Ксения Семенова /

Иосиф Бакштейн: Почему русское искусство не берут в Майами

Куратор многих московских биеннале Иосиф Бакштейн о ярмарке Art Basel Miami Beach, о параллельных выставках и о том, как сделать так, чтобы русских галеристов в программе стало больше

Фото: Reuters
Фото: Reuters
+T -
Поделиться:

На крупнейшей американской ярмарке современного искусства в Майами тысячи участников. Галереи из Америки, Западной и Восточной Европы, Японии, Китая, Кореи и совсем немного — из России. На основной площадке Art Basel Miami представлена только галерея «Риджина» с работами Сергея Браткова, Павла Пепперштейна, Стаса Волязловского и Эрвина Вурма, и то сразу от двух городов — Москвы и Лондона. На NADA Art Fair, параллельной ярмарке поменьше, присутствует московская GMG Gallery, которая показывает работы Антона Гинзбурга, Якова Каждана, Ксении Перетрухиной. По словам куратора галереи Андрея Парщикова, это вообще первый случай, когда русскую галерею взяли на ярмарку NADA.

Спрашиваю у Иосифа Бакштейна, искусствоведа, критика, но главное, бессменного куратора Московских биеннале современного искусства, почему так мало российских галерей. «Загадка, загадка, — говорит он, — многие пытаются, их не берут. Все-таки русское искусство отличается тем, что оно, как выясняется, гораздо меньше интегрировано в интернациональные структуры, даже хуже, чем Восточная Европа. Мы какие-то другие».

Но причина, как многие отмечают, еще и в деньгах. Аренда павильона на основной площадке стоит огромных денег, а если прибавить расходы на перевозку работ, страховку, проживание, и все это при совершенной неуверенности, что что-то продастся, — немногие готовы идти на такие траты. Хотя тот факт, что российское искусство не представлено должным образом, сказывается на его дальнейшей репутации. Оно так и остается локальным, направленным на внутренний, очень небольшой рынок.

Комментировать Всего 101 комментарий

Ярмарке современного искусства в Майами было бы уже девять лет, если бы не трагедия в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. В тот год запуск ярмарки решили отменить. Но это совершенно не повлияло на быстрое развитие американского варианта швейцарской ярмарки Art Basel. За недолгие восемь лет ярмарка успела стать крупнейшей в Америке и выйти на уровень своего швейцарского прототипа и английского Frieze.

Некоторые, правда, считают, что она уже самая влиятельная из всех.

Поскольку сюда всегда приезжают американские коллекционеры, а американский рынок все-таки доминирует в мире, конечно, она самая влиятельная. Меня удивляет, что ярмарка в Нью-Йорке, ArmoryShow, по каким-то причинам, не знаю, психологическим или политическим, уступает по влиянию. Наверно, потому что все богатые американские коллекционеры живут в Майами. Особенно те, которые в возрасте. Погода все-таки влияет.

Эту реплику поддерживают: Серж Головач

Погода действительно стоит прекрасная. По-зимнему нежарко, +24, но когда припекает солнце, то не думать о рядом находящемся океане очень трудно. Но добраться до него иногда не успеваешь, потому что за время своего существования Art Basel Miami обросла большим количеством ярмарок-спутников поменьше. Ник Ильин говорит, что рекорд сателлитов, как здесь называют эти ярмарки, был 22 штуки. В этом году их меньше, 12. Но все достаточно интересные. От такого разнообразия голова кругом. Как ориентироваться?

Голова кругом, это точно. Надо понять систему взаимоотношений между галереями, коллекционерами, организаторами ярмарки, потому что здесь очень четкая иерархия того, какое искусство они выставляют. Где-то более некоммерческое, где-то более актуальное или, наоборот, консервативное. На Art Basel Miami есть отделение для модерн арта, есть контемпорари. Вот из сателлитов есть ArtMiami, Scope, RedSpot. Из того, что я видел, NADA интереснее.

Она в традиции настоящего интересного контемпорари арта без коммерческого привкуса, поэтому здесь цены на порядок ниже, чем на Art Basel Miami; новые молодые галереи, которые занимаются новыми молодыми художниками, то есть они впереди в поиске тех тенденций, которые определяют состояние художественной сцены. Я здесь нашел кое-что интересное для себя. Но даже фамилий художников пока не запоминаю, беру карточки, что-то записываю себе, чтобы потом сесть и проанализировать.

Иосиф Бакштейн Комментарий удален

На открытие выставки NADA встречаемся с Ником Ильиным, он стоит перед картиной

маленькие копии которой ограниченным тиражом продаются по 150 долларов. Ник покупает себе экземпляр. 

Я приезжаю сюда каждый год с самого начала. Потому что тепло, и на Рождество можно подарки покупать. Ну и потому что 40-50 тысяч людей из мира искусства здесь собираются, в том числе большие музейные группы, попечители музеев, коллекционеры из Южной Америки, с которыми редко встречаюсь в Европе. Параллельно шесть лет здесь проходит Design Miami, дизайн - это культурный вектор, к тому же он тоже очень хорошо продается. Эту дизайнерскую ярмарку придумал парень – Крейг Робинс, он выкупил целый квартал в Майами, который сегодня называется «design district», сегодня там шикарные магазины и выставочные площадки, а раньше там гуляли наркоманы гуляли, и ообще было опасно в этот район заходить.

Майами отличается еще и тем, что здесь очень важные коллекционеры, которые не скромничают, а показывают свои коллекции. Обязательно надо идти смотреть частные коллекции. Вот коллекционер Роза де ла Круз (Roza de la Cruz) построила трехэтажное здание для экспозиции своей коллекции – 3 тысячи квадратных метров, выставки регулярно меняются. Также фонд Рубелл (Rubell) - семейная коллекция современного искусства. Собрание Маргулиса (Margulies) в Warehouse.

Я вчера видел коллекцию Маргулиса, это потрясающе. Очень советую сходить.

Есть еще коллекция Рубелл. Дона и Меру Рубелл я знаю с 89 года, когда они впервые приехали в Москву. У них коллекция, ориентированная больше на молодых, радикальных художников, а у Маргулиса чуть более консервативная, но очень основательная и отобранная с безупречным вкусом, фактически нет лишних, малозначимых вещей.  

Как за эти годы изменилась ярмарка?

Сначала было трудно, потому что в 2001 году, когда она была запланирована, самолеты врезались в башни в Нью-Йорке. Но потом ярмарка в Майами как-то сразу набрала обороты, стала очень популярна. Теперь это очень богатая ярмарка. Очень удачно было выбрано время. Вот в Москве сейчас будет новая ярмарка с 17 декабря, и я думаю, что ни один западный покупатель не приедет, потому что это ровно неделя до Рождества, это уже неудобно. А здесь – начало декабря, можно еще на лодке покататься, покупаться, потусоваться на открытых площадках - по 15 вечеринок каждый день.

То есть рецепт удачной ярмарки?

Георгий Абдушелишвили Комментарий удален

Это комбинация местных коллекционеров, которые открывают свои дома и коллекции, это погода, это удобное место, и шопинг здесь неплохой, что кстати, для жен, которые не интересуются искусством, очень важно. Я думаю, это рецепт. Поэтому и присосались сегодня столько параллельных ярмарок. В общем здсь все на месте, и здесь, на этих параллельных ярмарках, можно подешевле купить молодое искусство. 

Какие из саттелитов в этом году самые интересные? 

Несколько фотографий с NADA

Всего 90 штук, каждый по 500 долларов. На каждом ноже фотография мусора, собранного на улице

Консультант галереи рассказывает, что маленькие по 5, большие по 10-15-20. Уверяет, что это настоящий хлеб. 

Подарить котика в золоте OTSUKI, да это бомба в Москве

Автора этого прелестного животного я не нашла

Натюрморт

Anton Ginzburg from the series "Abstract America""Lincoln Cut" , 2008, altered plaster bust,10.000 $, gmggallery.com

Francisco Infante15.000 $ each, gmggallery.com

Alison Erika Forde1000 $ , international3.com

No comment

Abigail Reynolds4500 $ , ambachandrice.com

Michael Phelan "Revolution is not a Tea Party" (Mao)2010, Bronze12.000 $, mitterand-sanz.com

Markus Ebner , born 1965"Grüne Intervalle" Acrylic paint & vinyl on canvas,2010, 139 x 141 cm, 5900 € , jackystrenz.comDedicated to the Munich artist Günter Fruhtrunk (1923-1982)

Jean-Charles de Castelbajac"The Kiss, Beauty and the Geek"Tapisserie de Flandres, Edition of 57000 $ , bankgalerie.com

Спасибо, буду продолжать!

Инвесторы вкладывают в этикетки в надежде заработать на следующем шоу.

Набор дорогих, прокатанных и обкатанных неоднократно, инвестиций на стенах, где нет и не должно быть никаких художественных  открытий.  Это точно, как и на финансовом рынке, поэтому, на мои взгляд,  от России такое же  малое количество участников, так как это параллельные миры.  Инвесторы вкладывают в этикетки в  надежде заработать на следующем шоу. Известные  марки продаются лучше, вот и вся история, и рисковать выставляя неизвестных не будут, не для этого  бизнесмены делают эти шоу.

Я все-таки не соглашусь с вами, Василий. Здесь очень много, как на самом АртБазелеМайами, так и на сателлитах, молодых художников и новых имен.

Конечно, есть, как вы говорите, этикетки, которые известны всем, но они, как правило, уже бывают распроданы до начала ярмарки и играют скорее на повышение репутации. Но на старых работах далеко не уедешь, по-настоящему ценных работ не так много и за ними и без ярмарки стоит очередь.  

Современный рынок искусства очень интересное явление

Сложное, непонятное для тех, кто не в этой среде. А ситуация такая, что практически невозможно современным искусством интересоваться, как отвлеченным хобби. Потому что очень большая часть современного искусства--это тусовка. Художник не может сегодня жить с женой и детьми в Цинциннати, работать там и посылать картины галерейщику. Художник и его быт--часть "проекта". И коллекционер, чтобы отличать один "проект" от другого, тоже должен в этом соусе вариться.

У меня вот есть свой взгляд на современное искусство... бизнес-мечта есть - сделать живой  арт-бизнес-проект  -   У нас  тут в городе 3 арт-академии и огромное количество безработных художников  - давать работам молодых художников некую нарицателЬную стоимость... То есть художники отдают мне работы  - я их продвигаю и продаю с обязательством обратного выкупа в любой момент у любого законного владельца по  фиксированной   в паспорте картины при продаже цене... ну скажем 90% от  этой цены.    То есть таким образом мой доход - это 10% со стоимости картины и из этого дохода я оплачиваю  налоги и  все расходы и отдаю что-то авторам.  А остальные 90% остаются  у меня во временном пользовании.... на неопределенный срок... налогом не облагаются.

Надеюсь что идею не украдут  ... я  сам человек ленивый и неторопливый... :-))  Потихоньку работаю в этом направлении  .... обсуждаю идею, консультируюсь с юристами .... пытаюсь найти заинтересованные в такой необычной рекламе  инновационные интернет-банки... Скоро наверное пойду в ФОРТИС,  потом скорее всего в KBC  , потом в KeyTrade Bank....  потом еще куда-нибудь...

В Росссии это малоперспективно в силу особенностей законодательства.... а вот в Европе есть где развернуться...

Современное искусство - это бизнес. Очень немногим художникам удается не быть бизнесменами. 

Художники и раньше были бизнесменами. Из эпохи мне более знакомой, чем современная с точки зрения искусства, можно сказать, что Микельанджело был крайне озабочен оплатой труда, постоянно со своими заказчиками собачился по этому поводу (включая пап, между прочим, эквивалентов российского тендема в вопросах абсолютной власти) из-за чего сильно тормозил создание монумента папе Юлию, но зато в конце жизни был преуспевающим домовладельцем. Понтормо, его земляк, оставил дневники, где достаточно мелочно описывает ведение своего художественного бизнеса. Сегодня художник должен быть еще и перформанс артистом, на мой взляд, даже если он перформансами впрямую не занимается.

Эту реплику поддерживают: Серж Головач

Леша, не знаю, что конкретно вы имеете ввиду под перформанс артистом, а вот пиарщиком сегодняшний художник практически обязан быть.

Эту реплику поддерживают: Marina Andreykina

Исходя из первого утверждения, получается, что те художники, которые не бизнесмены, они и не художники по определению, по крайней мере, не современные художники)

А я люблю поговорить о профессионалах самопиара. Но особенно это актуально для публичных сфер - для театра, для политики и пр.

Для современного визуального искусства, насколько я понимаю, особенно важна роль галериста, куратора. Они задают планку, дают оценки и ставят цену) Мысль не новая, но для меня пока убедительная. 

Система галеристов-кураторов  и художников-бизнесменов  возникла в определенное время, расцвела пышным цветом... и сейчас постепенно сходит на нет... как и любое художественное явление. 

Вопрос в том что приходит на смену? как предугадать следующую волну и  взобраться на доску для серфинга чуть раньше гребня волны?  И потом она несла бы удачливого серфингиста следующие 20 лет, пока не ударит об берег.

Ждем New Art! Как и было сказано (см. комментарии ниже) :-)

Ждем и как новую эстетическую волну, и как новую систему взаимоотношений.

Видимо, сейчас вообще пересматривается место посредника между публикой и творцами. Причем в разных видах искусства. Как, например, меняется роль издателя в условиях повальной интернетизации!.. Пятое колесо?.. Ну, это, конечно, отдельная большая-больная тема.

Эту реплику поддерживают: Владимир Кайгородов

Один мой знакомый француз в Париже, галерист, решил, что галерея как пространство - явление устаревшее. Теперь он проводит выставки художников в разных местах города, каждый раз побдирая наиболее выгодное для данного искусства помещение. Это интересный вариант, кстати, к вопросу о новой системе взаимоотношений. 

Эту реплику поддерживают: Владимир Кайгородов

Вот-вот, это явно движение в том направлении...

Сейчас идет поиск.

Пришла уже пора искусству опять идти в народ... ( если уж гора не идет сама ). 

Причем на качественно новом уровне естественно.  Мне хочется заставлять зрителя смотреть на искусство... не оставлять ему выхода.....

В этом плане очень привлекательны всякие казенные стены...  холлы.... залы ожидания ... где люди томятся и не знают куда глаза девать...  Но проблем с казенными стенами ,конечно много предстоит решить... непонятно как страховать  художественное имущество от порчи например... тут какой-то особый договор нужен ... такой чтоб на чиновнике не было никакой ответственности...   там дофига проблем на самом деле.

О! У меня давно идея была, чтобы в метро стены тоннелей были разрисованы -  кадр за кадром - и при движении получался бы фильм! Время в метро проходило бы с гораздо большей приятностью) А можно с пользой!Смотря что нарисовать...)

Правда, потом я где-то встречала, что это уже было - в Древнем Египте, на дороге, по которой мчалась колесница... Хотя, может, это и шутка была) Но почему бы и нет! 

Эту реплику поддерживают: Ксения Семенова

Ну  у нас тут в Брюсселе уже давно все разрисовано  в метро... весьма художественно.

Это все не то.... идея именно в самом пространстве ожидания  которое  используется неожиданным образом. 

То есть например вот есть там здание Газпрома, и у них есть такие предбанники где посетители ждут приема... вот их и использовать ... убрать оттуда глянцевые журналы...  и завесить стены регулярно сменяемыми експозициями работ молодых художников.  Одно здание Газпрома обеспечит выставочной площадью всю Строгановку.  Тут важен именно тот  еффект что в зале ожидания  - пространство другое , не галерейное  и не музейное....  и оно требует совершенно другого искусства. 

Я делал выставку в  бывшей церкви....  там нет еффекта ожидания , но там конечно потрясающий полумрак, картины просто оживают...  начинают дышать.... в галерее это воссоздать невозможно...

Ну вообще это довольно регулярно делается. Вот в Новосибирске в аэропорту регулярно проводят, правда пока фотовыставки.

И в разных госучреждениях тоже, и в кафе. Не все освоено, но уже многое.

 В вокзалах и в аеропортах ... они сами по себе произведения искусства..   и что-то там еще выставлять  , смысла нет.   Они своей громадой все затемняют.  кафе и рестораны - тоже не подходят - еда - это очень сильный и особый вид искусства... и она полностью завладевает вниманием едока.

Мне почему-то думается о таких казенных стенах как например холлы в министерстве обороны... даже интересно как пойдет взаимодействие искусства с такой особой средой обитания. ( осталось только набраться духу и попросить одну свою знакомую выяснить  у ее начальства реально ли это вообще устроить).  

Ну или вот почему бы не делать выставки в тюремных стенах? Там наверное самые благодарные зрители.

Страшно увлекательно рассматривать не только искусство, но и публику. Здесь в Майами она совершенно особенная. Фактически я постоянно играю в свою любимую детскую игру "Найди пять отличий". Некоторых женщин можно отличить друг от друга только по кофточке. А о возрасте мужчин можно догадываться только, если они решили сохранить естественную седину волос. Невероятно ухоженные люди, со стройными телами и почти одинаковыми выглаженными лицами, припухлыми губами, резкими скулами, аккуратными носами. В Майами - одном из самых богатых городов страны - пластическая хирургия и возможности по омолаживанию развиты настолько, что позволяют делать со своей внешностью практически что угодно. Но произведений искусства (как получилось, например, с Мерилин Монро) отчего-то не выходит. Чтобы создать себе уникальную внешность, надо видимо тоже обладать талантом, но американская страсть к унификации (стандартный набор для завтрака, идентичные гамбургеры в сетевых кафе в любой точке страны, определенные моллы в каждом маленьком городке и тд тп ) приводит к тому, что внешность тут набирают как продукты в супермаркете - нос под номером три, губы под номером пять, натянуть лоб как на картинке один. 

Идеальные люди, полностью готовые к употреблению.

Ксюша, поезжай в кубинский район Майами- там совершенно зверское количество натуральной красоты. Особенно, на мой взгляд, мужской :-)  И вкусная, неунифицированная еда!

Да, Женя, до кубинского района добраться очень хочется, я уверена, что там знойной красоты навалом, только вот ярмарочная публика совсем другая.

Энди Уорхола на них нет) Хотя... пожалуй, это есть непосредственная реализация рецепта, который Уорхол очень точно "сформулировал" в своих работах.

Да, думаю, что был бы жив Уорхал, он бы вместо банок с супом сделал одинаковых женщин. 

Или просто одинаковых губ, носов - то есть составляющих, таких же обычных теперь, как суп.

Он это и сделал. И предвосхитил жизнь: одинаковые-банки с супом-Мэрилин) 

Ксения,я только о большом шоу, а то что по сторонам вырастает, понятно что другое.

Как говорил товарищь Мао: пусть расцветают все цветы/потом он пришел с отрой косой/

Я смотрю на картину глазами художника, мне интересны новые приемы, техника, способ подачи, но нет открытий, толко постоянное повторение одного и того же. Тенденция одна, во всем. Большое, неприятное и как бы не сделанное руками человека, а роботом.

С другой стороны, знакомый вернулся из Москвы, а там, на Арт Манеже, другая картина, как будто машина времени увозит вас в прошлое столетие...,  Сам там участвовал лет пять назад...

Эту реплику поддерживают: Владимир Кайгородов

Василий, а что на друг увидел на АртМанеже? Вы имеете ввиду, что там вообще ничего нового?

И еще простите не поняла, где вы участвовали - на ярмарке в Майами, или в Москве?

Я в 2006 участвовал в арт манеже и скажу что приехал в первый раз за 17 лет.

но это другая история. Выставку в москве мне прокоментировал господин Василй Случевский, весма искушенный известный дизайнер и художник и наши впечатления по Москве с разницей в 5 лет  полностью совпали.

Мне сложно противопоставлять вам свое мнение, я не арт-критик, но все-таки, мне кажется, что "Большое, неприятное и как бы не сделанное руками человека, а роботом", это слишком большой уровень обобщения. Разное есть искусство, в том числе очень человеческое. Тот же потрясающий Павел Пеппертштейн, если говорить о русских.

Но вот то, что вы сказали, что нет ничего нового - в этом я, наверно, соглашусь. Соглашусь и в том, о чем писали в прошлом своем сообщении - это ярмарка, это шоу, таковы правила игры, которые зато позволяют всему разному расцветать вокруг. И ничего страшного в том, что что-то новое будет не на основной площадке, а где-нибудь на саттелитах. Впрочем, я слышала мнения, что в этом году и на основной площадке в разделе Nova, где выставляются молодые галереи очень много неплохих новых работ. 

Так что если бы вы были здесь, мы могли бы повести разговор более предметно, ведь обобщать и говорить: "Меня там нет, но я там бывал и все плохо", это же не очень серьезный подход, согласитесь.

а я не обобщаю, каждый имеет право на свою позицию, я был на арт базел как зритель, и работы мои были на арт азия, но я, хоть и Критикую московскую выставку, сам из прошлого века и Шишкин мне гораздо роднее, милее и ближе чем Полок с пьяными кляксами сделанными правда руками.. А Вот Шишкина картинку, я даже для своего мультика использовал...

Покажите мультик )

А по поводу московской выставки - мне вот все-таки интересно, что вы имеете ввиду, когда говорите, что там прошлый век? Потому что много работ старых художников, или потому что молодежь ничего нового не выдает?

Эту реплику поддерживают: Василий Кафанов

да здравствует Шишкин

http://www.youtube.com/watch?v=JEbYfnJhN-Y

На мои взгляд художники манежа  полностью отвечают запросам покупателского вкуса, бюджета, и росийского  интериера иными словами экспериментам там не  место.

Так и называли раньше: салонное искусство и мое туда же можете включить смело http://www.kafanov.com/

Василий, только вернувшись, смогла посмотреть видео. Какой замечательный мультик! Я и не знала, что вы делали мультики, а где еще можно посмотреть ваши анимационные работы? Советские мультики это же счастье какое-то!

Давайте их вообще отдельно как-то всем покажем?

Эту реплику поддерживают: Василий Кафанов

Запросто, все на гуголе, последний, которьй я сделал  по стихi Олега Григорьева называется Витамин Роста. na fisrt web page

press Animations buton.

Best.

Посмотрела!!! Супер. Хочу вывесить подборку ваших мультиков в своем блоге. Я попыталась найти еще мультики, но у меня что-то не получается. Помогите, пожалуйста, как именно ваши отыскать? Через вашу страницу открывается ютьюб и после Витамина Роста я не знаю как найти другие.

Spasibo! попробуйте здесь

http://bebi.lv/multfilm/Page-81.html

http://www.youtube.com/watch?v=6EMzoAqyXg0

Думаю, важно смотреть любое искусство: и то, что нравится, и то, что не нравится. В серьезных музеях тоже полно ерунды, но она старинная, и ее за это уважают. Современное исскуство интересно по крайней мере с исторической точки зрения- ведь очень скоро оно перестанет быть современным.Нужно торопиться увидеть его сегодня :-)

А мне вот интересно, вот модерн арт (если грубо переводить, это же тоже современное искусство) но модерн арт это искусство до 70х годов, то есть можно предположить что нынешний контемпорари арт тоже в какой-то момент станет стилем в искусстве, но уже не будет отражать современности? Что последует за этим...

Ну конечно, так и будет!  У всех нас не будет другого современного искусства, нам досталось это, и оно включает в себя много всего разного ( Кафанова тоже :-))

Очень хочется сказать: Наступил эпохальный момент, когда впервые в искусстве ...  Но я думаю, что это не так. Сейчас такой же период в искусстве, как и все другие. В нем много ерунды, но и много прекрасного и разного. Но, конечно же, по нему когда-нибудь будут судить о нас. Никуда не денешься!

Модерн контемпорари или вот: нью! new art!  И нужна-то для этого совсем малость - должно появиться что-то действительно новое... :-)

А потом будет the newest) Было же: Новая история, Новейшая...

В Майами в этом году проходит выставка Эмилии и Ильи Кабаковых, которые впервые стали работать с американской галереей Wolfgang Roth&Partners Fine Art. 

Они выставляют там несколько своих работ. Заглавный проект - "Кто-то под ковром" (1998). 

По идеи - этот кто-то должен под ковром постоянно крутиться и поворачиваться, создавая такую подковерную движущуюся скульптуру. Но как ни толкал его Илья Кабаков, в этот раз кто-то так и не задвигался, электрической системе галереи не хватило мощности, правда, это недоразумение пообещали вскоре исправить.  

Тема ковров была продолжена работой "Летающий Комаров". Рисунки (1994) летающих персонажей из шестого альбома серии "10 характеров" были перенесены на огромные ковры (2005). Мотив всех работ - попытка убежать, выбраться из реальности, своих страхов и проблем. 

Рисунок

Ковер

Один из любимых проектов Кабаковых "Корабль", который в 2005 году назывался "Корабль Сивы" - дети из Египта рисовали картинки, которые потом были перенесены на ткань для паруса, а лондонские студенты-плотники, создали деревяный корпус по образцу древнеегипетских лодок, над которым этот парус потом был поднят. В 2007 году проект стал называться "Корабль толерантности", детям из Венеции было предложено в рисунках выразить свое понимание принятия и толерантности. За него Кабаковы получили премию Cartier. Теперь в планах Кабаковых работа с кубинскими детьми, Эмилия очень довольна тем, что американская галерея всячески поддерживает их идею и уже даже найдено финансирование проекта. 

По воле Каннингема, который умер в том году в возрасте 90 лет, "Танцевальная компания Каннингема" должна быть вскоре после его смерти распущена. Этим летом в Москве их можно будет увидеть на Чеховском фестивале. И я всячески рекомендую не пропустить. 

Эту реплику поддерживают: Marina Andreykina

Да-да-да! Присоединяюсь! Какая, Ксюша, у тебя потрясающая программа в Майами! Замечательно!

Эту реплику поддерживают: Ксения Семенова

"Хотя тот факт, что российское искусство не представлено должным образом, сказывается на его дальнейшей репутации. Оно так и остается локальным, направленным на внутренний, очень небольшой рынок."

 От этой фразы возникает легкий озноб. Привычные слова, но в странном сочетании. 

"Репутация искусства" -  чем может определяться? И имеет ли она отношение к качеству искусства? Если да, то какое?

"Локальное искусство,  направленное на  небольшой рынок..." - как-то даже и не выговорить.  И очень трудно вообразить.

Эту реплику поддерживают: Серж Головач

Спасибо за внимательное прочтение материала, а что в вашем понимании "качество искусства"?

По поводу второй фразы, что именно трудно вообразить? То, что искусство не дотягивает до мирового уровня и интересно только домашнему потребителю?

"...а что в вашем понимании "качество искусства"?"

В двух словах трудно. У меня об этом была когда-то статья. Старая, но с тех пор мало что изменилось.

Что касается рынка, то тут такое дело. Природа художественного творчества такова, что нацеленность на рынок его безвозвратно губит. Если, конечно, речь идет не о прикладных занятиях вроде дизайна автомобилей, календарей или рекламы (да и то до известной степени). 

Тут либо-либо. Либо самовыражаться, либо целиться на рынок.

Поэтому, когда говорится об «искусстве, нацеленном на рынок», можно заранее считать , что речь идет о чем-то третьесортном.  

Это торговля  может быть нацелена на рынок, а художественная деятельность – нет. Если ее результат зависит от положения на рынке, то художественному качеству -  хана.

Поэтому,  оговорка  «искусство , нацеленное на рынок» - это «по Фрейду»)

Эту реплику поддерживают: Серж Головач

Дмитрий, но у меня нет фразы "искусство, нацеленное на рынок", у меня написано "направленное" - и значение здесь совсем другое. Локальное искусство будет направлено на местный рынок, потому что никакому другому оно не интересно. 

"Дмитрий, но у меня нет фразы "искусство, нацеленное на рынок", у меня написано "направленное" - и значение здесь совсем другое"

Ксения, кем "направленное"? Если потребности рынка учитываются художниками, то это одно и то же. 

Ой, давний спор, давний... 

Я ведь согласна с вами, что художник не должен целиться на рынок, но вот учитывать мировое развитие искусства все-таки обязательно, иначе местное искусство так и остается очень местным, и рынок у него будет местным. Не о рынке надо думать, а о развитии искусства.

"Не о рынке надо думать, а о развитии искусства"

Ксения, кому об этом надо думать? Искусствоведам - да. Но рынок тут точно не при чем.

Художнику нужно думать о собственных сугубо творческих задачах. И о собственном развитии. Которое к рынку опять же ни малейшего отношения не имеет.И не может  (не должно!) от него зависеть.

А деления искусства на местное и неместное, по-моему, не существует.  Бывает серьезное  и нет.  Хорошоее и плохое.  И так далее.

Просто в постосоветской т.н. "концептуальной" среде, место художественных критериев заняли рыночные показатели. Уровень продаж.  Что, как минимум, смешно.

"И не может (не должно!) от него зависеть"

Вы очень идеалистически рассуждаете. Оно может не может и не должно, но скажите мне, когда оно от него (от рынка) не зависело?

"...но скажите мне, когда оно от него (от рынка) не зависело?"

Серьезное искусство НИКОГДА не зависело. И прдолжает не зависеть)

Ну тогда скажите же уж, что вы считаете серьезным искусством - жажду примеров этого далекого от рынка серьезного искусства )

Ксения, я об этом довольно подробно писал в статье, на которую дал ссылку.

Серьезное искусство такое, которое ориентируется ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на художественные задачи, которые ставит себе сам художник.  Оно не обязательно при этом оказывается хорошим, только если к тому же есть талант. 

Но и талант губится, если художник нацелен на внешние ориентиры - рынок, цензурные установки, мнения окружающих...

Примеры?

Вейзберг, Ван-Гог,  Минас Аветисян, еще десятки и сотни...    

"Рынок ничто, время все".) Чувство Времени. Назовем это так. И это то, что, как мне думается, и характеризует художника. Ощущение сиюминутного и, извините, вечного, их соотношение. Но зрительское восприятие может сильно разниться, по крайней мере, в ощущении сегодняшнего, актуального. Американский рынок - большой, быстрый и отражающий сиюминутное этой части населения - богатой и/или авторитетной, а главное, живущей на пике времени. У нас темп другой, время - другое. И вообще народу, остро переживающего сиюминутное, меньше. Но в любом случае - это наше сиюминутное, свое!)А вечное - оно пробивает одинаково в любой точке времени и пространства любого, кто открыт к его восприятию. Так мне кажется. Такая вот возникла автоверсия теории искусств)

"Чувство Времени. Назовем это так. И это то, что, как мне думается, и характеризует художника. "

На мой взгляд, серьезного  художника характеризует чувство вневременного. То есть того, что от сиюминутности как раз совершенно не зависит.

Да, Дмитрий, спасибо! Так даже точнее. Конечно, не "вечное", а "вневременное". И тогда в самом термине уже содержится мощнейшее соотношение со временем как таковым.

Мне Ваша позиция очень близка, лично мне сиюминутное, как правило, малоинтересно. Но при этом я вижу, что острое ощущение текущего момента, специфической мимолетности - это тоже важно. Из этих вот мимолетностей и собирается нечто такое, относительно чего художники (серьезные, можно их еще большими назвать, но дело не в этом) отталкиваются и оказываются "вне". Думаю, что подвох заключается в том, что когда занимаются сиюминутным, часто ограничиваются чем-то поверхностным, лишь беглым взглядом, пустым эпатажем, видимо, считая, что этого достаточно для такого жанра по определению. А в сиюминутном, как в капле воды, можно при желании увидеть вневременное (сконцентрированное, перевернутое, отраженное и т.п. - в общем, может быть множество вариантов). Но это, по-моему, происходит крайне редко.

Ксюша, а вот что увидели на выставке мои знакомые:

Спасибо, Маша. Это Стас Волязловский, его на АртБазеле Майами представляет как раз одна из российских галерей "Риджина"

Очень интересная работа!

А чей это портрет в овале, - справа от Алёши Поповича?

Это он же после небольшой операции... в Майами много специалистов.

Виталий, вы правда его не узнали? Это же Майкл Джексон

Простите великодушно! - на фотографии детали видны не очень чётко.

В таком случае, работа ещё интереснее и "многомернее".

"Мир героев" представлен не в обычных трёх измерениях, а в четырёх.

Теперь, вместе с Майклом, богатырей стало не три, а четыре!

Я видела работы этого художника года три назад в галерее Риджина в Москве, это были многослойные, сложные, неоднозначные работы, в этой работе был виден художник и его поиски чего-то важного. Эта работа мне была не очень приятна тем, что она очевидно сделана специально к ярмарке.

В любом случае, я рад, что познакомился с  (неизвестным мне до этого)

именем современного русского художника. Может быть, в этом и состоит

не совсем коммерческий смысл такого рода событий ?

Все ярмарки - немножко "ярмарки тщеславия"...

Эту реплику поддерживают: Ксения Семенова, Владимир Кайгородов

Василий Кафанов Комментарий удален

К вопросу о медведях.  Был тут давеча на ярмарке искусства ЛИНЕАРТ... Оживленно там так... Но из России тоже практически никого.Вот только обратил внимание на эту галерею... Странные там работы какие-то. Вот уж действительно, это ж надо додуматься...   креативненько так....

Точно не помню уже, вроде какие-то славянские имена там были  на табличках, помню удивился слегка... этому медведю... вот и сфоткал.   А галерея может и не из России  даже....   А из галерей запомнил только одну из Левена,  Анатомический Театр называется ... рисунки академические у них в основном.

Виталий Комар Комментарий удален

Ксения Семенова Комментарий удален

Art Basel Miami

Ездим с женой на Арт Базель Майами уже 4й год подряд - спасибо Путину, раньше во Францию все больше ездили. Ну, нет худа без добра..

Арт Базель Майами - потрясающее событие. Такого выбора современного искусства высшего качества, наверное, не бывает больше нигде. Правда, должен сразу оговориться - я особенно на такие мероприятия раньше не попадал, разве что на Московский антикварный салон, да на Вернисаж в Измайлово в 80е. Более того, в искусстве я - исключительно дилетант-любитель, так что, профессионалы, не судите строго.

На каждом Арт Базеле всегда выставляется какая-нибудь работа, которую потом забыть невозможно. На этот раз, по просьбе Ксении, я их поснимал. АйФоном, правда. Вот, что запомнилось. Кстати, здесь фото не только работ с Арт Базеля, но и с альтернативных салонов, которые тоже все круче и круче.

 Это - волосатая лыжа! Можете себе представить что-либо подобное? Я нет. Самое мое большое потрясение Арт Базеля этого года.

Этот шикарный диванчик был обнаружен на Дизайн Майами, альтернативном, но соседнем с Арт Базелем салоне, посвященном дизайнерской мебели. После 4х часов хождения вокруг картин, этот диван - мое второе главное впечатление.

Волосатая лыжа прекрасная, я ее так и не нашла, спасибо, что показали!

Майами Арт 2

Уважаемые IT специалисты Сноба, залить больше фото в предыдущий коммент не удалось. Сорри. Та голова, с которой я там, выше, засветился - совершенно умопомрачительное в своей детальности творение: даже волосы из ушей растут у этого аватара. Кстати, такие аватары приезжают на Арт Базель Майами каждый год, всегда разные, но о-очень детализированные.

Продолжим.

  

Эту реплику поддерживают: Татьяна Фон-Варденбург

Майами Арт 3

Можно, я больше ничего заливать сюда не буду? Если кому интересно, я выложил все, что отснял за выходные на арт-салонах Майами в ФБ. Вот ссылка http://www.facebook.com/#!/album.php?aid=585455&id=870545144

Счасливо!

Эту реплику поддерживают: Серж Головач, Татьяна Фон-Варденбург

спасибо ... очень интересно... но у меня ссылка на фб не открывается (временно недоступна...)

И сейчас не работает? Странно.. Добавляйтесь в друзья!

Подводя итоги недели на АртБазель Майами, могу сказать, что самым впечатляющим и запоминающимся проектом (за долгое время вообще) стала для меня инсталляция Исаака Джилиана "Десять тысяч волн", показанная 1 декабря в Bass Museum. 

ДЕСЯТЬ ТЫСЯЧ ВОЛН (по заказу Джилиана фильм создали Maggie Cheung, Zhao Tao, Yang Fudong, в инсталляции использованы стихи Wang Ping, съемки проходили в Китае) - эта работа соткана из историй, связывающих прошлое Китая с его настоящим. Через архитектуру инсталляции работа исследует перемещение людей через страну, континенты - и медитирует на эти незаконченные путешествия. Выполненный технически идеально "Десять тысяч волн" - это портрет Китая, включающий мифологические элементы и национальные трагедии, такие как инцидент 2004 года в заливе Morecambe, вдохновивший Джулиана на эту инсталляцию.

Эту реплику поддерживают: Ксения Семенова

На Design Miami мне удалось сходить только в последний день. Я люблю современный дизайн - меня завораживает игра с формой, материалами, структурой, казалось бы, обычных вещей. 

У входа можно было на белых качелях под белой резной крышей качаться на теплом ветру и листать каталоги. Сам зал, в отличии от основного павильона АртБазеля, совсем небольшой, легко осматривался за полчаса. 

Там было все: прототип новой Audi, бижутерия и ювелирные изделия, диваны, стулья, спальни и все остальное. Вот, что мне запомнилось в добавление к дивану Павла Ивлева.

Колье из сосисок

Ожерелье, которое наверняка бы понравилось Ольге Свибловой

Настоящие одуванчики

 

Это кресло в одной из нью-йоркских квартир, где запрещены животные, вполне могло бы заменить какого-нибудь ньюфаундленда. Затаскуешь по собаке, обнимешь кресло и уже легче.

А вот и Ауди. Она может и не сверхоригинальна, зато очень какая-то экологичная. 

Ксения Семенова Комментарий удален