Катерина Мурашова: Полезный синдром дефицита внимания
Принято считать, что детей с синдромом дефицита внимания становится все больше и больше, и это эпидемия, которая европейские страны и Штаты захлестнула еще в 1960-70-е годы, а у нас вот только сейчас… И вот уже лет 15 я доказываю людям, что количество детей и вообще людей с этим расстройством в популяции не увеличивается, а остается постоянным. Изменяются лишь внешние условия, которые способствуют проявлению синдрома. Например, 40 лет назад букварь семилетние дети проходили за год, а теперь — шестилетние за два месяца.
Когда я начинала этим заниматься, большинство специалистов — учителей и практикующих врачей — об этом диагнозе не слышали. Сейчас гипердинамический синдром действительно вошел в моду, о нем стали писать, и чуть ли не каждый второй ребенок стал являться ко мне с соответствующей записью в медицинской карте.
В конце концов, я задумалась. Ведь если весь взвод идет не в ногу, можно предположить, что проблема у капрала. Если действительно количество пациентов с этим диагнозом нарастает, нужно задать вопрос, почему это выгодно? Давно известно, что мать-природа ничего просто так не делает…
Вроде бы никаких выгод синдром дефицита внимания в современном обществе не дает. Наоборот, этих детей напропалую шпыняют в школе и дома, они имеют все криминальные риски, у них отсутствует прогностическое мышление, при жуткой поверхностной общительности они с трудом устанавливают длительные и глубокие контакты с людьми. Да, они любят все новое и громкое, всегда готовы к любым (в том числе и бессмысленным) авантюрам, они первыми идут на всевозможные баррикады. Но ведь у нас сейчас вроде не Париж времен непрерывных революций, когда баррикады на улицах по пятьдесят лет не разбирались.
Как ни странно, на конструктивную, как мне показалось, мысль меня натолкнуло знакомство с социальными сетями интернета (до недавнего времени я пользовалась инетом время от времени, лишь для пересылки личных сообщений по имейлу и поиска весьма специфической информации). Читая дискуссионные интернет-сообщества, я с изумлением обнаружила следующую вещь: люди, оставляющие комментарии к вполне серьезным и неглупым материалам, явно не обдумывали, а зачастую и не прочитывали их во всем объеме. Им не хватило — чего? — ведь наверняка не ума, а концентрации внимания! Бесконечное переключение внимания без возможности остановиться — то, на что обычно жалуются родители маленьких детей с синдромом дефицита внимания: «Он все хочет, все начинает и тут же бросает, хватает следующее…»
И тут я, как мне кажется, поняла, как все это работает. Ведь конкуренция в современном «цивилизованном» мире идет не только за то, чтобы заставить людей потреблять новую зубную пасту, порошок, сигареты, покупать машины, ходить в клубы и ездить на курорты. Есть еще и производство информации. Каждый день ее производят по новой, в совершенно невероятном количестве и всем понятном качестве. Она устаревает даже быстрее, чем марка телефона или модификация компьютера. Значит, ее нужно продать и потребить срочно, прямо сейчас. А теперь представьте себе человека, у которого нет синдрома дефицита внимания. Его что-то заинтересовало. Он остановился, присел, стал это обдумывать, исследовать, читать первоисточник, затем что-то сопредельное по теме. Потом, не торопясь, стал встраивать обдуманное в уже имеющуюся у него картину мира. Встроил, прикинул так и эдак, посоветовался с референтной группой, учел их мнение, что-то перестроил, снова прикинул… Все это время он достаточно равнодушен к проносящемуся мимо него информационному потоку. Он занят созиданием неких сущностей внутри себя. Как у Владимира Набокова: «В октябре 17 года я был мучительно влюблен и потому Октябрьской революции не заметил».
Другое дело — человек с гиперактивностью. Он идеальный потребитель ежедневной информации, идеальный посетитель социальных сетей, идеальный «нажиматель на кнопки». Он готов скакать с канала на канал до полного умственного и физического изнеможения. Из телевизора в плеер, из плеера в «контакт», из «контакта» — в «одноклассники». Остановки он просто боится. Глубоких личностных контактов избегает — они ему не удаются. Жизнь идет!
Именно на такого потребителя рассчитано современное информационное и развлекательное пространство. Оно подходит для него идеально, как ключ к замку. Ни разу никто из родителей не пожаловался мне, что СДВ мешает его ребенку часами играть в компьютерные игры — откуда только концентрация берется? — или сидеть в форумах и чатах.
Вот он — выигрыш для «синдромников»! Здесь, в виртуальном мире они чувствуют себя на коне и наконец-то могут послать подальше тех (обычно это учителя и родители), кто много лет призывал их «сосредоточиться и попробовать понять» или «довести дело до конца». Ну, и девушки, конечно, предпочитают тех, кто лучше адаптирован в имеющейся среде…
Интересно, здесь правильнее говорить о естественном или об искусственном отборе?