Фото: Анна Казакова
Фото: Анна Казакова

Этажом выше, в находящемся над Concrete зале Hayward Gallery, проходила его выставка «Удзино и вращающиеся устройства» (Ujino and the Rotators).

Фото: Анна Казакова
Фото: Анна Казакова

Четыре года назад известный токийский скульптор и музыкант Удзино прошелся ураганом по кухням друзей и комиссионкам, сметая с полок старенькую бытовую технику, способную издавать хоть какие-то звуки. Так появился The Rotators — оркестр электроприборов. Все «музыканты» здесь объединены в единую цепь и подчиняются головному механизму — Rotatorhead, усовершенствованному диджейскому пульту. Время от времени, повинуясь велению Удзино, кто-то из них оживает и вступает со своей неповторимой музыкальной партией.

Фото: Анна Казакова
Фото: Анна Казакова

Удзино рассказал, что детство и юность, проведенные в бурно развивавшейся Японии 70-х и 80-х, повлияли на его выбор: это не бесплотные манга и анимация, а материальный реализм. Впрочем, звуки индустриализации наполняют мир композитора наравне с традиционными клавишными и струнными, которые, правда, подверглись доработке.

Фото: Анна Казакова
Фото: Анна Казакова

Знал ли Удзино, что бар Concrete, над которым проходила его выставка-представление, давно стал русским местом? Трудно сказать, когда именно это произошло. Что появилось вначале: техно-вечеринки сотрудников Би-би-си, а по совместительству диджеев Паши и Славы? Или русскоговорящий бармен? Или установка по розливу «Балтики №7»? О том, что происходит в Concrete, мне попытался объяснить постоянный посетитель бара Салават Тимирясов, генеральный директор интерьерной компании «Соло».

Тем временем Удзино уже начал выступление.

Блендер квакал, дрель визжала, а сам Удзино напоминал безумного ведущего кулинарного телешоу. Как на любой кухне, не обошлось без мелких катастроф и испачканных посетителей. Но банановый молочный коктейль, приготовленный при помощи музыки, был вкуснее обычного и стоил счета за химчистку.

Фото: Анна Казакова
Фото: Анна Казакова

А на улице резиденты Concrete ревновали свою публику к странному гастролеру. Вот что сказал мне диджей Паша Каневский:

После завершения необыкновенного концерта последовала мучительная для любого японца процедура рукопожатий и объятий с доброжелательно настроенными незнакомцами. Через полчаса в сутулой фигуре было уже сложно узнать Удзино. А чуть позже включили более привычное для посетителей Concrete минимал-техно.

Удзино деликатно сидел и курил в сторонке.