В аукционном доме Christie's собрались американские друзья музея «Эрмитаж». Пол Родзянко, президент фонда, распределяет прессу, в основном всех интересуют три главных персонажа вечера: директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, художники Джеймс Розенквист и Виталий Комар. Подальше от шума уходим с последним в один из дальних аукционных залов, там висит несколько картин с геометрическими рисунками Джозефа Альберса, в них явно чувствуется влияние русского художника Малевича. В организации этого вечера тоже чувствуется влияние русского художника, только на этот раз Комара: «Я вообще сначала не думал, что события примут такой оборот. Просто однажды мы с моим другом, галеристом и куратором Марком Кельнером зашли на вечеринку к художнику Джеймсу Розенквисту. И я подумал: а ведь Джеймс — один из последних могикан поп-арта, он заслужил, наверно, выставку в Эрмитаже. Сказал об этом Марку (я знал, что он входит в консультативный совет Общества друзей Эрмитажа), и неожиданно члены Общества друзей Эрмитажа загорелись этой идеей, она попала точно в цель. И в результате все это привело к этому ужину».

Фонд музея «Эрмитаж» (ранее — Общество друзей государственного музея «Эрмитаж») уже 15 лет проводит встречи друзей музея за границей, но, как рассказывает Михаил Пиотровский, три года назад сменилось правление фонда и развитие пошло гораздо активнее. На этих встречах друзья, доказывая свою преданность, дарят музею картины, участвуют в аукционах, сборы с которых идут в фонд Эрмитажа. Обычно это целая неделя разных мероприятий: благотворительных концертов, аукционов, презентаций. Завершающим аккордом всегда становится гала-ужин в честь кого-либо из известных художников. Место за столом стоит тысячу долларов — вырученные деньги идут на развитие музея. В этом году на ужине в честь Комара и Розенквиста свободных мест не было.

На самом видном месте висят три картины Комара из его новой серии про объединение трех религий. За ужином (состоящим из трех изысканных блюд) по очереди чествуют обоих художников, вручают им кожаные дипломы с золотым тиснением. Михаил Пиотровский, говоря о Комаре, упоминает историю про то, что художнику, еще будучи студентом, удалось поработать в Эрмитаже. После вечера я прошу Комара рассказать подробнее. Оказывается, еще на третьем курсе Строгановского училища они с Аликом Меламидом уговорили студенческое научное сообщество отправить их в Эрмитаж для исследований. В то время Комар интересовался композициями в круге, изучать которые проще всего по медалям. В Московском историческом музее коллекция была хорошая, но в диком беспорядке, а в Эрмитаже все было замечательно структурировано. Двух студентов отправили в Эрмитаж на целое лето, с тех пор у Комара совершенно особое отношение к этому музею.

Художник подводит итог ужину в честь себя, в организации которого невольно поучаствовал сам: «Этот вечер очень для меня важен. За одним столом собираются как русские, так и американские друзья Эрмитажа, обсуждается развитие фонда музея на Западе, многие богатые американцы покупают картины и дарят их русскому музею. По-моему, это знак того, что холодная война кончается. Мы живем сейчас немного в сумеречной зоне неопределенных отношений между Россией и Америкой, но у нас очень много точек соприкосновения, и я уверен, что сейчас, в начале второго тысячелетия, мы находимся в начале будущей большой дружбы между двумя странами».

И именно культура может стать самым простым способом подружиться.