Как попасть в элитную американскую школу-пансион

Устраивая свою 13-летнюю дочь в школу-пансион, Ирина Абаринова поняла, что русское происхождение может оказаться преимуществом в Америке

Иллюстрация: Mary Evans/Photas
Иллюстрация: Mary Evans/Photas
+T -
Поделиться:

Несмотря на отличные отметки и высокие показатели по тестам в очень приличной государственной школе, дочь в школу ходила неохотно и на уроках особой активности не проявляла. Мы очень старались отвлечь ребенка в свободное от школы время: арт-студия, балетный класс, драматический кружок, занятия иностранными языками и т. д. Что-то больше нравилось, что-то меньше. Ребенок был занят — это точно. Но не особенно счастлив. На вопрос: «Какие у тебя планы на эти выходные, Маша?» дочь отвечала: I have no plans, just a schedule.

И мы решили определить ее в одну из школ-пансионов. Вопрос элитности даже не стоял — задача была просто возродить интеллектуальное любопытство, которое в средней школе стало угасать.

Не без колебаний и сомнений по поводу того, как сложится ее жизнь в «интернате» и достаточно ли наша дочь независима и самостоятельна для этого в свои 13 лет, решили все-таки попробовать. В тот момент шансы на успех казались призрачными.

Официальных рейтингов частных школ не существует в природе. Частные школы, в отличие от государственных, не обязаны предоставлять полную информацию кому бы то ни было, кроме NAIS (National Association of Independent Schools), а та в свою очередь использует ее преимущественно для внутреннего пользования. Журнал U. S. News & World Report, используя свои критерии выборки лучшей сотни американских high schools, публикует рейтинги только государственных школ. Несколько бесплатных источников информации, таких как сайт Great Schools, College Confidential (интересный форум со специальным разделом Prep School Admission), дают интересные мнения родителей и учеников, но в таком мизерном количестве, что полноценную картину о качестве той или иной школы трудно составить. Boarding School Review публикует на своем сайте подробную фактическую информацию общего характера, предоставленную самими школами опять же без оценки независимых экспертов. И наконец, в Prep School Review можно получить рейтинг лучших частных школ США, Канады и Англии, заплатив за подписку порядка 90 долларов.

После подробного изучения всей доступной информации — книги, исследования, монографии и рейтинги — был составлен список из девяти элитных школ, которые решено было исследовать более тщательно и посетить лично. Вот некоторые из них: Episcopal High (смешанная), Madeira (женская) и Foxcroft (женская). Все три находятся в непосредственной близости от места, в котором мы живем, на севере Виргинии, и принадлежат к фаворитам «южан», исторически предпочитавших отправлять туда своих детей.

Emma Willard, штат Нью-Йорк (женская), Miss Porter’s, Коннектикут (женская), Middlesex, Массачусетс (смешанная), Westminster, Коннектикут (смешанная), Concord, Массачусетс (смешанная), Hotchkiss, Коннектикут (смешанная) находятся в традиционной school zone — Новой Англии и Нью-Йорке, исторически сложившемся месте воспитания препп-элиты. Специалисты советуют при составлении списка школ ориентироваться на следующее правило: две должны быть out of reach, то есть вы попадете туда, если случится чудо; еще две, где у вас неплохие шансы на поступление; и две safe, так сказать, на всякий случай, где место вашему ребенку более или менее гарантировано.

В течение долгого и изнурительного времени поступления — весь процесс занимает примерно шесть месяцев — выяснились многие факторы, или, как их называют, hooks, зная о которых и умело их используя, можно существенно повысить ваши шансы на поступление. Однако существует один ключевой, на котором хочу остановиться подробно. Фактор этот — diversity.

В своих попытках противостоять презумпции элитарности элитарные школы-интернаты прилагают все силы к тому, чтобы создать впечатление, что демографически они более разнообразны, чем они есть на самом деле. За последние 40 лет школы потратили огромное количество денег и сил на решение этой задачи. Однако конечная цель этих усилий остается под вопросом: действительно ли школы стремятся предоставить право на элитное образование выходцам из среднего класса и других культур или создают видимость такого стремления?

По некоторым данным, в США учащиеся из России составляют лишь 1% от общего числа иностранных студентов (включая учащихся как школ, так и колледжей). Для сравнения: доля студентов из Китая — 11%. Из-за большого наплыва студенты из Юго-Восточной Азии и Китая превратились, по выражению одного admission officer, «во вчерашних евреев», которым наряду с католиками и ирландцами было очень сложно попасть в элитные учебные заведения, изначально предназначенные для англикан. «Они все выглядят для нас на одно лицо: отличная успеваемость, виртуозная игра на скрипке и запредельно высокие результаты вступительных тестов. Но нам нужны личности с яркой индивидуальностью, а в этом плане их очень трудно различить», — сказал admission officer.

Евгения Перетц, автор статьи «Код Мисс Портер» в журнале Vanity Fair, так излагает воспоминания одной студентки прошлого: «В то время как лучшие колледжи и школы страны открывали свои двери для женщин и представителей меньшинств, Мисс Портер держалась своего прежнего отношения к черным, ирландцам и евреям. Одна студентка спросила директрису, почему в Фармингтоне нет евреев, и та ответила: “Откуда ты знаешь, что их тут нет?” Просто они должны были притворяться англиканами».

В этом смысле diversity — это главный козырь для абитуриента с «интригующими русскими корнями». Самый важный момент для diversity-квоты — определить, какой ты русский: настоящий или только по паспорту. Имеется в виду, знаешь ли ты русский язык, как часто бываешь в России, в курсе ли социальных и политических событий. Естественно, такие вопросы задаются русским, проживающим в Америке или Канаде, дабы выявить уже давно американизированных и потерявших всякую связь со своей культурой. Русские, прибывшие непосредственно из России, естественно, настоящая находка для школы, жаждущей представить как можно больше истинных представителей той или иной культуры в своих стенах. И если ты единственный, кто поступает в этом году из России, или, еще лучше, школа не имеет ни одного ученика из твоей страны, твои шансы неимоверно возрастают.

Как узнать заранее, есть ли русские в той или иной школе? Можно просто посмотреть на сайте, какие страны и национальности представлены среди действующих учеников, а то и просто задать прямой вопрос члену приемной комиссии. Однако если школа уже имеет хотя бы одного русского, то ваш diversity-козырь превращается в валета. Одного представителя другой культуры достаточно, чтобы удовлетворить спрос на разнообразие.

На момент нашего поступления только в одной школе учился единственный русский мальчик, в Middlesex. В Мисс Портер припомнили одну москвичку из прошлых выпусков — «очень сильную студентку», в Мадейре с восхищением вспомнили еще одну — «необыкновенно умную и сногсшибательной красоты». В Foxcroft наше появление вообще произвело фурор; мы почувствовали себя одновременно инопланетянами и именинниками.

В итоге результат получился такой: из восьми школ, куда дочь официально подавала заявление, она поступила в четыре и выбрала Эмму Виллард за ее неповторимый по красоте кампус, сильную академическую программу, финансовую щедрость и отсутствие явного снобизма.

О двух школах, в которых мы побывали и которые традиционно конкурируют за звание лучших школ-пансионов Америки:

Подробнее

Железные леди Miss Porter’s

Школа расположена в маленьком городке Фармингтон, штат Коннектикут, и долгое время была единственной так называемой «альфа-фабрикой», куда с незапамятных времен семьи американской аристократии отправляли своих дочерей. Среди выпускниц — Джеки Кеннеди-Онассис, Дороти Буш (мать президента Буша-старшего и бабушка Буша-младшего), Глория Вандербильдт, Лора Рокфеллер, Элис Гамильтон (первая женщина-профессор Гарвардской школы медицины) и многие другие.

Справедливости ради стоит сказать, что былая слава заведения несколько поблекла с бумом смешанного образования в 70-х годах. Отцы — выпускники Андовера, Экзетера и других бывших школ для мальчиков, после того как эти заведения открыли свои двери для девочек, получили возможность отправлять туда дочерей. (Известно, что legacy — в данном случае «преемственность» — большое преимущество при поступлении.) И если когда-то это был в буквальном смысле пансион благородных девиц, где серьезный упор делался на изучение истории искусств, литературы, совершенствование в верховой езде и прочие «женские» предметы, то сегодня миссия школы кардинально изменилась.

Цель Мисс Портер сегодня — воспитание женщин-лидеров, этаких железных леди. Такое впечатление, что политика школы основывается на теории социального дарвинизма, где слабых характером отсеивают на начальной стадии, а если таковой и затешется по случайности, то на снисхождение рассчитывать не будет. Школа воспитывает стойкость и терпение, без которых в современном мире не выжить. В качестве классического примера приводится гордость школы — Джеки Кеннеди, выдержку которой Мисс Портер записывает на свой счет, имея в виду достоинство, с которым первая леди вынесла многочисленные скандалы и унижения со стороны неверного мужа.

В Мисс Портер у нас было некоторое преимущество перед остальными кандидатками. Дело в том, что у нас было рекомендательное письмо от выпускницы школы, которая знала мою дочь с семилетнего возраста. Она же оказалась и ценным источником информации о закулисной жизни самой школы. Кендал Роуз — из старинной семьи виргинской аристократии, связанной прямым родством с генералом Робертом Ли, так вспоминает о своих первых впечатлениях:

«До поступления в Мисс Портер я была очень стеснительным, неуверенным ребенком со средней успеваемостью. И только в стенах Мисс Портер ко мне пришли большие амбиции, я почувствовала себя очень значимой и способной на большую успешную карьеру в бизнесе. Занимались мы очень много и подолгу... После Мисс Портер Гарвард, в который я поступила, показался просто “цветочками”. Были, конечно, девицы, которым в силу огромного родительского состояния вообще не надо было думать ни о какой карьере. Так оно и случилось: многие просто вышли замуж за парней из своего социального круга, отрабатывая искусство ничегонеделанья. Помню, учились среди нас и несколько афроамериканок, принятых в школу, так сказать, в качестве эксперимента. Вот интересно, как сложилась их судьба?»

Интервьюировала нас красивая, строгая девушка из приемной комиссии по имени Сара Дюпон. Это собеседование проходило отдельно с родителями и отдельно с ребенком (такое правило во всех школах). Интервью имеет исключительно важное значение, иногда оно даже важнее, чем школьные оценки и результаты тестов, так как это единственный момент, когда член приемной комиссии имеет шанс непосредственно оценить личность ребенка. Очень часто личность на бумаге разительно отличается от живого абитуриента. Как сказали мне в приемной комиссии одной из школ, самовлюбленные, эгоистичные дети, хоть и с отличными показателями успеваемости, не нужны никому.

Помимо стандартных вопросов, какой твой любимый предмет в школе, твое любимое литературное произведение (если захочешь блеснуть интеллектуальным выбором, будь готов к дискуссии) или как ты провел лето (здесь, кстати, подвох: если ты только и делаешь, что прожигаешь каникулы на экзотических островах или на фешенебельных курортах, то даром не нужен, так как пользы обществу от тебя никакой), есть и более тонкие: «Какими эпитетами тебя называют родители?», «С кем из известных в мире людей, живых или мертвых, ты бы хотела пообедать и что бы ты у них спросила?»

После собеседования — экскурсия по территории в сопровождении ученика (ученицы), который с гордостью покажет все достопримечательности и ответит на все ваши вопросы. (А потом напишет отчет о своих впечатлениях о вас и вашем ребенке. Цель такого отчета — понять, каков энтузиазм кандидата, кто больше интересуется школой: вы или все-таки ваш ребенок.)

Персонал Мисс Портер настолько вежлив и предупредителен, что это даже вызывает легкую неловкость. При посещении урока учитель персонально нас представил (ни в одной другой школе этого больше не было), и все ученицы нас поприветствовали, а одна даже отдельно подошла и рассказала, как она любит Россию и как мечтает в ней побывать.

Думаю, что дело здесь не только в том, чтобы показать манеры. На момент нашего поступления школа находилась в центре публичного скандала: родители одной из учениц, ставшей жертвой травли, предъявили иск администрации школы за моральную травму. История получила большой резонанс в прессе, журнал Vanity Fair сделал из нее историю с обложки: группа учениц старших классов, называвшая себя «the Oprichniki», третировала младших при попустительстве администрации. Многочисленные влиятельные выпускницы бросились в защиту альма-матер.

В любом случае, мне показалось, что суперисключительные манеры с примесью нервозности — это следствие стремления поддержать пошатнувшееся реноме.

Несмотря на исторически сложившийся консерватизм школы, высокий процент детей из семей республиканцев и явный snob-appeal, девочки совершенно не похожи на «леди» в традиционном понимании слова. Одеты casual в любимые для преппи-подростков вещи: сапоги-угги, курточки от J.Crew, джинсы от Anthropologie, свитера от Ralph Lauren...

Не без грусти признаюсь: после посещения школы стало ясно, что дух «заведения благородных девиц» и его ценности не совсем подходят артистичному и интровертному характеру нашей дочери, а значит, и она — не подходящий для школы кандидат. Забегая вперед, скажу, что так оно и случилось. Школа нас не отвергла с ходу из уважения к своей выпускнице (рекомендательное письмо имеет очень большой вес), а поставила на waiting list, что в данном случае равносильно вежливому отказу. (Поясню, что в принципе, постановка в waiting list — это не всегда отказ, его просто нужно уметь анализировать.)

Girly Chic of Emma Willard

Эмма Виллард находится в двух часах езды от Нью-Йорка. Большинство учениц — дочки инвестиционных банкиров Уолл-стрит, юристов и крупных дельцов на рынке недвижимости.

Школа основана в 1821 году учительницей и активисткой движения за права женщин Эммой Виллард. Это первая в Америке школа-интернат для девочек, дававшая ученицам законченное среднее образование (high school). Расположена на окраине города Троя, штат Нью-Йорк, на горе Ида. Основные здания кампуса, занимающего площадь 0,55 квадратного километра, построены в стиле неоготика. Интерьеры соответствующие. Именно здесь снимались фильмы «Запах женщины» и «Императорский клуб».

В настоящее время в школе учатся 317 девочек (202 на полном пансионе, 115 на дневном обучении), из них 88 — иностранки. У 53 учениц либо мать, либо сестра учились в Эмме. Средний размер класса — 12 учениц. Соотношение учениц и взрослого персонала школы — шесть к одному. У каждой девочки есть живущий в кампусе консультант, к которому или которой она может обращаться в любое время дня и ночи с любыми проблемами. Кроме того, над каждой девятиклассницей берет шефство старшеклассница, а в общежитии есть еще house parent, которая решает бытовые проблемы школьниц.

Из знаменитых выпускниц стоит назвать Элизабет Стантон, зачинательницу суфражистского движения в США, звезду немого кино и Бродвея Джастин Джонстон, Кирстон Джилибрандт, сенатора от Нью-Йорка, актрису Джейн Фонду. Последняя, кстати, очень активно участвует в благотворительных мероприятиях по сбору средств в пользу альма-матер, обычно проводящихся в отеле Waldorf Astoria в Нью-Йорке.

Формат посещения здесь был несколько другой, так как мы приехали на День открытых дверей. Встречи с администрацией школы и учителями, посещение классов, роскошный ланч, накрытый в парадной зале с белыми скатертями на столах, концерт учениц, и в завершение — личное интервью с кандидатками.

Атмосфера школы более либеральная и теплая, чем в Мисс Портер. Девочкам здесь можно быть женственными и слабыми, можно целиком посвятить себя традиционно женским занятиям: искусству, музыке, балету, литературе. Тем, кому по плечу hard science, продвинутые курсы по математике, физике, биологии предоставлены в большом объеме. Конкуренция, по словам ректора, приветствуется «только с самой собой». Школа уделяет особое внимание глобальному образованию: тщательно продуманные туры по всему миру в период весенних каникул, серия лекций о современных глобальных проблемах с приглашением спикеров-экспертов и, самое главное, высокий процент талантливых учениц из разных стран независимо от их способности оплатить обучение. В общем, в школу дочь влюбилась с первого взгляда, и школа ответила взаимностью. Ее не только в итоге зачислили, но и предоставили существенную финансовую помощь.

Комментировать Всего 87 комментариев

Встречали ли вы в том пансионе, который в результате выбрали, других русских детей?

Irina Abarinova Комментарий удален

Катя, вот уж точно! До того, как я встретила Свету, я так была горда собой, что мы через все прошли...Но случай со Светой меня поставил на место...Есть же дети! И есть в Америке возможности, которые не купишь за деньги. Многие full pay аппликанты не прошли по конкурсу, а она - пожалуйста.

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Я в свое время приехала в университет вот так же по полной стипендии и потом долго приходилось объяснять всем кто слушал, что можно без блата и знакомств и то, что тот кто ищет, тот всегда найдет.

С тех пор только и встречаюсь с молодежью, которая рассказывает как это невозможно. А вот света из шепетовки явно подтверждает мою веру в возможность невозможного!

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян, Katya Osnovsky, Марианна Яровская

Молодец, Мария! Где ты училась?

Но все-таки в университете получить стипендию проще, там существует blind admission, то есть если они тебя захотели, то деньги для тебя найдутся. В школах, даже элитных, очень трудно получить финансовую помощь. Как сказал Владимир Спокойный, деньги играют очень важную роль.

Ирина, это не совсем точно, поскольку blind admission на иностранных студентов не распространяется. В Корнеле, где несколько лет училась я, в год выдавали всего 15 стипендий для иностранных студентов.

Я забыла, что вы были иностранная студентка :) (Кстати, извиняюсь, что я вас на "ты" назвала в предыдущем комментарии)

В таком случае, это действительно редкий случай. Еще раз, восхищаюсь!

Да, нет, ничего страшного ;-) А восхищаться особенно нечем - удача со стипендией это скорее счастливое совпадение нескольких демографических факторов, в том числе и того, что кто-то отказался от стипендии в последний момент. Кстати, мне пришла телеграмма из университета о том, что для меня нашлись деньги ровно в день моего рождения, 12-го июля ;-)

Не умаляя достоинства Светы, могу предположить, что она была единственная, кто поступал в этом году из Украины. Еще раз повторяю, Diversity is the key

самородок. и это очень здорово. 

Очень полезная статья, Ирина! И новая фотография на профиле тоже прекрасна :) 

Эту реплику поддерживают: Анна Карабаш, Людмила Фролова

Аня и Катя, спасибо, дорогие!

Если Вашего супруга зовут Владимиром - привет ему от меня. 

Супруг бывший, но мы близкие друзья и привет передам обязательно! Спасибо!

Вам спасибо. Мы учились во ВГИКЕ, он был хорошим парнем,                    по-английски он говорил с ужасающим акцентом и замечательной смелостью. Впрочем, это не по теме, извините...

Ирина,спасибо большое! Я смотрю в сторону Экзетера,Андовера или Лоуренсвилля для сына, но меня несколько смущает расстояние.Британия все же ближе.

Нелли, я слышала, что попасть по-настоящему в элитную школу в Британии русским просто невозможно. Помните, даже барон Ротшильд на Снобе говорил, что детей надо отправлять учиться в Америку, только там они узнают настоящий "срез реальной жизни". Эти слова - косвенное подтверждение абсолютной закрытости британских элитных школ.

Если ребенок уверенный в себе, самостоятельный и хорошо адаптируется, расстояние не помеха. Тем более, что если захочет потом учиться в американском университете, то будут связи и знание общества, что очень хорошо.

Кстати, дети моих знакомых, которые закончили британские школы, очень часто выбирают американские университеты. Почему? Потому что all jobs are here, in USA, чего нельзя сказать об Англии. В общем, если надумаете, то обращайтесь, помогу чем смогу.

Ирина, спасибо! Я думала об этой британской элитности, и вот еще -отзывы моих знакомых, у которых дети учатся в Британии,-они смешанные.Американские prep schools мне нравятся больше.Будем думать.

++Кстати, дети моих знакомых, которые закончили британские школы, очень часто выбирают американские университеты.++

на undergrad? крайне редко. на masters? это правда.

я не в восторге от британского образования, но не на американское же его менять.

Владимир, чем вам англо-саксонское образование не угодило?

Хотя вот один знакомый француз-американец увез детей в Швейцарию в государственную школу. Очень нахваливал швейцарские гос. школы, а в частных сказал, что только проблемные дети учатся. Не знаю, насколько это правда

Ир, это абсолютная правда. Частная школа в Швейцарии  - это вариант для того, кто не тянет государственную. Или для раздолбая от богатых родителей, который и может учиться, да не хочет. Так там и относятся к выпускникам частных школ.

Исключение - международные школы, экспатские. Они по определению частные, и дети ходят туда из-за языка. Мои дети в такую ходили, на английском - потому что госшколы только на языке кантона (т.е. в Женеве - французские), а итальянской нету, хоть итальянский и один из государственных языков страны. Что до качества, то оно нормальное континентальное европейское образование, вроде нашего, французского или немецкого.

А англо-саксонское мне не угодило тем, что оно не дает образования, а дает навык блестящих, но пустых презентаций. Продукт этого образования может скоммуницировать что хошь, но только вот ему чаще нечего коммуницировать. У нас была четкая корреляция по этому поводу в Оксфорде: придумать, посчитать, структурировать - это к русским, французам, болгарам и немцам. Пауэрпойнт с анимацией нарисовать и бегло рассказать аудитории - это к американцу. Но на вопросы аудитории по делу опять русский, болгарин, немец и француз отвечает. 

Но я не буду про это опять начинать. На "Снобе" принято считать, что российское образование - это вообще миф, неамериканское - handicap, а англосаксонское - светоч добра и красоты.  Ну ладно, пусть так и считается.

PS А с каких пор мы на "вы"? Мы не были на "ты" еще в 91 г, во времена "независьки" третьякова?

Эту реплику поддерживают: Natalia Kuznetsova

Володя, спасибо, очень интересное мнение...

А "тыкать" я тебе не посмела.. Ты уже тогда, в 90-х был порядочный сноб, в лучшем смысле этого слова :))

PS: Привет тебе от Абаринова

Хмм..где-то всегда трава зеленее, видимо :) А вот у нас в Оксфорде был и есть ряд американцев, которые плюнули на все свои местные возможности и боролись за возможность получить Настоящее Европейское Образование. Для них это - высший пилотаж как раз. Я не готова сравнивать Англию и Америку, ибо в Америке сама не училась, но подозреваю, что важна индивидуальная точка отсчета и что конкретно человек исчет.

По теме в целом - все очень верно, diversity is the key. Кстати, наконец-то начинает это осознавать британский рынок труда - количество заявок на специалистов из emerging markets существенно изменилось, даже по сравнению с прошлым годом. Наша способность выживать в хаосе  растет в цене с каждым днем. Так что если Англия будет все делать правильно, она еще поборется за количество рабочих мест, будучи бизнес-центром Европы.

P.S. Ирина, посмотрела Ваш профиль, мы отчасти земляки - я долго жила на Таймыре :)

Эту реплику поддерживают: Irina Abarinova

Наталья, спасибо за комментарий! Вдвойне приятно от землячки!

В Оксфорде много американцев всего лишь потому, что у них много стипендий в Оксфорд. 

Хм..стипендия  - она же не цель, а средство. 

Вы имеете в виду, что стипендия - не winning factor, а qualifying factor?  Разумеется.  А если хотите ещё научнее, то есть не просто на уровне корреляций, а на уровне причинно-следственных связей, то подумайте - почему в Оксфорде среди undergrads в разы больше американцев, чем в Кембридже.  Подскажу ответ.  Стипендии.

а) желание учиться в Англии первично, стипендия - вторична. Если бы мне предложили стипендию, скажем, в Дели, не факт, что это предложение рассматривалось бы :)

б) дело в том, что я получала Executive education и к нам такое понятие, как стипендия, неприменимо, ибо образование это нацелено на людей состоявшихся ( 9 лет опыта минимум). Так вот все мои американские одноклассники сделали именно свой самостоятельный выбор, без влияния вспомогательных факторов. Я знаю еще несколько американцев, которые получали full time MBA тоже без каких-либо стипендий и руководствовались именно принципом того, что это "классическая Англия". 

а) Winning / qualifying - это не приоритизируется на первично-вторично.  Посмотрите в каком-нибудь учебнике. 

б) Блог про детей.  Undergrads.  Слушателей кратких курсов красных командиров и школ рабочей молодёжи очень уважаю за помощь в финансировании нормального образования, но речь не про них.  

а) так это вы вашу классификацию презентовали, я нигде не сказала что я с ней согласилась или что я на нее опиралась. Читайте внимательно.

б) а при чем здесь краткие курсы, позволю себе уточнить? 

в) тема вышла за грани undegrads и сравниваются подходы к образованию в двух странах в целом

а) тогда объясните своей "первично-вторичной" теорией мой контрпример про Оксфорд и Кембридж.  Про undergrads.

б) это вольный перевод восклицания при прочитывании строчки Executive MBA в резюме :)

в) нет проблем, я просто привёл контрпример именно про undergrads, а получил рассказ про MBA.  В огороде - бузина.

Кирилл, вы сейчас пытаетесь со мной играть в традиционную английскую игру "кто круче - Оксфорд или Кембридж". Пардон, я в такое не играю, потому что считаю, что это подходящее времяпровождение как раз для упоминавшихся ndergrads. 

Про игры я не в курсе.  А суть дискуссии была в том, что я опроверг Выш тезис, что американцы едут за Настоящим Европейским Образованием в Оксфорд своим контрпримером, а Вы на протяжении нескольких реплик и множества написанных букв ничего по существу мне не возразили.

Это просто вы не увидели.

Кирилл, простите, а что реально американскому школьнику поступить в Оксфорд на undergrad? Я думала, что очень тяжело...

На общих основаниях.  Никто американцев не дискриминирует.  Только не знаю, как устанавливается эквивалент A-levels для американских школ. И плата будет побольше в 2-4 раза, в зависимости от специальности.  Но по вашим меркам это - всё равно копейки, да и стипендий в США в Оксфорд хватает.  Сейчас даже в Кембридж уже стипендии появились.

Спасибо, Кирилл. А насколько прием competitive? Примерно такой же как в наши американские лиги плюща?

На взгляд, конкурс на каждую конкретно взятую специальность похожий.  Но зато головной боли меньше.  Наши эссе - не на высосанные из пальца темы, а релевантны либо к биографии или к рекомендованным книгам.  Да и рекомендация школьная даётся в начале учебного года, чтобы потом приводы в полицию уже не имели значения :)  Опять же, вес последнего экзамена по многим предметам - 1/4, поэтому при хорошей сдаче в предвыпускном классе и в декабре можно не так сильно волноваться летом. Все равно итоговая оценка будет какая надо для удовлетворения требования условного оффера.

Спасибо большое, Кирилл! Моя дочь что-то стала бредить Оксфордом, вот я и поинтересовалась.

Взгляд на школы со стороны отца-сына

Ирина, спасибо  большое за прекрасный анализ школ с позиции матери – дочери. Он, безусловно, поможет при выборе школы другим Снобчанам. Позвольте и мне, добавить несколько своих рекомендаций только с позиции отца-сына, который тоже учится в одной из таких элит-школ- Phillips Exeter Academy,  сейчас он уже в 11-ом классе.

Моя супруга почти четыре года назад проделала подобный анализ и, как Вы, читала всю возможную в прессе литературу об этих школах. В некоторые полетела сама. Нужно отметить, что на нашем побережье в Калифрнии таких школ практически не оказалось. Все, по-настоящему, прекрасные школы сконцентрированы на East Coast. Потом дала мне ознакомиться с ее выводами, с которыми я, как обычно,  не согласился. Пошел своим путем в анализе этих школ. Первое, что я сделал, это открыл результаты победителей олимпиад, спортивных соревнований и различных конкурсов по Америке по широкому спектру направлений: математика, футбол, фото, физика, биология, музыка, танцы, химия, теннис, гольф, и т.д. Посмотрел представительство школ среди победителей разных конкурсов, соревнований и олимпиад.  И сделал список №1. Так как я сам прекрасно понимаю университетскую «кухню» всех рейтингов, то я приступил к анализу куда поступают выпускники школ. При этом отбросив поступивших и окончивших на специальности типа political, social science и тому подобные, так как обычно на эти специальности, как самые легкие идут те, кто более сложные не может осилить. Среди гуманитариев, предваряя все вопросы, наиболее сложная и престижная это специализация философия, лингвистика, история. Надо очень попыхтеть и совсем серьезно натужиться, чтобы успешно попасть на эти специализации и, самое главное их закончить.  На основе этого  я составил список №2.

Дальше я пошел анализировать «заслуги» учителей.  Внимательно проанализировал учителей и их результаты в науке. У меня в этом вопросе постояный 30-летний спор с моим близким другом Борисом Беренфельдом: какой должен был учитель- «ученый-творец» или педагог-методист. Мое мнение, что достаточно ребенку встретить в школе одного «безумного творца» и это определит его всю дальнейшую жизнь. Слово «ученый» здесь не точное, более верно, конечно, использовать «творец».  Это может быть и тренер спортивный, и педагог балетный, и учитель математики, но нужна «яркая личность».  Для этого я перечитал «кучу» статей об этих учителях и собственно статьи этих учителей. Не поенился, полетел и познакомился и переговрил со многими. Анализ мне дал список №3

Как человек-прагматик, далее я стал анализировать финансы. Чудес не бывает- деньги определяют все и эта информация тоже вся доступна. Endowment каждый школы показывает многое. Согласитесь, что когда школа владеет финасовыми средствами на уровне от 100 миллионов долларов, то такая школа может себе позволить «купить» любого преподавателя и создать самые прекрасные условия для обучения и жизни. Обратите внимание, что endowment это не assets, это сумма, которая у школы имеется действительно в активах.  Таким образом, получился список №4.

Дальше все было просто. Нашел пересечение всех четырех множеств, оно было ненулевое, и предложил этот список своему сыну. Он подал в 8 школ. Четыре приняли, две поставили на, упомянутый Ириной waiting list, и две отказали.

О том, как происходит обучение и, что немаловажно, как организована жизнь детей в этих школах, могу рассказать подробно, но уже отдельно. Напоследок хочу отметить, что американские элитные школы нельзя сравнивать с нашей московской двушкой или 57-ой,  или питерской 239-ой. Эти школы сравнивать нельзя не потому, что одни лучше, а другие хуже. Просто они совсем другие. Самое главное, сын- Даниил безумно влюблен в свою школу, считает на каникулах дни, когда вернется домой – школа теперь его дом. Ну, а мы с женой счастливы за него.  

Эту реплику поддерживают: Людмила Фролова, Марина Сайдукова

Михаил, вот это анализ! Вот что значит мужской аналитический ум, просто восхищена! Жаль, что я вас не знала раньше до нашего поступления... Все-таки поразительное место Сноб, где можно обменяться мнениями с такими знающими людьми. Удачи вашему сыну!

Ирина, спасибо за теплые слова и пожелания, но, как говорится, "цыплят по осени считают". Правда опыт двух старших сыновей, показывает, что "это работает". У меня старший уже заканчивает PhD Nothwestern химию, средний закончил колледж Univ of Chicago физику и сейчас тоже на идет graduate, так что надежда есть, что и младший не подкачает. А Ваш анализ я думаю не устареет  и для моей самой маленькой, ей правда всего только будет два годика, но вот мы с супругой, как говорится на старости себе игрушку сделали. Для нее точно Ваши критерии сработают лучше, чем мои для мужиков. И Вашей дочери больших успехов

Знаю несколько выпусников экзетера и Андовера, в том числе нескольких русскоязычных, закончивших еще 15 лет назад. Все обожают свои школы, и все умны как на подбор.

Да, Мария, они действительны влюблены в свою школу. Что касается, все умны, то тут я не совсем с Вами согласен. Они не умны, а я бы сказал по-другому, они талантливы - один в  спорте, другой в  живописи, третий в науке, четвертый, и такие тоже есть, в кошельке родителей. Но, они коллектив близкий по духу людей и это очень важно. 

Да, наверное 'талантливы' - это более точное определение чем 'умны'. Хотя по-моему еще более точным словом будет 'целеустремленны'  - один из моих знакомых специалист по Индонезии, другой - предприниматель, третий - очень умный финансист, а четвертый ушел с большой должности в финансовом секторе и только что выиграл турнир WPT (World Pocker Tournament). Так что у каждого свой путь, но часто уже само наличие пути радует больше чем какие либо успехи в нем.

Мария, Ваше определение более точное, совершенно с Вами согласен. Прочитал на Снобе, что Вы профессионально занимаетесь образованием и решил с Вами поделиться еще одним фактом, может Вам и не только Вам это пригодится. В чем по-настоящему сильны эти школы, это креативностью  и персонифицированным подходом к детям. Когда сын только поступил в школу, то я пожаловался куратору, что он не имеет уважения к еде, ест все, что попало, как большинство американцев. После этого его учитель по программированию придумал ему проект- Веб-холодильник. Суть проекта в следующем. Человек идет домой с работы. У него есть доступ к базе данных продуктов, которые у него в холодильнике.   У него есть доступ к базе данных различных рецептов по приготовлению еды. У него есть доступ к базе данных меню в соседних ресторанах. А дальше, программа должна найти для этого человека оптимальный выбор в различных случаях, когда лимит, деньги на ужин, чтобы докупить продукты или поесть в ресторане, или лимит время, которое он хочет потратить на приготовление пищи, или лимит расстояние на машине, которое он должен проехать, чтобы "добыть" себе ужин и т.д. Я был в восторге от этого проекта, ну, а сын теперь в кулинарии и в винах разбирается точно лучше меня. 

Эту реплику поддерживают: Мария Генкина, Марина Сайдукова

Михаил, замечательный системный подход. Сразу видно физика. Два вопроса:

1. Не опубликуете ли Ваш список?

2. Хватает ли зарплаты профессора в Drexel на обучение сына в такой школе?

Эту реплику поддерживают: Юлия Дзебань, Мария Генкина

Юрий, я тоже через пару дней опубликую список самых элитных школ с шутливыми, но очень верными коментариями на своем блоге. Обучение стоит в среднем 40-45 тысяч долларов год. Но хотелось бы Михаила список тоже посмотреть. Так что присоединяюсь к просьбе.

Юрий, обязательно найду его и пришлю. При переходе с PC на MAC, куча документов не восстановилось,  (Ирина не всегда давала точное название этих школ, они на, самом деле на слуху), но мой список по памяти был примерно такой ( не в порядке моего рейтинга) : Harker School (это единственная на West Coast), остальные на East Coast: Phillips Exeter, Phillips Andover, Choate Rosemary (блестящая школа для детей в чистую науку), Deerfield Academy (безумно мне понравилась, но большой минус- дикая глушь), Lawrensville (спорт очень силен и прямая дорога в Принстон), Concord Academy (очень сбаллансированная и сильна в гуманитарных направлениях - дорога в Гарвард) и чуть по меньше по размеру школа, но очень мне понравилась практически индивидуальной работой со всеми детьми, по-моему прекрасна для ярко выраженных интравертов - это Hill. Найду список, дам со всеми подробностями.

Эту реплику поддерживают: Марина Сайдукова

Irina Abarinova Комментарий удален

Ирина, прекрасный список (не сразу Вам ответил, потому что как всегда был в долгом перелете). Я же Вам сказал, что по очень многим школам мы с Вами пересечемся. В чем я просчитался, когда делал свой анализ, я не нашел времени составить рейтинг школ по количеству отчислений на дисциплинарных комитетах. Это очень важно, в особенности, когда родители далеко. Чего греха таить, в этих школах есть трава и дети курят. Нас пока бог миловал, и Вас я, надеюсь тоже, потому что Emma Willard никогда этим не славилась, но.. В этом списке есть школы (не хочу голословно утвеждать какие, но поверьте, что есть), в которыз столь демократичная атмосфера, что детям говорят, что трава лучше сигарет - не такая безвредная. Если кто-то из родителей снобовцев сумеет составить такой рейтинг (наркобезопасности школ), то я думаю, что многие будут ему благодарны. 

Юрий, по второму вопросу, если коротко, то хватает, но не без труда.  Учтите, что у меня это младший сын, а старший и средний тоже учились в частных университетах, так что напряжение было не малое. Но, если по серьезному отвечать на этот вопрос, то чем "круче" школа, чем сложнее в ней учиться, тем легче получить в ней сколаршип. Как нибудь отдельно поговорим о плате за обучение, в америке это продумано очень здорово. Например, при поступлении в колледж законом запрещено запрашивать родителей об их доходах.  Сначала поступи, а потом с тобой начнет работать финансовый офис и определять сколько могут заплатить твои родители, насколько университет заинтересован в тебе и сколько хочет дать тебе денег, чтобы ты не пошел в другой университет учиться и т.д. Университеты здесь сильно конкурируют за качественный состав студентов.

Про колледж я в общем в курсе, а про частные школы не знал. Интересно.

Юрий, в этом году у сына официальная плата за обучение стоит 41 тысяча. Наша семья не eligible под финансовую помощь (государству кажется, что мы много зарабатываем), но фактически мы платим в этом году всего 12 тысяч - все остальное разные schoolarship. В официальную плату не входят учебники, перелеты на каникулы, бесконечные экскурсии, десятки различных страховок - это все отдельно платим, конечно, мы. Но официальных schoolarship он получил на 29 тысяч. Сын воспринимает эти деньги, как честно заработанные им самим, и горд от этого.

Какой у вас там капитализм со звериным лицом...   Вот у нас пока 3 тысячи фунтов в год.  Всем студентам при наличии их желания предоставляется льготный кредит на оплату обучения плюс чуть менее льготный на расходы.  Ну и разнообразные стипендии и вспомоществования со всех сторон.  Социализм.

Удивляет только, что при всём при этом конкурс в Оксбридж и, естественно, Рассел Груп, на взгляд меньше, чем в ваш Айви.  Наверное потому, что при социализме можно хоть десять Оксбриджей закончить, а заработать денег вряд ли получится.  Обратная сторона социализма.

Эту реплику поддерживают: Михаил Спокойный

Кирилл, спасибо, я очень люблю Ваши коментарии

Вот этот подход безусловно правильный. А в Москве до сих пор самой престижной школой многие считают самую дорогую(

Любовь, здесь  при выборе я тоже учитывал это, но не самая дорогая, а самая богатая. Обычно самая богатая дает и самые большие schoolarship для детей. 

Ирина, Вы получили ценный опыт, который очень пригодится Вам через несколько лет, когда дочери надо будет поступать в университет.Там тоже очень важен фактор diversity. Я уже два года изучаю все эти вопросы, т.к. моя дочь как раз сейчас поступает в американские университеты. Из Лондона изучать немного сложнее, т.к. лично поехать посмотреть не так-то просто. Я очень благодарна форуму College Confidential, там опытные люди мне помогли советом. Мы надеемся, что причастность к трем культурам хоть немного поможет, плюс какие-то еще "hooks", какими бы малозначащими они нам сейчас не казались.

Мария, моя официальная кампания за поступление в колледж уже началась! По советам некоторых экспертов - это уже поздно! Причастность к трем культурам поможет непременно, так как университеты (и школы) GO GLOBAL и это не слова, а настоящая политика. Удачи вашей дочери, и если будут какие-то вопросы, то тоже обращайтесь. Есть знакомые-американцы, которые очень хорошо знают американские колледжи "изнутри". Я и сама сейчас это все изучаю.

Эту реплику поддерживают: Михаил Спокойный

Ирина, за какое время (чтобы не было поздно) нужно начать присматриваться-поступать в школу, если, скажем, я планирую, чтобы моя дочь последние перед университетом год-два проучиласть в западной школе?

Юля, в каком классе ваша девочка сейчас?

В последние два американских класса 11 и 12 попасть довольно трудно, но можно. Основной набор в 9 класс - самое большое число вакансий.

Готовиться надо уже сейчас, в смысле "составления резюме". В чем дочь талантлива? В спорте? В рисовании? В музыке? Академически (очень хорошо учиться)? Нужно продемонстрировать конкретные достижения. Медали, награды, публикации, участие в выставках и т.д. Очень важно community servis - то есть работа на благо общества, волонтерство в детских домах или клиниках, например.

Уже сейчас начинайте выбирать школу, смотрите вебсайты, рейтинги. Конечно трудно издалека все это делать. Хороший образовательный консультант это здорово. Только вот при беглом просмотре наших российских агенств, я обнаружила, что американский рынок они плохо еще знают. Да и Американская ассоциация образовательных консультантов считает, что много стало мошенников в этой сфере, особенно в России и Китае.

Спасибо за Ваш комментарий. Действительно на расстоянии сложно. Буду собирать инфо... А что это за Американская ассоциация образовательных консультантов?

Independent Educational Consultants Association

профессиональные консультанты с приличной репутацией и опытом работы (не мошенники)

Ирина, в этом вопросе я не совсем с Вами соглашусь и постараюсь объяснить почему. За эти годы я познакомился достаточно близко с Head of admissions Exetera. Он, как раз куратор моего сына.  Он, конечно, не раскрывал мне никаких секретов, но некоторая информация была очень полезна. Во многих школах есть эссе, которые проверяются и по ним высказывают свое мнение не учителя, а дети, очень часто такие же абитуриенты. Например, мой младший писал письмо (полстраницы текста) своему будущему roommate. А средний писал эссе - мой первый урок тютора, где он должен был взять любую тему школьную и попытаться ее объяснить воображаемому другу по классу. Дети очень чувствуют " чужую" взрослую руку. Поэтому консультант нужен, но не дай бог, если консультант, а таких много, возьмется за дополнительную плату писать эссе за ребенка. В комиссии это просчитывается немедленно.  И еще один очень важный момент-  все школы любят детей, кто через тернии к звездам, т.е. образ такого совсем "отличника-ботаника" для них плох. Конечно, бывают исключения. В этом году они взяли одного мальчика из Кореи, ну совсем ботаника, но он победил на мировом конкурсе интела за самую талантливую работу в программировании. Главный совет: родители должны помочь детям быть natural, любая фальш видна и отсекается. 

Михаил, я с вами совершенно согласна, апликант должен все сам писать, если за него делает все консультант или родитель это сразу видно. Но настоящий профессионал-консультант не для этого нужен, он просто помогает сооринтироваться в огромном многообразии школ - какая для интровертов, какая для nerds, какая  fancy, какая brainy . Хороший консультант подберет школы где есть реальный шанс поступления... Согласитесь, для иностранных студентов это очень важно. Кстати, хороший консультант никогда не возьмется писать эссе и никогда не гарантирует 100 процентов поступления.

Эту реплику поддерживают: Михаил Спокойный

Если самим плотно заниматься вопросом, можно вполне обойтись без консультантов. Я проверила, не пожалела $800 за начальную консультацию. После двухлетнего сидения в форуме College Confidential, я этому консультанту выдала уже практически готовый список колледжей. Но я думала, может я что-то важное пропустила, все-таки он профессионал. Он только сидел, кивал головой и соглашался. Потом прислал письмо с точно тем же списком + 2-3 колледжа, которые мы уже отвергли сами, на основе собственных изысканий. А потом еще хотел помогать нам заполнять applications, редактировать (не писать!) эссе и т.д.- за $10000. Это был серьезный, рекомендованный консультант, написавший даже известную серию книг об элитных колледжах. Но тут уж я решила, что это чересчур, пусть дочь поступает сама как может. Я не против консультантов в принципе, но когда родители серьезно сами этим занимаются, они необязательны. 

Эту реплику поддерживают: Irina Abarinova

Ирина можете всегда смело рассчитыаать и на мою помощь, если кому-то нужен совет.

Поступление в колледж

Я сейчас работаю над оформлением книги на эту тему. По мнению её авторов, разнообразие происхожднения кандидатов (diversity) — лишь один из критериев отбора. Разработанная ими стратегия успеха укладывается в девиз «Будь похож да выделяйся» (Be alike but spike). По-моему, это близко к истине. Экзотика помогает только когда академический и социальный уровень совпадают с общими. Просто так экзотичного дикаря из джунглей Амазонки вряд ли возьмут. Это относится в равной степени к престижным универститетам и школам, о которых Вы пишете.

Миша, конечно, на одной  diversity далеко не уедешь. Этот фактор помогает если все остальные более менее не отклоняются от нормы. С другой стороны, в одной очень престижной школе мне рассказывали как они буквально носятся как с писаной торбой с мальчиком из Афганистана.

По-видимому, это случай похожий на Свету из Шепетовки: «нормальный, хоть и из джунглей!».

Ирина, с нетерпением ждем историю про студенческую жизнь Вашей дочери в частной школе -- появился ли у нее вкус к учебе и жизни, о которых вы упоминаете в начале рассказа про поступление. Каким образом частная школа расскрывает творческие/профессиональные способности Вашей дочери? Почему public school не смогла этого сделать?

Катя, обязательно расскажу. Уже есть сюрпризы от администрации школы.

Дочь очень скучает, были даже мысли, может ошибку я сделала...

Упс, то есть результат трудов неоднозначен?

Пока не знаю, два месяца только прошло... Школа отличная, слов нет. 90 процентов детей адаптируются прекрасно. Но вот дочь у меня - очень интровертный, стеснительный ребенок. Да и привыкла, что мать все для нее делает, а тут приходится все самой. Надеюсь, что адаптируется. Думаю, что какие-то выводы можно делать к концу учебного года.

Администрация школы не очень-то с родителями цацкается. считают, что сами все знают и предпочитают, чтобы родители не вмешивались. Даже на письма не особенно отвечают. Может они и правы. Самое главное, что у тебя уже никакого контроля над ситуацией нет.

Ирина, я Вам в личку пошлю email моего младшего, он соверщенно экстраверт и поможет Вашей дочери пройти этот период. Он знает много ребят из разных этих школ и из школы Вашей дочери тоже. Летайте к ней почаще на parents дни. Это помогает в акклиматизации.  Мы с супругой до сих пор раз в два месяца кто-то из нас летает- посредине семестра. 

Михаил, спасибо огромное!!!

Я   училась   в  специальной   школе  и жила  в интернате  до  18  лет.   Должна   сказать,  что  привыкать  очень  тяжело  и   самостоятельная  жизнь  имеет  свои  плюсы,  но  сильно  отрывает  от  семьи   и  пройдя   эту   школу,    считаю,  что  ребёнок   до  совершеннолетия  должен  жить  в   родительском  доме.  

В  плане   чувств  не  разделять   с  ребёнком   его   жизнь   негативно  влияет   на  обе  стороны,  в  итоге...

Лилиана, в какой стране вы учились?

То, о чем вы пишите, занимало и занимает мои мысли 24 часа в сутки. Однако есть такой момент, время, проведенное вместе на каникулах и родительских днях получается super quality, так что это как-то компенсирует...

Я  училась   в   России   и   это   был    очень    приличный  интернат   при   балетном   училище.  

Время,  проведённое  там,  было   и   весёлым  и   грустным  одновременно.   Мы  также   ездили  домой  на   каникулы    и   с  нетерпением   ждали  звонков   из  дома.    Связь  не  терялась,    но    с    годами      разрушалось   нечто    ценное.    

Я   заметила,   что   сильные  дети  вдали  от   дома   становились  ещё  сильнее,  а  слабые   только   слабее.   

Есть  и   плюсы   -   развивается  самостоятельность,  независимость,   умение   самим   управлять   ситуациями,  но  для  этого  необязательно   жить   вдали   от   родительского   дома.     Мне  кажется,   дети   без  родителей   выглядят  очень  беззащитно.

Безусловно,  Ирина,   я   вовсе    не  хочу   Вас     пугать    и     понимаю   Ваши  сомнения,   также   уверена,  что  выбранная  Вами  школа   -  замечательная    во   всех  отношениях.    В  любом  случае,   Вы   всегда   можете  прекратить   проживание  там  своей  дочери,  если   пожелаете.   

Я  всего  лишь  делюсь    опытом   своей  жизни...

Лилиана, спасибо вам огромное. Конечно, это же не тюрьма, всегда можно забрать назад. Посмотрю, что будет в конце учебного года.

Что касается, балетного училища, я знаю, что это такое, сама туда поступала (не приняли). Надежда на то, что в американской школе условия гораздо более тепличные, чем в наших училищах, это точно.

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

Я не знаю, как попадают в американские школы-пансионаты, но зато очень хорошо знаю, как и кто попадает в шведские ...

Спасибо, Евгений за contribution!