно связаны с желудком.

— Это хорошо или плохо? — спросила я.

В аюрведе, ответила Ума, нет «хорошо» и «плохо». Все «хорошо» и «плохо». Что для меня нектар, для тебя может быть ядом, или даже может зависеть от времени года. А с «огнем», сказала Ума, надо бы поработать.

— Огонь — это злость, сила в чистом виде, в этом нет ничего зазорного, эту силу просто надо трансформировать в свет, — сказала она. — Ты можешь быть учителем, просвещение — подумай об этом.

— Я делаю фильмы, — сказала я.

— Это тоже может быть способом нести свет, — ответила Ума.

Ума выписала мне «рецепт»: «Тебе надо войти в естественный ритм. Вставать в пять-шесть утра, лучше до восхода солнца. Потом душ, медитация, йога. Самомассаж маслом перед занятиями йогой. Розовое и сандаловое масло. Никаких сырых продуктов. Еда — теплая, только для твоего типа. Одежда — теплых цветов, белое — хорошо. И главное, ты столько путешествуешь: чтобы успокоить «ватту» (ветер), надо научиться sit still — сидеть смирно, культивировать покой, неподвижность».

Sit still. Это был невозможный совет. За последнее время я облетела земной шар три раза, до этого полгода жила в Китае и ни на одном континенте не задерживалась больше нескольких месяцев. А через несколько дней я упала. Я бежала с занятий айкидо на занятия с хулахупом, поскользнулась под тропическим дождем и упала, ударившись виском о кирпичную мостовую. Меня тут же увезли в местную больницу. Ума пришла навестить. Она держала мою руку, пока врачи накладывали швы. «Ну что, — сказала она, — теперь будешь сидеть смирно? Will you sit still?» Я обещала. Двигаться не хотелось, швы болели.

«Запомни себя сейчас, — говорила Ума. — Как ходишь, разговариваешь. Ты даже разговаривать стала размереннее. Ты изменилась. А про твой несчастный случай… Любая травма, болезнь — выражение внутреннего состояния, они начинаются с эмоций. Правая часть мозга отвечает за творческое мышление, левая — за рациональное; и в то же время тело: левая сторона — это инь (женское), а правая — янь (мужское). То, что у тебя травмирована именно левая часть лица, важно — это скрытое послание, что надо оставить рациональное в покое хотя бы на время».

Каждый день после работы над сценарием фильма я стала практиковать йогу или айкидо. Медитировать, то есть sit still, пока было сложно, но я начала заниматься медитативным танцем — медитацией в движении. Я похудела. Появилось много энергии. «Ты влюбилась? — спрашивали меня местные девушки, которые работали в гостинице. — У тебя глаза стали совсем другие, ясные».

… Возвращаться в Лос-Анджелес на монтаж фильма было непросто. Лос-Анджелес — город бесконечных пробок, борьбы за выживание, постоянных соревнований. Уже по дороге из аэропорта меня оглушили пожарные сирены. «Заметьте, — любят говорить в Лос-Анджелесе, — шоу-бизнес, не шоу-арт». Вроде бы в Лос-Анджелесе йога давно стала частью повседневности: в парке напротив моего дома каждые два часа проводятся бесплатные занятия йогой, и каждый класс собирает десятки человек. Но после Бали меня удивляет слишком громкий смех на занятиях, раздражительность, все громко разговаривают, торопятся. Постепенно, не сразу, я стала каждый день заниматься йогой в парке, а с утра — медитировать. Записалась в секцию таэквондо. Начала каждый день готовить еду по аюрведическим книгам. На завтрак — свежевыжатые соки, фруктовые салаты, рис, на обед — овощные супы и специально приготовленные овощи. И я больше не могу есть квелую еду из так называемых супермаркетов здоровой пищи: чувствительность обострилась. Кстати, заметила, что за время моего отсутствия в Лос-Анджелесе завелась новая мода: в органических магазинах сейчас стали имитировать тропический ливень и звуки грома, поливая овощи и фрукты. Но они, увы, не становятся от этого свежее.

— Мы, врачи, не верим во все эти мумбо-юмбо: аюрведу, голодание, йогу, акупунктуру, — проворчал врач из Лос-Анджелеса, работающий в сети городских больниц «Кайзер Пермананте» (я пришла к нему посоветоваться насчет своего шрама и заодно рассказала немного про свой опыт аюрведы на Бали).

— Но, может быть, было бы интересно использовать древние традиции, которым пять тысяч лет…

— Не все традиции, которым много тысяч лет, хороши. Рабству, например, тоже много тысяч лет.

Все так. Но почему-то со всей этой «мумбой-юмбой» я стала вставать в шесть утра и ложиться в одиннадцать, что очень удобно. И главное, я почувствовала себя живой, как-то по-особенному обострилась чувствительность — последний раз я так остро чувствовала в детстве, кажется. А еще, помню, в один из первых дней в Лос-Анджелесе, записавшись на массаж, я наблюдала яростную ссору двух девушек в приемной: «Я первая на расслабляющий массаж!» — «Нет, я!..» До поездки на Бали я бы ничего занятного в этой сцене и не заметила — обычная история.

Комментировать Всего 20 комментариев

Очень интересно.  Истинная натура - социум часто засталяет ее прятать и вообще изживать, а это неправильно. Еще нашла много общего с собой про работу. На соревновательность мне как-то, не важно, а работать я буду стараться хорошо. Очень много информации для размышления. Даже захотелось попробовать заняться йогой.

А про болезни, уверена что нельзя против совести своей поступать. Очень интересная статья.

Марианна, мне интересно про сон: еще пара моих знакомых после панчакармы в аюрведических клиниках говорили, что стало достаточно 5-6 часов для сна. Интересно, почему так? Вот Ума это как объясняет?

Я думаю, дело не только в очищении организма, но и в соблюдении режима, и в ежедневной йоге. Еще до Бали я заметила, что регулярные занятия йогой нормализуют сон. В книгах по Аюрведе, например, в "Secrets of Healing" (Maya Tiwari) говорится о проблеме излишнего сна как о дисбалансе элемента "каппа" (вода). Замкнутый круг: излишний сон приводит к проблемам со здоровьем. Вот что мне ответил Мас Видал, основатель центра аюрведы в Лос-Анджелесе: с постоянными занятиями йогой и очищением организма повышается "эффективность", (дееспособность) организма ("так и скажите им: "efficiency"), возвращается баланс, хорошо работающие органы перестают нести двойную нагрузку за плохо работающие, восстанавливаются силы и здоровье - соответственно, нужно меньше сна.

Очень  хорошо  и   мягко    описана   метаморфоза      активного,   загнанного   современностью,    человека   к    более   совершенному   ощущению   себя  в  мире. 

В  этом  случае  импульсом  становится   Бали,    Ума   и    аюрведа,    однако      путь  к   самому   себе   может    начаться   в  каком  угодно  месте   и  времени,    потому   как    это  всегда   -  внутреннее   побуждение.      

Что  касается   принимаемой  пищи,  ночного  отдыха  и   sit still,   так   это  -  здравый   смысл   и  элементарное   прислушивание   к  собственному  организму,  который  всегда  знает,  в  чём  у  него  есть  необходимость. 

Понравилось  про  истинную  натуру,  которая  в   течении    жизни     обрастает   наносным   и  подменяется  второй  натурой.  К  сожелению   -  знакомо...

Эту реплику поддерживают: Елена Пыльцова, Татьяна Непомнящая

зрение и слух точно обострились:)))

в супермаркетах всей страны(а не только Лос Анжелеса...) поливают овощи с громом уже кажется лет 10:))))

Это было не на Бали, это было в абсолютно не туристическом месте на самом юге, без телевизоров, телефонов, как вы понимаете. Далеко от цивилизации, 20 дней, "тритменты" 2 раза в день, программа очищения. Вставать рано нужно было - я не вставала. "Гуру", действительно, в свои 90 - молодчиком, по пульсу и общему виду рассказал мне все о моем организме. Аюрведа, на опыте, вещь сильная. Действительно, летаешь, организм очищается, кожа - как у младенца. В Москве - не поддерживаю. Аюрведа - это еще и климат Индии. Это то питание, которое они вам предлагают, приготовленное на той воде, которая у них там течет. Это, несомненно, режим, которого в Москве вы не получите, это отсутствие стресса. Это совокупность многих факторов. Что касается московских моментов, когда вас за сумасшедшие деньги маслом поливают и массажик делают - это приятно, но к аюрведе имеет мало отношения.

Анастасия, спасибо за комментарий. Мне кажется, вода, которая "там" течет - это в какой-то степни "технические детали". Вопрос во внутреннем состоянии. Для меня было большим вопросом, как перенести знания и опыт, полученные в индонезийской деревне, в современный метрополис. Была такая история:  подруга детства, мать троих детей в квартире на Тверской улице в Москве, пьет горстями таблетки «от поджелудочной железы». Она работает на телевидении, у нее два мужа – бывший и теперешний, часто болеющие дети в нескольких школах-лицеях сразу, кошки, плюс за деньги она иногда сдает две комнаты в той самой квартире на Тверской для съемок телевизионного сериала. Я ей говорю: «Может, вместо таблеток попробуешь медитацию?» А она в ответ: «Да ты что, мне некогда!» (Хорошо, образ собирательный, из трех молодых женщин сразу). Но ответ был у всех одинаковый. В этом и суть, что людям, которым медитация нужна больше всего, как раз и «некогда».

Эту реплику поддерживают: Borys Vilenskyy

К этому нельзя подвести. К этому приходят сами. То, что многое идет "от головы" - это факт. Это же и есть основная философия йоги, насколько я ее понимаю: хоть 10 минут в день, но прожить для себя. С этого начинается любовь к себе, а дальше.. как хотите, хоть по Библии, про ближнего и т.д. Им нужно бы конечно объяснить, что приходит время, когда детям нужно, чтобы мама была просто здорова. Я тут с вами согласна. выше, я же не про йогу говорила, а про аюрведу, как медицину в московских реалиях бесполезную. йога (техники, медитации) и аюрведа - разные вещи. 

Интересный комментарий. Есть еще одна хорошая книга, "Auyrveda and the Mind" by David Frawley, к сожалению, по-моему пока только на английском, где говорится больше о философии аюрведы и образе мыслей, и меньше о "фармацевтике" и конкретных процедурах. Аюрведа - не только медицина, терапия: это прежде всего философия, спиритуальность, система "законов бытия". Цель занятий аюрведой, как говорят те, кто ее практикуют - "самореализация" (отсюда необходимость знать свою "природу"). Ежедневные физические упражнения, соблюдение режима, медитация, дыхание по аюрведе (есть и другие виды йоги, и вообще другие системы, которые тоже прекрасно работают) - это все часть аюрведы, и все это может существовать и в московских реалиях. Медитация - например, такая - "випассана" (лежачая) - тоже часть аюрведы, и может практиковаться везде: http://deanjacobsononline.com/DJO/uma_inder.html

Ух, ты, Анастасия а не поделитесь секретным местом? Я вот  хожу на йогу еженедельно, но все никак не могу быть как сказал из ашрама гуру be in balans . я что то все суечусь, и чувствую необходимость в паузе. 

а может задуматься, почему ухо заболело или очищаться пришлось?

Эту реплику поддерживают: Марианна Яровская

Аюрведа - мощный проверенный способ восстановления гармонии внутри себя, что благотворно отражается и на состоянии физического тела. Здорово, Марианна, что Вы все на себе попробовали. Если бы Вам рассказали "до того", что будете себя лучше чувствовать от "мумбы-юмбы", Вы бы не поверили. А так - великолепный результат - стали видеть разрушающе-никчемные конфликты людей, которые укорачивают жизнь. Предупреждён-вооружен. Здоровья Вам и радости!

Эту реплику поддерживают: Марианна Яровская

мне нравится, то что я прочла) здес есть немного и про меня))

единственное, что смущает - это "истинная натура". я часто об этом думаю: стоит ли идти у своей натуры на поводу или все-таки ее надо воспитывать, ограничивать и тем самым видоизменять. для себя я так и не могу решить этот вопрос.

 Я думаю, ее (свою "истинную натуру") прежде всего надо понимать.

Специалист по аюрведе добавил бы, что этот комментарий - "питта" ("огонь") по тону: покорять, воспитывать, ограничивать... Повод для размышлений?

Теперь вы меня совершенно запутали, Марианна) в хорошем смысле.

Какую книгу на русском языке для ликбеза посоветовал бы специалист по аюрведе?

Книги

Майя Тивари, "Аюрведа. Секреты исцеления" (http://www.kniga.ru/books/240109); Дипак Чопра, "Совершенное здоровье" (http://www.kniga.ru/books/213171); Давид Фроули, "Йога и аюрведа" и "Аюрведа и ум"; Роберт Свобода, "Аюрведа для женщин". Книги по кулинарии Лада Васанта. Любые другие книги этих авторов. Ума мне тогда посоветовала начать с Майи Тивари ("Секреты исцеления") и Давида Фроули ("Аюрведа и ум").

Спасибо за такой список)

пока жду заказ, нашла симпатичные статьи на тему в "живи"

http://www.jv.ru/enc/search/аюрведа/enc_entry

Прочел статью во время обеденной паузы между двумя встречами. От описанных событий, диалогов, переживаний и мыслей внутри возникло ощущение спокойствия и тихого уверенного ритма... Спасибо Вам за эти ощущения и мысли об отношении к себе

Эту реплику поддерживают: Анна Карабаш, Татьяна Непомнящая

Мне очень понравились слова ПРАКРУТИ - истинная натура и ВИКРУТИ - вторая натура - как замечательно похоже на "прокрути" (то есть крути, как есть) и "выкрути" (то есть сделай выкрутас в сравнеии с тем. как есть)!

Замечательный совет вспомнить как была в детстве и делать так же! Жаль, что меня не поймут, если я начну лазить по деревьям и фехтовать отломанными ветками :-)