Государственный капитализм как экономическая формация — неуклонный путь в тупик. Его неэффективность и гарантированная последующая трансформация в централизованную плановую катастрофу стали общим местом и со стороны нормальных людей не требуют доказательств.

Российский госкапитализм современного образца — очень странная химера, сотканная из противоречий, капризов, сомнений и рефлексии, типа как если бы Гамлет вдруг взялся за народное хозяйство. С одной стороны, понаделали гигантских государственных корпораций-монополистов, при одном только намеке на реструктуризацию которых (вычленение из «Газпрома», как во всем мире, транспортной компоненты) правительство начинает трясти, мол, «не замай национальное достояние», с другой — растащили естественную электрическую монополию, которая теперь опять активно концентрируется. С одной стороны, только что заявили внятные планы дальнейшей приватизации госкомпаний, а с другой — на прошлой неделе Минфин потребовал усиления регулирования госкомпаний.

Речь идет о согласовании с Минфином внешних заимствований со стороны корпораций с государственным участием, и Алексея Кудрина можно понять — уж больно те направо-налево занимали перед кризисом, в его разгар нарвались на «мерджин коллы» и чуть было не лишились стратегических активов. Вот напуганный Минфин и закручивает гайки, а заодно хочет контролировать и дивидендную политику госкорпораций, и их инвестиционные программы.

Причем патерналистские инициативы выдвигает не только государство, их парадоксальным образом демонстрируют и такие отчаянные и результативные борцы за собственность, как олигархи. Вот уже полгода, как все ширится скандал «Потанин vs Дерипаска» вокруг «Норильского никеля», и все идет к тому, что вмешается государство и примет одно-единственное доступное ему в этой ситуации решение.

Мистический дуализм российского госкапитализма, увы, делает крайне затруднительными рассуждения в логике рациональной эксплуатации элементов общенародной собственности так, как действует Норвегия в отношении своего Statoil или Бразилия с Petrobras. Там эти монополии использовали для развития всего народного хозяйства, у нас же любые аналогии этому опыту наталкиваются на железный барьер гипотезы оппонентов «либо прос..т, либо спи..ят».

Может, ну их совсем — монополии, регулирование, госкорпорации и ручные настройки? Смотрите, до чего все это довело в эпоху раннего Возрождения процветающую республику Флоренцию.

Богатство республики зиждилось на двух отраслях — торгово-финансовом капитале и производстве, объединенном в гильдии и отраслевые цехи. И там, и там практиковался очень жесткий контроль за стандартами и качеством продукции, что вывело Флоренцию в число богатейших государств своего времени. Но, как бывает в истории, перегнули палку.

Если в 1422 году во Флоренции действовали 72 крупных торговых дома, в 1472 году их стало уже лишь 33, при том, что оборот их вырос. Капитал концентрировался, а ремесленники, основа экономики, нищали. В 1460 году в городе было 273 мастерских, производивших предметы роскоши, а в 1472 году осталось только 84 мастерских. Регламенты, сдерживающие конкуренцию, становились все жестче. Ремесленник, выделившийся от хозяина и затеявший свой бизнес, попадал в капкан. Ему нельзя было открыть мастерскую ни рядом с делом его прежнего хозяина, ни за городскими стенами. Он не имел права импортировать сырье, использовать для производства сукна чесаную и крашеную шерсть, красить сукна (кроме английских и французских и кроме как в индиго и пурпур). В лавке разрешалось продавать только один сорт товаров, а те, кто производил несколько видов продукции, должен был открыть несколько лавок, то есть быть очень богатым. Запрещалось продавать и отдавать в окраску и обработку сукно, не им самим произведенное (по книге И. Клуласа «Лоренцо Великолепный»).

В результате Флоренцию постиг жесточайший экономико-политический кризис, ее чуть не уничтожила коалиция других итальянских государств под водительством Ватикана. Тогда, правда, флорентийцы выкарабкались, но лишь благодаря дипломатическому и государственному гению представителей династии тиранов-олигархов Медичи.

Но наши олигархи и правители на Медичи и даже на Сфорца как-то не тянут. Так может, регулированием, особенно с «тонкой ручной настройкой», все-таки не злоупотреблять?