Борис Минц: Нам невыгодно много работать
В России неожиданно завязалась публичная дискуссия об увеличении рабочей недели
-
- Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
Сначала газета «Коммерсант» написала об идее РСПП узаконить 60 часов в неделю. Потом на новость откликнулся глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. И хотя потом выяснилось, что речь идет о несущественных изменениях Трудового кодекса, тема к тому моменту успела стать одной из самых обсуждаемых в блогах.
12-часовой рабочий день — норма для творческих работников, считает Борис Минц. И рассказывает, как скажется слишком длинный рабочий день на следующем поколении.

Есть история про Резерфорда: он каждый день в шесть вечера спускался в лабораторию и выгонял оттуда сотрудников, приходивших на работу к девяти утра. Когда ему возражали, что им надо поработать, он говорил: «Не работать надо, а думать». Хотя я понимаю, что у творческих людей именно 60 часов в неделю и набегает, они проводят это время не в офисе, а находятся в постоянном размышлении о том, что и как они делают. То же самое и с учеными, которые работают не «от сих до сих», а ежеминутно обдумывают те задачи, что перед ними стоят. Если бы ко мне пришел человек, который сказал, что готов у меня работать 60 часов в неделю, я бы его на работу не взял. А когда этот человек будет жить? Представьте себе: 12 часов на работе, час туда и час обратно, час, чтобы привести себя в порядок, полтора часа на еду. Что остается? А как же дети? Отдых? Чтение? Человек должен заниматься собой и детьми обязательно и ежедневно. Иначе перед работодателем окажется сотрудник, у которого разбита жизнь и с которым поэтому трудно работать. Нам всем дороже во сто крат, если мы будем столько времени проводить на работе и ничего не оставлять своим детям — вырастет потерянное поколение.
Эту реплику поддерживают: Мария Шубина, Евгения Бирон, Александр Соколов, Виктор Майклсон, Сергей Буш, Михаил Орешин, Polina Dashko, Ольга Гальцева, Катерина Макарова, Олег Оксанич, Илья Катулин, Людмила Фролова