Иллюстрации предоставлены Рейниром де Граафом.
Иллюстрации предоставлены Рейниром де Граафом.

Сначала зададим себе несколько вопросов. Вы пробовали когда-нибудь дышать летом в середине дня в районе Садового кольца в Москве? Пытались проехать на машине от центра до Пушкинской площади по Большой Дмитровке в это же время дня и года? Отвечать не обязательно, это риторические вопросы. Но вот реальный вопрос: почему в России, где экологическая ситуация намного хуже, чем в Европе и Америке, разговоры об экологии чаще всего вызывают раздражение и скуку? У меня ответа нет, так что будем считать этот вопрос тоже риторическим.

Понятно, что мировая зависимость от нефти одновременно резко повышает и резко понижает качество жизни в России. Повышает, потому что приток денег за нефть дает большому количеству людей возможность иметь автомобили. Понижает, потому что 4 миллиона автомобилей, работающих на нефтяных продуктах, делают воздух Москвы практически непригодным для дыхания, заставляя состоятельных людей переселяться все дальше и дальше от центра, что приводит к многочасовым пробкам. Получается заколдованный круг, который в американской урбанистике вот уже больше 40 лет называется термином urban sprawl — расползание городов.

В Америке это расползание было порождено, с одной стороны, американской мечтой о собственном доме, поддержанной американской налоговой системой (Америка — единственная из развитых стран, где ипотечные проценты списываются с подоходного налога), во-вторых, политикой министерства обороны эпохи холодной войны, решившего покрыть страну сетью скоростных магистралей для оперативной переброски войск в случае советского вторжения. Эти магистрали, хайвеи, фривеи и тёрнпайки, помогли богатым переехать в пригороды, они же разрушили городские центры и создали автомобильные пробки.

Казалось бы, в России с ее вертикалью власти легко можно было бы избежать американских ошибок и создать свою собственную модель. Этого не произошло не в результате ошибочных действий, а из-за отсутствия каких бы то ни было действий, направленных на решение долгосрочных проблем. В России расползание города не порождено ничем, кроме высоких цен на нефть. Результаты пугающе похожи на то, что произошло с американскими городами.

Презентация партнера Колхаса по фирме ОМА Рейнирa де Граафa на Стрелке не была посвящена расползанию городов, загрязнению среды или глобальному потеплению. Она была посвящена энергии, но в области экологии все элементы настолько взаимосвязаны, что любое изменение одного элемента влечет за собой изменения других. В своей презентации Рейнир не мог не коснуться глобального потепления, а к этой теме в России принято относиться с наибольшим скептицизмом.

Иллюстрации предоставлены Рейниром де Граафом.
Иллюстрации предоставлены Рейниром де Граафом.

Недавнее заявление почетного профессора физики Калифорнийского университета в Санта-Барбаре Гарольда Льюиса, назвавшего проблему глобального потепления «величайшим и самым успешным псевдонаучным шарлатанством», если судить по блогам и комментариям, вызвало огромный вздох облегчения: наконец-то, а то совсем задолбали со своим потеплением!

Презентация де Граафa называлась «Дорожная карта — 2050» (Roadmap 2050). Это, как сказано на сайте «Стрелки», «проект умной энергосистемы Европы», в котором показана «комплексная система перехода от исчерпаемых энергетических ресурсов на возобновляемые». Де Грааф привел несколько пугающих цифр:

  • к 2050 году население планеты увеличится с 6,7 до 9 миллиардов человек,
  • сегодня больше 80% всей энергии на планете получают из нефти и газа,
  • к 2030 году добыча нефти и газа сократится на 40-60%,
  • существующие способы экономии энергии могут понизить ее потребление всего на 15%,
  • если весь мир начнет потреблять нефть в тех же масштабах, как США, мировые запасы нефти закончатся через 8 лет,
  • если каждый человек на планете начнет потреблять энергию, как средний американец, выброс в атмосферу двуокиси углерода увеличится в 3 раза, и если ничего не делать, это приведет к повышению температуры на планете на 6°С.
  • «Дорожная карта — 2050» — это путь из Европы, зависимой от нефти и газа, в частности от российских нефти и газа, в то, что де Грааф назвал Энеропой. Это охватывающая всю Европу сеть электростанций, основанных на использовании возобновляемых энергетических ресурсов, таких как энергия солнца, прибоя, ветра и т. п.

    Иллюстрации предоставлены Рейниром де Граафом.
    Иллюстрации предоставлены Рейниром де Граафом.

    «Умная система» гибко реагирует на смену времен года и изменения погоды. Если в северных странах в данный момент недостаточно ветра, система компенсирует недостаток энергии большим удельным весом солнечных электростанций юга и наоборот.

    Несмотря на, условно говоря, «технократический» характер проекта, нельзя не заметить, что у него могут быть геополитические последствия: если Европа осуществит этот проект и перестанет быть зависимой от российских нефти и газа, а российская экономика к этому времени останется «сидящей на трубе», это приведет к катастрофическому понижению уровня жизни в России. В этом смысле голландская презентация на «Стрелке» может быть прочитана как предупреждение: хотите сохранить или повысить свой уровень жизни, решайте, с кем вы — с умными, смотрящими в будущее европейцами или с традиционно делающими ставку на нефть шейхами и тиранами.