Андрей Шмаров: Мистический дуализм российского госкапитализма

Государство объявляет приватизацию и ужесточает регулирование

Иллюстрация: Getty Images/Fotobank
Иллюстрация: Getty Images/Fotobank
+T -
Поделиться:

Государственный капитализм как экономическая формация — неуклонный путь в тупик. Его неэффективность и гарантированная последующая трансформация в централизованную плановую катастрофу стали общим местом и со стороны нормальных людей не требуют доказательств.

Российский госкапитализм современного образца — очень странная химера, сотканная из противоречий, капризов, сомнений и рефлексии, типа как если бы Гамлет вдруг взялся за народное хозяйство. С одной стороны, понаделали гигантских государственных корпораций-монополистов, при одном только намеке на реструктуризацию которых (вычленение из «Газпрома», как во всем мире, транспортной компоненты) правительство начинает трясти, мол, «не замай национальное достояние», с другой — растащили естественную электрическую монополию, которая теперь опять активно концентрируется. С одной стороны, только что заявили внятные планы дальнейшей приватизации госкомпаний, а с другой — на прошлой неделе Минфин потребовал усиления регулирования госкомпаний.

Речь идет о согласовании с Минфином внешних заимствований со стороны корпораций с государственным участием, и Алексея Кудрина можно понять — уж больно те направо-налево занимали перед кризисом, в его разгар нарвались на «мерджин коллы» и чуть было не лишились стратегических активов. Вот напуганный Минфин и закручивает гайки, а заодно хочет контролировать и дивидендную политику госкорпораций, и их инвестиционные программы.

Причем патерналистские инициативы выдвигает не только государство, их парадоксальным образом демонстрируют и такие отчаянные и результативные борцы за собственность, как олигархи. Вот уже полгода, как все ширится скандал «Потанин vs Дерипаска» вокруг «Норильского никеля», и все идет к тому, что вмешается государство и примет одно-единственное доступное ему в этой ситуации решение.

Мистический дуализм российского госкапитализма, увы, делает крайне затруднительными рассуждения в логике рациональной эксплуатации элементов общенародной собственности так, как действует Норвегия в отношении своего Statoil или Бразилия с Petrobras. Там эти монополии использовали для развития всего народного хозяйства, у нас же любые аналогии этому опыту наталкиваются на железный барьер гипотезы оппонентов «либо прос..т, либо спи..ят».

Может, ну их совсем — монополии, регулирование, госкорпорации и ручные настройки? Смотрите, до чего все это довело в эпоху раннего Возрождения процветающую республику Флоренцию.

Богатство республики зиждилось на двух отраслях — торгово-финансовом капитале и производстве, объединенном в гильдии и отраслевые цехи. И там, и там практиковался очень жесткий контроль за стандартами и качеством продукции, что вывело Флоренцию в число богатейших государств своего времени. Но, как бывает в истории, перегнули палку.

Если в 1422 году во Флоренции действовали 72 крупных торговых дома, в 1472 году их стало уже лишь 33, при том, что оборот их вырос. Капитал концентрировался, а ремесленники, основа экономики, нищали. В 1460 году в городе было 273 мастерских, производивших предметы роскоши, а в 1472 году осталось только 84 мастерских. Регламенты, сдерживающие конкуренцию, становились все жестче. Ремесленник, выделившийся от хозяина и затеявший свой бизнес, попадал в капкан. Ему нельзя было открыть мастерскую ни рядом с делом его прежнего хозяина, ни за городскими стенами. Он не имел права импортировать сырье, использовать для производства сукна чесаную и крашеную шерсть, красить сукна (кроме английских и французских и кроме как в индиго и пурпур). В лавке разрешалось продавать только один сорт товаров, а те, кто производил несколько видов продукции, должен был открыть несколько лавок, то есть быть очень богатым. Запрещалось продавать и отдавать в окраску и обработку сукно, не им самим произведенное (по книге И. Клуласа «Лоренцо Великолепный»).

В результате Флоренцию постиг жесточайший экономико-политический кризис, ее чуть не уничтожила коалиция других итальянских государств под водительством Ватикана. Тогда, правда, флорентийцы выкарабкались, но лишь благодаря дипломатическому и государственному гению представителей династии тиранов-олигархов Медичи.

Но наши олигархи и правители на Медичи и даже на Сфорца как-то не тянут. Так может, регулированием, особенно с «тонкой ручной настройкой», все-таки не злоупотреблять?

Комментировать Всего 9 комментариев

Нет, не тянут. Потому что Медичи были людьми бизнеса прежде всего и понимали, чем их маленькое  Великое Герцогство Тоскана богатеет, чем живет и почему может выжить. Кстати, до сих пор есть глава дома,

http://www.chivalricorders.org/royalty/habsburg/tuscany/stefgen.htm

А это в основном бюрократы и серьезные монополисты. Я думаю, они бы шаурму во дворе станции метро Кузнецкий мост, и то бы просрали, если бы ею управляли.

Но вопрос очень интересный, Андрей. Разговор о приватизации--это пустое. Никто приватизировать в изначальном смысле этого слова ничего не собирается. Говорят властители, что продадут даже может и контрольный пакет чего-то там, но мне кажется это они товар нахваливают и инвесторов зазывают. На самом деле, они просто хотят сделать небольшой кэшаут, наличность получить, процентов 10-15 от каждой фирмы. А настоящих менеджеров и настоящую прозрачность никто сюда пускать не собирается. Это лишнее. Недаром россия в Транспаренси индех уже скоро станет 210 из 178 участников.

Я насчет нашей коррупции иллюзий не питаю, но в выкладки Транспаренси не верю вовсе.

А наличность -- она никогда и никому не мешала, когда в бюджете дефицит. Пусть распродают, посмотрим

Главное, чтобы мимо бюджета эти деньги не прошли. И чтобы хоть кто-то, кроме самих пильщиков знал, куда они деваются. Поэтому с методологией Транспаренси можно поспорить, но что-то в их классификации все же есть.

Ну их совсем, это конечно выход. Объявить повторную приватизацию, опять же, дав каждому жителю Родины Шанс, как во время ваучеров, такого боюсь мы не увидим, и окешить трошечки - главная парадигма. Отказаться от госкапитализма - значит потерять полностью видимость контроля над потоками.

Когда особенно не скрывая, за честь считается доблесть заработать с помощью перепродажи собственной (одной и той же компании) в свою очередь нефтегазовой Госкорпорации 18 раз, это уже даже смешно как-то.

Единственным решением, на мой взгляд, должна быть безусловная амнистия капитала, с условием простите, понятийной договоренности оставить, то, что уже взято у себя в карманах, отказавшись условно добровольно от новых схем вздоимствования, причем показательно использовать СМИ, как рупор подтверждения не изъятия нажитого ранее, но строго безусловного действия Закона в случае новых "решений". И начать проявлять данное решение можно, с точки зрения момента, помилованием господина Х-о. Очевидно, что и с ним надо будет договариваться, однако в целом обе стороны в этом заинтересованы.

Для этого нужно просто сказать Стоп. Деньги то есть. Иначе, просто Система не сдюжит и нахлобучит всех. И новым, возможно, будет просто не все равно, когда, кто и где сумел что-то спилить.

"И новым, возможно, будет просто не все равно, когда, кто и где сумел что-то спилить."

А "новые" -- это кто, Игорь?

Это хороший и модный вопрос, про новых. "Новые" - не обязательно пушистые, и не факт, что относящиеся к Поколению Y. Это могут быть тупо "другие", более жадные и временно на низких-средних позициях, которые в новом бизнес цикле при цене в 45 долларов за баррель (эпитафия войны и соответсвующему быстрому подъему по иерархической лестнице) , будут готовы действовать, в отличие от старых, у которых появится устойчивое и непреодолимое (подчас и несовместимое с жизнью) желание свалить к детям за бугор (чем плоха Австрия). Очень, очень упрощенный сценарий.

Вспоминается анекдот

8 мая 1945 года. Начальник построил весь личный состав концентрационного лагеря (изможденные заключенные, охранники, врачи-изуверы, гестаповцы и т.д.) и объявил:

"Война закончилась. Всем спасибо.."

Китай объявил что рамках своей 12-ой пятилетки в стране к 2015 году будет резко снижено количество крупных государственных компаний. Более чем вдвое, а то и вчетверо. Сегодня в Китае насчитывается 125 крупных госкорпораций, которые управляются из центра. Через пять лет их останется от 30 до 50. Да и оставшиеся должны будут значительно оптимизировать и рационализировать свою структуру.

Вот такой госкапитализм. Что останется от коммунизма после этого не совсем понятно.

Леша, от коммунизма останется стабильность. Точнее, стабильность курса на его сворачивание. Китайцы очень праматичны...