Умерла Белла Ахмадулина
Году в 2002 появился такой литературный анекдот — звонит Белле Ахмадулиной сотрудник администрации президента и говорит: «Белла Ахатовна, мы бы хотели посоветоваться. Нам очень важно мнение творческой интеллигенции. Вам не кажется, что Владимира Владимировича нужно немного развернуть?» Ахмадулина отвечает: «Что вы, ни в коем случае! Не надо трогать Владимира Владимировича! Он так хорошо стоит: справа — зал Чайковского, прямо — Тверская».
Это очень точно придуманная байка. Поэт из ушедшей эпохи для Беллы Ахмадулиной был принципиально важнее современного политика. Ее соратники и сверстники — те, что читали в Политехническом и становились культовыми героями подобно эстрадным исполнителям — ценили в поэзии возможность злободневного высказывания. Поэтическое время Ахмадулиной было принципиально иным. В ее календаре не было дней. Были мгновения и века, и их встреча была самым важным из того, что может стать поэзией:
Мне вспоминать сподручней, чем иметь.
Когда сей миг и прошлое мгновенье
соединятся, будто медь и медь,
их общий звук и есть стихотворенье.
Ахмадулина сделала своим эстетическим принципом то, чего так не хватало советской литературе и особенно интеллигентному советскому читателю – подробнейшее описание своих интимных переживаний, фактов своей внутренней жизни, почти вне событий, вне социума.
Мы соблюдаем правила зимы.
Играем мы, не уступая смеху
и придавая очертанья снегу,
приподнимаем белый снег с земли.
И будто бы предчувствуя беду,
прохожие толпятся у забора,
снедает их тяжелая забота:
а что с тобой имеем мы в виду?
Мы бабу лепим - только и всего.
О, это торжество и удивленье,
когда и высота и удлиненье
зависят от движенья твоего.
Впрочем, было бы неправильно считать, что Ахмадулина игнорировала историю, становившуюся политикой. Но она — тот редкий, едва ли не уникальный пример русского поэта, который оставляет свою политическую позицию открытым письмам и неподцензурным альманахам, не пуская ее в стихи. Хотя, кажется, участие в альманахе «Метрополь» было не столько демонстрацией гражданской позиции, сколько проявлением внутренней свободы.
Казалось бы, утонченная и изощренная лирика не может быть популярной, но само имя Ахмадулиной стало символом такой поэзии в массовой культуре. «Чьи стихи?» — спрашивает в «Иронии судьбы» жлоб Ипполит у Нади, только что спевшей «По улице моей который год звучат шаги», и с пониманием кивает, услышав «Ахмадулина». Что Ипполитам концертов строгие мотивы? Пустой звук. Но и Ипполиты признавали, что место лирика занято Беллой Ахмадулиной — а для таких, как Надя, она была учителем чувств и тем голосом, который поколения стремятся найти в поэте. И может быть, именно поэтому ее негромкий голос звучал дольше, чем ее друзей, поэтов-шестидесятников. Начав писать подростком, Ахмадулина не изменила интонации остро переживающего и парадоксально видящего мир человека — до последних дней.