11 книг, к которым я возвращаюсь всю жизнь

Иллюстрация: Сноб.Ру/Илья Викторов
Иллюстрация: Сноб.Ру/Илья Викторов
+T -
Поделиться:

В связи с прошедшим недавно в Москве Международным днем книги директор магазина «Библио-Глобус» Борис Есенькин составил список книг, которые он считает обязательными для всеобщего прочтения, и рассказал, почему он так думает.

1. «Тихий Дон» Шолохова

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

 

«Тихий Дон» мне впервые прочитала бабушка. Это была такая толстая книга, и мы собирались вечерами у русской печки и слушали. В этом произведении для меня вся Россия!

2. «Городок в табакерке» Одоевского

 

Первая необыкновенная книга, которую я прочитал сам. Моя мама работала в типографии «Детская книга» и приносила нам маленькие книжечки по 5-7 копеек. Меня просто завораживала зависимость от этого невидимого динь-динь, я тогда впервые почувствовал, как мы в жизни зависим друг от друга.

3. «Дед Мазай и зайцы» Некрасова

 

Передо мной открылся другой мир. Как дед Мазай спасал зайцев — осталось в памяти навсегда. Я понял, что есть какая-то высшая справедливость, что охота на зайцев — это естественное течение жизни, а вот то, что зайцы могут утонуть из-за половодья, этого нельзя допустить.

4. «Железная дорога» Некрасова

Иллюстрация: Илья Глазунов
Иллюстрация: Илья Глазунов

 

Русский человек постоянно что-то делает, ради чего-то старается, в общем — строит железную дорогу. Но весь трагизм в том, что за этим своим занятием он не видит ничего лучшего, он строит, а жизнь проходит мимо. Я часто повторяю про себя эти строчки — ведь все мы так и живем. 

Да не робей за отчизну любезную...

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную —

Вынесет всё, что Господь ни пошлет!

Вынесет всё — и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только жить в эту пору прекрасную

Уж не придется ни мне, ни тебе.

5. Стихи Есенина

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
Сергей Есенин

 

Есенина очень люблю. Он остался в памяти, может быть, потому, что дед мой из Рязани, а может, фамилия Есенькин, которая идет с 1865 года, сыграла тут свою роль. Вдруг Есенин — какой-нибудь наш дальний родственник. Я люблю все его произведения, но особенно меня трогают такие, как «Ты жива еще моя старушка» — вот такого плана. Они напоминают о том жизненном цикле, с которым я еще не сталкивался, но когда-нибудь наверняка столкнусь.

6. «Опыты» Монтеня

 

В какой-то момент я заинтересовался философией, стал читать журнал «Вопросы философии», и мне совершенно случайно попалось на глаза высказывание Монтеня — я тут же побежал в библиотеку. Прочитал книгу Монтеня, вышедшую в серии «Литературные памятники». И все чаще стал задумываться о том, что такое жизнь, для чего мы живем. К Монтеню я возвращаюсь постоянно. Это моя настольная книга.

7. «Сын человеческий» Меня

 

После Меня у меня произошел переворот в сознании, я стал задумываться над тем, что в человеке есть внутренняя божественность. Мы живем в этом мире, но не всегда осознаем происходящее правильно, и кто-то нами как будто руководит, кто-то нас подталкивает. Мень — личность, которая стоит на перепутье Вечного. Он рассуждает о Вечном, задаваясь вопросом об истине, которая меняется на протяжении тысячелетий. Для Александра Меня истина в том, что все в жизни идет через боль, через познание и сомнение.

8. «Идиот» Достоевского

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости
Кадр из фильма "Идиот"

 

Достоевского я прочитал, когда попал в армию. Что такое Достоевский? Невозможно так войти вовнутрь человека и так его разъять, увязать с действительностью, как это делает Федор Михайлович. И самое страшное, самое драматичное в этом, что его не хотят услышать, не понимают по-настоящему.

9. «Письмо незнакомки» Цвейга

 

Цвейг для меня — это любовь, страсть, глубочайшая эмоциональность. Интим в отношениях. Любовные моменты, которые с трудом поддаются описанию. Рассказ о том, чего хочет женщина и что должно присутствовать в отношениях друг с другом. Сколько здесь всего заложено: философия, боль, чувства...

10. «Морской волк» и «Белый клык» Джека Лондона

 

Джек Лондон — человек, который всю жизнь искал себя. Все его произведения — это прежде всего мужество, стойкость в тяжелых жизненных обстоятельствах, качества, без которых мужчина непредставим. И трагичность этих обстоятельств... Не каждый доходит до своей цели, не каждый находит себя — Джек Лондон лучший пример того, как выстоять, когда тебя ломают.

11. «Финансист» Драйзера

 

Драйзер необычайно точно и ярко описал то, что было в тот период в Америке. Он хорошо чувствует, что переживают люди, окруженные миллионом соблазнов, как им тяжело. Это та книга, которая всегда должна быть на полке. Сейчас Драйзер особенно актуален, во всех его книгах мы можем увидеть себя — чем мы напитались и как мы потеряли духовность.

Комментировать Всего 9 комментариев

Было бы здорово интересно, если бы такой персонифицированный список книг с короткими пояснениями  (музыкальных произведений, стихов, анекдотов, фильмов, живописных картин, etc.) составил каждый член клуба (А еще лучше - интернета. Я одно время вынашивал идею подобного сайта).

Хорошая идея

надо будет в будущем попробовать

Дай список Фридмана! А то я сам дам

так вы тут в комментарии и опубликуйте

Обидно расстрелять такой материал -- у тебя, наверное, уже новый рейтинг на подходе

я бы тут и поставил!

там же прямая речь из gq- вот для комментария это как раз годится

А сможем это как-то подсветить, чтобы в культурном слое не завязло?

Михаил Фридман, Альфа групп. Вот его рейтинг

Книги, оказавшие наибольшее влияние на формирование моего сознания

(в хронологическом порядке).

 

 

 

1.         Л. Пантелеев «Честное слово» (рассказ прочитан родителями вслух в 3 года)

От редакции. Классическое произведение советской детской литературы. Рассказ Леонида Пантелеева (1908-1988) о стойком 6-летнем мальчике-часовом, которого во время игры в войну забыли снять с поста. Год издания - 1941-й.

М. Фридман: -- «А еще мои родители никогда не понимали, и я, собственно, тоже не очень понимаю: как можно договориться и не сделать. Бывает, конечно, что я лгу, редко, когда сознательно и с дальним умыслом. Но в базисных вещах: в отношениях с партнерами, с сотрудниками - честно, не понимаю, как можно не держать слово. Хорошо, скажи: «Я подумаю, не знаю, мне нужно время», но бить по рукам, а потом не выполнять?! К примеру, мои родители в пять лет привели меня на урок в музыкальную школу. Первый урок - так все интересно, здорово. Возвращаемся домой, а папа мне говорит: «Ну как? Будешь заниматься музыкой? Нравится?» Я по глупости ответил: «Да, очень нравится». Я же понятия не имел, что меня ждет. А папа: «Ну смотри, пока пять классов не закончишь, будешь заниматься. Договорились?» Договорились. Через два дня я плакал горючими слезами. У бабушки моей были такие нотные тетради, так вот все они были заплаканы в буквальном смысле слова». (Из интервью Михаила Фридмана журналу GQ)

2.         Д. Дефо «Робинзон Крузо» (прочитано родителями вслух в 5 лет)

От редакции. Первый и самый известный роман английского писателя Даниэля Дефо. Год издания - 1719-й. В основе романа - реальные приключения английского моряка Александра Селькирка, который четыре года провёл на необитаемом острове в Тихом океане у берегов Чили (сегодня этот остров назван в честь литературного героя Дефо). Роман открыл в европейской литературе целый жанр "робинзониады" - произведений о человеке, изолированном от цивилизации. Среди литературных предшественников: арабский мистический роман 12 века "Хави ибн Ягдан" - о человеке, выросшем на необитаемом острове.

М. Фридман: -- «Идея вести собственный дневник, на мой взгляд, абсолютно здоровая, но не при моем виде деятельности - отсутствии времени и нездоровом отношении окружающих.» (Комментарий для www.snob.ru)

«Мир мало изменился за последние 30 тысяч лет, когда появился человек разумный. Библия, по некоторым данным, датируется четвертым тысячелетием до нашей эры. Так вот там исчерпывающим образом описано все многообразие человеческих характеров. В принципе, уже Библии достаточно, чтобы вести крупный бизнес. Я бы не сказал, что я интеллектуал, просто человеческая жизнь заслуживает самого пристального внимания. И тогда все получится» (Из интервью GQ).

3.         И. Ефремов «Туманность Андромеды» (прочитано в 8 лет)

От редакции.  Самый известный роман советского фантаста И. А. Ефремова (1908-1972). Год издания "Туманности Андромеды" - 1958-й. Аркадий Стругацкий писал: "Туманность" произвела буквально ошеломляющее впечатление и оказала огромное влияние на всю последующую советскую фантастику. Это было первое произведение такого взлёта фантазии, такого полёта духа". Книга повлияла на развитие всей мировой фантастики, существует мнение, что Джордж Лукас  назвал Дарта Вейдера, одного из главных персонажей «Звездных войн», в честь ефремовского Дар Ветра. Под влиянием «Туманности Андромеды» братья Стругацкие написали свою утопию «Полдень. XXII век.

М. Фридман: -- «Я считаю, что мы живем в прозрачном и хрупком мире и ни в чьих интересах его расшатывать - ни журналистов, ни бизнесменов, ни политиков». (Из интервью «Ведомостям».)

4.         М. Рид «Всадник без головы» (прочитано в 10 лет)

От редакции.  Самый известный роман Майн Рида (1818 - 1883), "Всадник без головы", был написан в 1865-м году. Владимир Набоков вспоминал: "Книги капитана Майн-Рида о Диком Западе, в упрощенном переводе, были в начале века излюбленным чтением русских мальчиков и после того, как увяла его американская слава". И еще: "Майн Рид подарил мне видения прерий, огромных открытых пространств и безграничного неба.» Набоков сохранил любовь к Майн Риду и в поздние годы, и даже перевел "Всадника без головы" на французский язык александрийским стихом. Сегодня М. Рид практически не известен в Великобритании и США, зато в России его книги по-прежнему вызывают интерес.

М. Фридман: -- «Я  с компанией езжу в основном в экстремальные туры на джипах, типа Camel Trophy. Уже как 10 лет. Своя команда сложилась. Там только мужчины, потому что физические нагрузки, да и обстановка иногда спартанская. Вообще, мы с нашими поездками стали тренд-сеттерами. За нами другие потянулись, Чубайс все тот же. Но у него более экстремальный отдых, и преимущественно в России. Для меня туры на джипах не столько экстрим, сколько этнография: обычаи, кухня, природа, культура». (Из интервью журналу GQ)

5.         А. Дюма «Три мушкетера» (прочитано в 12 лет)

От редакции. Знаменитый роман Александра Дюма-отца. «Три мушкетёра» изначально публиковались по главам в журнале Le Siècle с марта по июль 1844. Это традиционный роман с продолжением: глава обрывалась на самом интересном месте.

М. Фридман: -- «Родители как-то с детства привили вкус к театрам, выставкам, чтению. У меня была самая обычная советская интеллигентная семья. Отец и мать - инженеры. Читал я очень много всего и быстро. Забавно, я никогда в жизни не читал специальной литературы по бизнесу, о банках, инвестициях. Исключительно художественная литература, не считая журналов и газет. Этого вполне достаточно, чтобы иметь представление о разных видах деятельности, которой мы занимаемся. По большому счету бизнес — это наука о человеке». (Из интервью журналу GQ)

6.         Р.П. Уоррен «Вся королевская рать» (прочитано в 14 лет)

От редакции. Роман получил престижную Пулитцеровскую премию в 1947-м году. В основе книги - история губернатора Луизианы Хью Лонга, американского популиста, противника президента Франклина Рузвельта, вероятного кандидата в президенты на выборах 1936-го года, застреленного в самом начале предвыборной компании. Главный герой романа — "народный вождь" Вилли Старк, сначала убежденный в своей способности сделать мир лучше, постепенно превращается в жестокого беспринципного политика. Его девиз — «Добро можно делать только из зла, потому что больше его просто не из чего делать».

М. Фридман: -- «Одно из важнейших достоинств человека, который зарабатывает деньги, это возможность выбора, свобода выбора».

Или: «В данный момент Вы нагло лжете. Кроме того, если Вы будете публично лгать, я подам на Вас в суд опять. И я боюсь, что Вы потеряете деньги еще раз. Я Вам советую думать, прежде чем говорить».

Из дебатов с Андреем Васильевым, «К барьеру».

7.         М. Булгаков «Мастер и Маргарита» (прочитано в 15 лет)

«Википедия»: Многоплановый, полифоничный роман Михаила Афанасьевича Булгакова, написан в 1940-м году, впервые он вышел в свет только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, с купюрами, в сокращенном журнальном варианте.

М. Фридман: -- «Безусловно, феноменальное впечатление произвел в свое время роман «Мастер и Маргарита». Я читал его в журнале «Москва», издание 1967 года. В году эдак 1978-м. Мне его принесли на один день. Про Библию я тогда слышал только плохое, поэтому вся эта история меня потрясла». (Из интервью журналу GQ)

8.         Э. Хемингуэй «Фиеста». «Недолгое счастье Фрэнсиса Макомбера» и др. рассказы

От редакции. «И восходит солнце (Фиеста)» - первый роман Эрнеста Хэмингуэя (1926). После публикации романа 27-летний Хэмингуэй стал известным писателем.

М. Фридман: -- «Хемингуэй как-то дал формулу хорошего рассказа. Нужно знать о человеке все, а затем описать небольшой эпизод из его жизни, но вместить в него все свое знание» (Из интервью журналу GQ)

9.         У. Фолкнер «Особняк» (прочитано в 19 лет)

Из речи Уильяма Фолкнера при вручении ему Нобелевской премии:  «Перед угрозой ядерного уничтожения молодой мужчина или молодая женщина, пишущие сегодня, забыли о сердечных проблемах, о мятущихся душах... И все же я верю, что человек не просто выстоит, но победит. Человек бессмертен... потому что у него есть душа, потому что он способен к состраданию, жертвенности и стойкости».

М. Фридман: -- «Вообще, об экономике очень трудно говорить. Как в любом сложном явлении, что-то является то добром, то злом. За пределами заповедей, где все предельно четко и ясно, начинается сложный и противоречивый мир. То, что глобализация будет продолжаться, это точно. Будет ли эта глобализация сталкиваться с проблемами? Безусловно». (Из интервью журналу GQ)

10.       Х. Кортасар «Преследователь»

От редакции. Одна из попыток Кортасара рассказать о джазе, который он безумно любил. В качестве главного героя выведен чернокожий саксофонист, прообразом которого был великий музыкант Чарли Паркер.

М. Фридман: -- «Начинал я с музыкальной школы, а потом в конце 70-х, когда ВИА, вокально-инструментальные ансамбли, были везде: при школах, в любом институте, университете, на любом факультете, мы создали свою группу. Аппаратуру приходилось переделывать под себя, сами что-то паяли. Потом ансамбли подразделялись по коммерческому признаку. Кто-то играл на танцах у себя в школе или институте. Кто-то шел дальше — зарабатывал деньги на свадьбах, юбилеях. Я играл для себя и на танцах. Среди серости и однообразия тогдашней жизни это было что-то. Представляете, выступаешь, девчонки смотрят». (Из интервью журналу GQ)