Недавно кто-то в Facebook сетовал на возраст: дескать, вот и старость подошла — в блогосфере уже тусуются дети, названные в честь героев Friends. South Park и The Simpsons формируют нашу речь, фанаты «Доктора Хауса» несколько лет живут параллельной жизнью, иногда превращаясь за это время в ипохондриков, а Lost на шесть сезонов стал для своих адептов новой религией. Думаю, что не сильно ошибусь, предположив, что сегодня именно сериалы взяли на себя дидактическую функцию, которая долгое время принадлежала литературе, а, скажем, в 60–70-е — рок-музыке. Для кинематографистов этот легкий жанр, приобретший новый вес, становится интересной экспериментальной площадкой. Вот Мартин Скорсезе только что срежиссировал пилотную серию Boardwalk Empire — сериала, который мы и без того ни за что бы не пропустили, потому что его сценарист — Теренс Уинтер, исполнительный продюсер и режиссер незабвенного «Клана Сопрано»: согласитесь, мы далеко ушли от «Санта-Барбары».

Огромный потенциал сериалов как рычага влияния хорошо понимают и пытаются использовать разного рода официальные институции: скажем, The Simpsons, самый длинный мультсериал в истории американского телевидения, за свою почтенную историю заслужил даже уважение Ватикана, который недавно заявил, что Гомер и Барт Симпсоны являются тайными католиками. Как говорится, nice try, хотя выглядит не более убедительно, чем прошлогодняя идея департамента здравоохранения (Department of Health) Великобритании использовать тех же «Симпсонов» для пропаганды здорового образа жизни и борьбы с ожирением. Прелесть сериалов именно в том, что прямолинейная проповедь в них не работает — они чем смешнее, тем эффективнее, так сказать, moraltainment. Зато зрители извлекают из них уроки самого неожиданного свойства.

В общем, многие из нас по завершении очередной серии могут повторить вслед за героями South Park: «Сегодня я многое понял» (I learned something today). Мы решили выяснить у участников проекта «Сноб», чему именно учат их любимые сериалы.

[heroes]