За 45 лет Нил Лотон успел побывать десантником, коммивояжером, покорителем Эвереста, полярником, гендиректором строительной фирмы и пилотом первой в мире общедоступной летающей машины.

Летающий автомобиль — затея, в принципе, не новая: их стали придумывать одновременно с аэропланами. И почти всегда получался самолет, который при желании можно приспособить для непродолжительных бросков по земле (вот такой, например. Или вот такой).

Устройство под названием Parajet Skycar в этом смысле — скорее исключение. Во-первых, оно напоминает не гибрид Ferrari и Cessna, а скорее квадроцикл с пропеллером (технически правильное слово, впрочем, не «квадроцикл», а «багги»). Во-вторых, у него нет крыльев: взлетает скайкар с разбега (200 метров самой обычной дороги вполне хватает), а в воздухе держится при помощи парашюта (оптимальная высота полета — 915 м, максимальная — 4,5 километра; скорость — до 110 километров в час). И в-третьих, перед запуском в серийное производство для него придумали лихое испытание: отправили своим ходом из Лондона в Тимбукту.

<object width="560" height="340"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/8Svxu0fx6G4&hl=ru&fs=1"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/8Svxu0fx6G4&hl=ru&fs=1" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="560" height="340"></embed></object>

Человека, который все это придумал — и пропеллер, и парашют, и маршрут, — зовут Джайлз Кардозо (Giles Cardozo), ему 29 лет, и он конструирует летательные аппараты. Например, парамоторы, способные как ни в чем не бывало порхать над Эверестом.

<object width="560" height="340"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/I4oXy__qj4s&hl=ru&fs=1"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/I4oXy__qj4s&hl=ru&fs=1" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="560" height="340"></embed></object>

Летающий автомобиль — его давняя, детская еще мечта.

<object width="560" height="340"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/U9TJrRhUgVY&hl=ru&fs=1"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/U9TJrRhUgVY&hl=ru&fs=1" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="560" height="340"></embed></object>

Человека, который сел за руль, зовут Нил Лотон.

<object width="560" height="340"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/MxxJzY9E6p8&hl=ru&fs=1"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/MxxJzY9E6p8&hl=ru&fs=1" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="560" height="340"></embed></object>

Ему к рискованным затеям не привыкать: с 19 лет Лотон служил в британских воздушно-десантных войсках (армия была его детской мечтой — совсем как летучие автомобили у Кардозо). Потом взбирался на семь главных вершин планеты, причем на Эвересте угодил в самую страшную снежную бурю за последние сто лет. А еще совершил санный поход по Северному полюсу, участвовал в экспедиции на Южном, объехал Британию на аквабайке, а Сахару — на мотоцикле. В перерывах между горными авантюрами и летными курсами бывший капитан ВДВ занимался самыми прозаическими вещами: пять лет торговал скучнейшими офисными товарами, потом сделался гендиректором строительной фирмы (главное достижение — контракт на строительство завода и офиса «Роллс-Ройса»), разбогател. «Но, — говорит Лотон, — до тех пор пока будет физическая возможность, я собираюсь продолжать участвовать в экспедициях. Люди, на которых я равняюсь, делают это в возрасте семидесяти и даже восьмидесяти лет. Отчего бы и мне не жить в том же духе?»

Скайкар он разрабатывал, по сути, вместе с Кардозо (на все про все ушло каких-то полтора года), да и к сочинению маршрута явно приложил руку.

«За неделю до нас в этих краях похитили несколько туристов. На одном из деревенских КПП расстреляли 14 полицейских. Ходили разговоры, что там действует «Аль-Каида», так что забот хватало — ведь в экспедиции кроме меня участвовало 13 человек», — техники, эксперты, кинооператоры. «На всем протяжении пути мы были предоставлены сами себе. Оружия при нас, разумеется, не было, ведь нам постоянно приходилось пересекать границы. Я был готов к схватке врукопашную, но до этого, к счастью, не дошло. И машина вела себя фантастически, никаких серьезных проблем с ней не возникло. Хотя к концу путешествия я понял, что израсходовал все свои девять жизней за раз», — рассказывал пилот скайкара, вернувшись из Тимбукту. Дело было в феврале 2009 года.

Летом 2009-го Лотон собирается пересекать Атлантику на летающей яхте.

Кардозо меж тем будет занят усовершенствованием машины (по словам Лотона, «ничего серьезного — так, пара инженерных моментов, да еще парашют хорошо бы слегка укрепить»). В 2010 году летучий автомобиль собираются запускать в продажу.

«Скайкар стоит каких-то 50 тысяч фунтов. По сравнению с прочими моделями на этом рынке — сущие копейки, — уверяет Лотон. — Вдобавок, им можно овладеть всего за пару дней, а на остальные уходит не меньше сорока летных часов». Кроме того, изобретение Кардозо работает на биотопливе и довольно неплохо ездит по обычным дорогам (на разгон до 100 километров уходит всего 4,5 секунды). По мнению парочки любителей приключений, у них вышла вполне реальная альтернатива поездам, самолетам и обычным автомобилям.

Остается разработать основы ПДД для парашютов.

Ольга Гринкруг