Анастасия Микова /

/ Париж

Клоуны, акробаты и сахарная вата на Цирковом салоне у Версальских ворот

«Вы когда в последний раз были в цирке?» — спросил меня Максим Никулин в первый день Циркового салона в Париже. В цирке я не была 15 лет.

Фото: Анастасия Микова
Фото: Анастасия Микова
+T -
Поделиться:

Международный цирковой салон, организованный Максимом Никулиным и француженкой Жоэль Берреби, прошел в Париже во второй раз. В выставочный зал у Версальских ворот съехались циркачи и те, кто занимается этим бизнесом, из России, Италии, Испании, Англии, Китая. На 90 стендах было выставлено все имеющее отношение к цирку — от клоунских костюмов до французского вина, от сладкой ваты до запчастей для сборки шапито.

Об истории появления салона Никулин рассказал проекту «Сноб» незадолго до открытия выставки, а мне признался, что распространенное мнение, будто цирк умирает, ошибочно — на самом деле цирк выходит на новый виток развития.

 

В центре зала установили громадную надувную белую юрту. Время от времени на нее налетал яростный ветер, рассыпая вокруг бумажные снежинки.

 

В юрте была штаб-квартира труппы Вячеслава Полунина. Директор труппы Олег Сосновиков прогуливался неподалеку.

 

Поговорить о чем-нибудь с циркачами всерьез оказалось непросто. Я пыталась узнать у Сосновикова, почему все они в белом, но он ловко менял тему разговора, знакомил меня со случайными прохожими или просто показывал фокусы. Однако в итоге сделал вид, что отвечает на мой вопрос.

 

Потом он пригласил меня в юрту. От потолка там свисали белые гамаки, в которых мог покачаться любой желающий. Олег предложил мне зеленого чаю и рассказал, что интересуется буддизмом и прямо тут на салоне прерывается на медитацию и играет на дудке.

 

Пока Олег играл, в юрту заглянул другой участник салона — Влад Ручимский. Его театральная мастерская «Лео» шьет костюмы для Росгосцирка.

Помимо русских циркачей, «Лео» одевает английские и испанские труппы, а на этом мероприятии надеется покорить еще и китайских клиентов — по словам Ручимского, кризис их не коснулся.

 

На салон приехали не только большие цирки, но и довольно скромные коллективы и даже одиночки. Заслуженный артист России, в прошлом акробат Николай Челноков привез в Париж свою коллекцию клоунов — в ней и фигурки размером с копейку, и статуи весом в тонну.

Челноков рассказал мне, что встретил здесь много старых знакомых.

 

А еще он наткнулся тут на очень длинноногую блондинку.

 

На салоне можно было увидеть самых разных клоунов, например, вот таких: 

Это работа художника-костюмера Алексея Батусова и его друзей — французских сквоттеров. Алексей — важный человек на французской андеграундной сцене, он директор ассоциации «Симпозион», которая устраивает несанкционированные арт-вечеринки в заброшенных домах. Батусов рассказал мне об «альтернативных циркачах».

 

Вокруг ходили люди на ходулях, летали кегли и шары, а на главной сцене выступали артисты.

День завершился выступлением труппы Balagan International (созданной при одноименном цирковом агентстве Максима Никулина и Жоэль Берреби), которая в следующем году поедет на гастроли по России.