Политика американских денежных властей очень проста и логична. Во-первых, новые бумажные доллары помогут американцам гораздо дешевле расплатиться по своим астрономическим долгам и набирать очередные, чтобы поддерживать стабильность своей «политэкономии дефицита». Во-вторых, последующее неизбежное ослабление курса национальной валюты сделает американские товары более конкурентоспособными и поддержит внутреннее производство и экспорт. Но вот всему остальному миру от этого может стать очень несладко, причем в первую очередь развивающимся странам.

Дело в том, что именно страны третьего мира демонстрируют сейчас самую быструю экономическую динамику, темпы восстановления крупнейших развивающихся экономик измеряются устойчивыми 7-10% годовых. Поэтому очевидно, что переизбыток долларов хлынет из Штатов не в вялотекущую и неспешную Европу, а в Китай, Индию, Бразилию и Юго-Восточную Азию. Спекулятивный капитал — сила очень мобильная и эффективная. Он хлынет на внутренние рынки, надует пузыри на фондовых площадках и в недвижимости, заработает и зафиксирует прибыль, и смотается назад, оставив после себя рухнувшие индексы, распродажи по дешевке и укрепившиеся к доллару местные валюты, из-за чего разбухнут издержки и станет дорогой и неконкурентоспособной местная промышленность.

«На войне как на войне», и правительства Китая, Малайзии и Таиланда уже начинают строить барьеры на пути свободного движения капиталов и регулировать курсы национальных валют, покушаясь тем самым на святая святых глобализма. И это, между прочим, несмотря на торжественное решение саммита G20 не допустить валютных войн. Что ж, в кризис, как сказал Павел Теплухин, каждый сам за себя.

Интересно, однако, что будет дальше? Что случится, если антидолларовые эскарпы и редуты понастроят все не самые близкие друзья американцев? Скажем, российский Центробанк, несмотря на «перезагрузку», «модернизацию», святыни G20 и вот-вот ВТО, вопреки стабильно дорожающей нефти и усиливающемуся притоку в страну нефтедолларов, тихой сапой рубль-то маленько ослабляет (и правильно делает). Как американцы будут расхлебывать собственную денежную массу? Ведь тогда даже инфляция станет наилучшим выходом из положения, но и этого, боюсь, не светит — будет стагфляция, быстрое повышение цен на фоне минимального роста экономики, а это самое неприятное и затяжное состояние экономики.

Стагфляция в Америке, непобедимый дефицит, межстрановые экономические диспропорции и социальная напряженность в еврозоне, бурный индустриальный рост в третьем мире. Как вам такая недалекая перспектива? А что касается России, то боюсь, что адский соблазн поставлять ресурсы на Восток переборет тягу к модернизации… У самого руки чешутся купить акций сырьевых компаний, уж больно у них понятные перспективы…