Фильм рассказывает о жизни группировки неофашистов, которые где-то на окраине Москвы собираются в подвале. «Россия-88» снята «субъективной камерой» — это будто бы документальный фильм, который готовит в подарок главному герою Штыку молодой человек по имени Эдик, наполовину еврей и, несмотря на это, полноценный участник группировки. Бардин показывает незатейливый быт московских фашистов: как они занимаются спортом, ездят в тренировочный лагерь, взаимодействуют с ментами и неким представителем не то ультраправой партии, не то правительственного молодежного объединения. Есть сцены побоев гастарбайтеров и сцены угарных попоек. В общем, это неплохо локализованный вариант устоявшегося на Западе жанра «кино про скинхедов» («Фанатик», «Ромпер Стомпер», «Американская история Х»). Все они примерно одинаково выстроены, везде похожий набор героев, везде один моральный вывод. Но фильм «Россия-88», снятый как псевдодомашнее видео, в отличие от них, очень искусственно выруливает к финалу. В обшарпанные подъезды и грязные рынки, снятые трясущейся рукой, неуклюже вписывается трагедия шекспировского масштаба. 

На показ большинство гостей шли с острым любопытством и легким страхом.

Обсуждение «России-88» оказалось едва ли не более увлекательным, чем фильм. Клубу «Сноб» давали ответы режиссер Павел Бардин и сопродюсер Анна Михалкова. Правда, Анна Никитична, оправдываясь тем, что к работе присоединилась на самом последнем этапе, в дискуссию вступала всего несколько раз.

Основные претензии зрителей сводились к расплывчатости позиции автора, который создал образ слишком уж харизматичного героя. На вопрос, не воспримет ли российский зритель картину как пропаганду неонацизма, режиссер ответил: «Если считать нашего зрителя идиотом, то ему вообще никаких фильмов показывать не стоит». Самым активным оппонентом была Марина Бушуева. На вопрос, который в «России-88» задавали прохожим: «Согласны ли вы с лозунгом "Россия — для русских"?», она ответила положительно. Бушуева упрекнула Бардина в том, что он однобоко осветил проблему: ее возмутило, что в конце тянется список убийств 2008 года на почве этнической ненависти, но нет списка преступлений, которые совершили гастарбайтеры. 

Бардин оказался очень хорошим оратором — на каждый вопрос из зала отвечал внятно и развернуто, взвешивая все возможные точки зрения. Очевидно, что «Россия-88» для него в большей степени высказывание позиции, нежели художественное произведение. К сожалению, не все зрители захотели поучаствовать в беседе. Сразу после показа ушел писатель Михаил Елизаров, который не боится радикальных высказываний и одевается по моде скинхедов (носит подтяжки, например). Возможно, он захочет поделиться своими впечатлениями здесь, в комментариях.  

Полная версия обсуждения фильма будет опубликована завтра в разделе «Кафедра».