/ Москва

Чем кролики обязаны Матиссу

В рамках программы Premium участники проекта «Сноб» в центре «Гараж» посмотрели авторскую версию фильма режиссера Марка Халилея «Матисс»

+T -
Поделиться:

Наталья Семенова решила показать фильм о Матиссе, потому что сто лет назад коллекционер Сергей Щукин купил и привез в Москву две знаменитые работы Матисса — «Танец» и «Музыку». Отметить эту дату и посмотреть кино пришло так много народу, что в зале «Гаража» гости сидели на ступеньках.

В своем фильме британский режиссер Марк Халилей (Mark Halliley) в стремительном темпе демонстрирует влияние Матисса на современную жизнь, ищет совпадения в работах современных дизайнеров и художников. Неприлично молодой по меркам российского культурного телевидения ведущий ездит по Европе в разноцветных олдтаймерах и повсюду ищет следы Матисса: в символике лондонских Олимпийских игр, в полосках Пола Смита, в платьях Ива Сен-Лорана. Карла Бруни одета в платья с голубями с картины «Небо Полинезии», узор на галстуках Пола Смита напоминает картину «Голубая обнаженная». Его цвета — это цвета Матисса. Для наглядности Пол Смит достает свои оранжевые сапоги, голубые туфли, зеленую сумку и раскладывает их на репродукции матиссовской «Улитки». Даже кролик Миффи из детских книжек обязан своим происхождением Матиссу: его создатель старался использовать максимально простые цвета и линии, как у Матисса.

В Америку и Россию ведущий едет смотреть на самые знаменитые произведения художника, а Наталья Семенова в качестве одного из экспертов фильма объясняет происхождение коллекции Матисса в России: «Щукин купил первую работу Матисса в 1906 году, а потом, в 1909-м, заказал еще две — "Танец" и "Музыку", которые впоследствии стали знаковыми произведениями для искусства новейшего времени. Интересно, что Щукин сначала отказался от этих работ: их было достаточно рискованно выставлять в Москве в 1910 году, но потом все же решился, купил и сказал Матиссу знаменитые слова, которые звучат в этом фильме: "Публика против вас, но будущее за вами". В этом фильме показано, как Щукин угадал это будущее».

Фильм был показан без перевода, в режиссерской версии:

Наталье Семеновой она нравится больше, чем финальный монтаж фильма, который увидят зрители BBC 1: «Режиссер попробовал взглянуть на художника глазами человека XXI века — клиповый монтаж, компьютерная графика и ничего от пресного научпопа. На ВВС фильм вышел в перемонтированном, гораздо более "спокойном" варианте».

Перед фильмом выступил внук Щукина, Андре-Марк Деллок-Фурко, который также представил книгу Натальи Семеновой «Московские коллекционеры. Щукин. Морозов. Остроухов. Три судьбы. Три истории увлечений», только что вышедшую в издательстве «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей». В ней подробно описываются те факты, на которых создатели фильма остановились мельком, а именно как Щукин привез Матисса в Россию. Наталья Семенова планировала рассказать об этом подробнее, но потом, сославшись на нехватку времени, предложила всем прочитать эту историю в книге.

Спонсоры мероприятия

Комментировать Всего 19 комментариев

Мне фильм очень понравился, я получил множество солнечных впечатлений, единственное, что мое солнечное чувство немого подпорчено тем, что я не смог вытащить сюда детей.

Я в очередной раз поражаюсь мастерству документалистов телекомпании BBC. Вот как они умели снимать прекрасное документальное кино об искусстве 20 лет назад, так и сейчас они по прежнему это умеют.

Очень здорово, потому что показали все его периоды жизни, показали его женщин, его родной дом, и особенно поздний период, который часто остается незамеченным. И все это за один час. Суперски!

Александр, тогда вам особенно будет интересна моя книга  - в ней отдельный очерк посвящен Илье Остроухову.

Наталья Семенова Комментарий удален

Что же они еще там вырезали для финального монтажа, если это показалось им слишком смелым и сложным?

Совершенно. Это разговор с пятилетними.

А вы не преувеличиваете? Судя по моим 25-летним студентам в РГГУ, они в большинстве своем пятилетние. Может быть это просто разговор, адресованный не нам?

Возможно. Но если вы правы насчет количества «пятилетних», то от этого еще грустнее...

А мне кажется, что фильм очень неплох, в качестве первой подготовительной встречи с Матиссом. Он быстрый. Он оперирует знакомыми понятиями. Он говорит про Матисса, живущего здесь и сейчас, а не там и тогда. Такой разговор нужен.

Возможно, но для меня это слишком BBC, а хочется чего-то другого...

Я была в восторге. Спасибо за вечер. Фильм мне очень понравился - свежо, современно, без излишней экзальтированности, которая иногда присуща этому жанру.

Для меня стало открытием что сохранились  прижизненные записи Матисса, вот он делает коллажи, вот он гуляет.

Качественный телевизионный продукт под  "Минорный свинг" Джанго Рейнхарда,  мальчик журналист (Марк Халилей ) искренний и заинтересованный, особенно тронуло когда он плакал в часовне, такой душечка, в фильме очень много человеческого, художник не академичный, сухой и черствый, журналист искренний и восторженный с настоящими эмоциями, это ценно -  жалко, что в такой редакции не взяли в трансляцию самого канала. 

Небольшая ремарка - самого режиссера в фильме нет. Он как всегда за кадром. Обаятельный юноша Олистер - самый модный британский перезентер. Только он не сам все пишет себе, как Леонид Парфенов, а озвучивает чужой текст. Именно его молодость и боевой задор так импонируют молодежи, смотревший этот фильм. Может англичане и устали от ВВС, а я, только закончившая перевод бестселлера о жизни Матисса (откуда и позаимствована во многом канва фильма) голосую за этот продукт. Именно так сейчас надо снимать и писать. А кто хочет больше науки – пусть читает умные каталоги и смотрит усложненные фильмы о системе фовизма. Прости, дорогой Ричард - ничего личного.

Матисс, конечно, появился не на пустом месте. но сколько бы ведущий вместе с нами не таскался по местам детства и юности художника, какие бы пейзажи не рассматривал, по каким бы улицам не ходил, в какие бы текстильные лавки не заглядывал и из каких бы окон не высовывался, стоит помнить одно, никто больше в этих местах равновесного Матиссу таланта не родился. а в остальном фильм замечательный, особенно для начальной школы.  

Эту реплику поддерживают: Владимир Кайгородов

Юрий , безусловно, кроме Поленова московский  дворик тоже никто не повторит, а Витебск навсегда наверное останется городом Шагала. А ведь когда путешествуешь то все равно волей не волей таскаешься по всяким таким местам (лавочки, соборы, пейзажи), запоминая энергетику места и пытаясь ее почувствовать.Тестильная лавка была хороша, какой синий, просто восторг, не судите строго продукт то телевизионный, массмедийный, для всех, поэтому и мысли были практически у всех жалко не взяли с собой детей, надо показыать детям, у Вас мысли о начальной школе.Забавно что BBC посчитала эту редакции слишком наукообразной.

Если бы таких фильмов было побольше (в качестве учебных программ, переведенных на русский язык), я думаю, образование бы от этого только выиграло. Это очень хороший, интересный фильм. Более того, очень информативный, я многих вещей не знал из жизни Матисса. Поэтому , мне показалось, это очень интересное и полезное мероприятие. Мне вообще эта серия ВВС о художниках очень нравится. Формат достаточно комфортный, можно было просто наслаждаться фильмом, он идет недолго, и место выбрано очень приятное. Послевкусие осталось очень хорошее. Проект интересный, и форма подачи очень хорошая.