Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Алена Владимирская   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Геворг Мирзаян   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Егор Мостовщиков   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Елена Новоселова   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Михаил Шевчук   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Антон Носик

Антон Носик: 
Дорога в Ад

К чему ведут техногенные катастрофы

Фото: Getty Images/Fotobank
Фото: Getty Images/Fotobank
+T -
Поделиться:

В прошлую субботу в «Домодедово» совершил аварийную посадку Ту-154 «Дагестанских авиалиний», следовавший рейсом из «Внукова» в Махачкалу. По идее, у пассажиров и экипажа не было никаких шансов уцелеть: на высоте 9900 метров у самолета отказали два двигателя, генераторы и навигационные приборы. При посадке в неблагоприятных погодных условиях пилоты не вписались в коридор, отклонились на 400 метров от полосы, врезались в холм, фюзеляж воздушного судна раскололся на три части… Тем не менее погибло всего два человека из 163 находившихся на борту. И вот уже четвертый день прокуратура занимается расследованием причин катастрофы. Озвучено пять официальных версий, изучаются показания самописцев, следователи допрашивают пилотов, в офисах ОАО «Дагестанские авиалинии» проводятся выемки документов, а на внуковской заправке арестован керосин, которым заправляли перед вылетом разбившийся борт. Судя по интенсивности следственных действий (и повышенному вниманию прессы к этой катастрофе), речь идет об из ряда вон выходящем событии.

На самом деле авария весьма далека от уникальности. 2 декабря аварийную посадку в Сыктывкаре совершил пассажирский самолет Ан-26 авиакомпании «Ютэйр», выполнявший чартерный рейс по маршруту Усинск — Самара. На высоте свыше 5 километров у него отказал триммер элерона (элемент хвостовой части). В ту же субботу, когда Ту-154 разбился в «Домодедове», аварийную посадку в аэропорту Петропавловска-Камчатского совершил Boeing 767-300, выполнявший рейс в Москву. У него разбилось окно в кабине пилотов. В ночь с субботы на воскресенье аварийную посадку в екатеринбургском аэропорту «Кольцово» совершил Boeing 737 из Краснодара. А в понедельник в связи с разгерметизацией салона вынужденную посадку в Иркутске совершил Ан-24 авиакомпании «Ютэйр».

Понятно, что, когда речь идет о «Дагестанских авиалиниях», где средний возраст воздушного судна превышает 25 лет, велик соблазн списать катастрофу на моральное устаревание советских бортов, к которым никто уже давно не производит комплектующих. Но за пределами России в те же дни случилось не меньше происшествий, и самолеты советской сборки в них вообще не участвовали. В воскресенье в Риге из-за падения давления в салоне вынужденно приземлился самолет Bombardier Q400 NextGen, следовавший рейсом в Брюссель. В ночь на понедельник в аэропорту Караганды совершил аварийную посадку Boeing 747 китайской компании Cathay Pacific, выполнявший рейс из Амстердама в Гонконг. 6 декабря в Тбилисском международном аэропорту через 40 минут после взлета аварийно сел Boeing 737 немецкой компании Lufthansa. В тот же день в небе над Лиссабоном начал разваливаться ангольский самолет, только что вылетевший из аэропорта португальской столицы. Его удалось посадить, но обломки, упавшие на землю, причинили травмы и разрушения в пригородах.  

Увы, список техногенных катастроф за минувшие выходные не ограничился гражданской авиацией. В ночь с пятницы на субботу прогремел взрыв в скором поезде Псков — Москва, затем случилось падение сразу трех спутников ГЛОНАСС в районе Гавайского архипелага в воскресенье. Резюмируя этот список, остается лишь вспомнить припев известной песни Криса Ри «Дорога в Ад»:

This ain't no technological breakdown

Oh no, this is the road to Hell.

Лично меня реестр техногенных катастроф последней недели заставляет задуматься об одном простом обстоятельстве. На всей планете число транспортных средств, способных выйти из строя с катастрофическими последствиями, лавинообразно увеличивается с каждым годом. И проблема не сводится к тому, что техника ветшает, потому что у мелких региональных авиакомпаний нет ресурсов для модернизации своего авиапарка. Это может быть справедливо в отношении самолетов «Дагестанских авиалиний», но это явно не относится к трем спутникам ГЛОНАСС, затонувшим в Тихом океане. Также это вряд ли относится к «Аэробусу А330-203» компании Air France, который совершил свой первый полет в феврале 2005 года и потерпел крушение над Атлантикой из-за отказа бортовых систем в ночь на 1 июня 2009 года. Или к «Аэробусу А380», введенному в коммерческую эксплуатацию в 2007 году. Он, слава богу, еще не терпел крушений, но причины его аварийной посадки в Сингапуре месяц назад пока что выясняются.

Понятно, что до определенного момента все мы вольны от этих катастроф и аварийных посадок отмахиваться, ссылаясь на статистику. Легковые машины тоже ведь бьются с первых дней существования автотранспорта, и никого это, кажется, по сей день не смущает. На каждый разбившийся автомобиль приходятся тысячи благополучно добравшихся до места своего назначения — и нам этого достаточно, чтобы не считать поездку на машине опасным предприятием. То же касается и авиации. До сих пор никакие воздушные катастрофы, не говоря уже об аварийных посадках самолетов, не приводили к снижению спроса на авиабилеты. Может быть, мы и дальше продолжим летать, как раньше, без оглядки на статистику происшествий…

Мне, разумеется, хотелось бы думать, что так оно и будет. Что число авиакатастроф и через год, и через пять останется в неких условно допустимых пределах, никак не влияющих на мировой (или внутрироссийский) рынок воздушных перевозок. Потому что лично меня мысль о возможной катастрофе едва ли удержит от запланированных авиаперелетов: я фаталист, и на статистику мне наплевать. Сегодня я улетаю в Киев, завтра лечу обратно в Москву, в субботу у меня рейс в Питер, а в воскресенье я рассчитываю прилететь обратно в «Домодедово»… Но если и впредь техногенные катастрофы продолжатся в темпе, взятом на прошлой неделе, то довольно скоро на пересмотре тарифов настоят страховщики. И цены билетов будут драматически скорректированы. Перелеты из Москвы в Питер, Киев или Самару станут удовольствием для очень богатых людей. Соответственно, уменьшится количество сперва рейсов, а затем и авиакомпаний. В итоге мы внукам своим станем рассказывать о блаженных временах, когда человек мог просто так купить билет и полететь на самолете, куда ему заблагорассудится. А не копить полжизни на билет в один конец...

И, честное слово, я дорого бы дал, чтобы эти мои опасения оказались пустой и беспочвенной фантазией.

Комментировать Всего 16 комментариев

Прекрасно написано. Спасибо. Тоже об этом периодически задумываюсь...особенно, когда иду в самолет.

Антон, смысл текста понятен. Но, в случае с самолетами, и возраст, и качество обслуживания тоже играют роль, да еще какую. Впрочем, я тоже фаталист и много летаю, когда путешествую по Африке, там не везде можно доехать.

Что же касаемо нашей зависимости от всяческих механизмов и приспособлений, то разум рисует такую картину: лет эдак через ...дцать, при поломке посудомоечной или стиральной машины, люди будут ходить грязные и есть руками из кастрюль, потому что не останется уже тех, кто может научить  все это делать ручками...

Ещё интересно представить себе, как люди станут считать при поломке калькулятора.

Вся эта прелесть прекрасна проиллюстрирована в мультфильме ВАЛИ ;) 

Не менее (но и не более) интересно рассуждать о том, как люди не умеют сеять хлеб и растить скот. А также строить дом из бревен, ковать мечи и скакать на лошадях. Потерянные люди!

Если же посмотреть статистику, то погибнуть в авиакатастрофе вероятность где-то 7 на миллион (это реже чем получить straight-flush  с раздачи).

http://www.nationmaster.com/graph/mor_acc_to_pow_air_cau_inj_to_occ_percap-causing-injury-occupant-per-capita

В развитых странах реже - например по США это 2.5 на миллион

А мелкие инциденты случаются довольно регулярно:

http://planecrashinfo.com/cause.htm

Так что дорога в ад пока только в текстах Криса Ри и AC/DC.

Много лет назад Виталик Мелик-Карамов снимал документальный фильм интервью о том, куда может  завести развитие технологий, в том числе и компьютерных. Я тогда предложил ему назвать фильм "Дорога в Ад" и фоном пустить песню Криса Ри, что он и сделал :)

Песня, кстати, мне очень нравится. 

Что касается твоих опасений, то, возможно, уменьшение полетов приведет к уменьшению числа катастроф и соответственно уменьшится и налог на цену билетов :) 

Вообще-то лётчики тренируются и обязаны уметь сажать самолёт вообще без двигателей. И большая высота здесь только в плюс. В данном случае реальной проблемой была только плохая видимость, когда даже не видны посадочные огни на полосе. Но, в принципе, и здесь диспетчеры должны были корректировать их курс с радара по рации. Рация-то у них работала?

Для меня лично не очевидно, что с развитием технологий увеличивается степень риска. Неплохо было бы статистику показать года эдак с 1950?

Действительно, интересно. Но ситуация с техникой от года к году меняется, по количеству, а главное по качеству (оснащенность навигационными и прочими приборами, дублирующими узлами, вид планера и т.п.). Если только это, говоря моим родным финансовым языком, привести как-то к сопоставимым ценам. Но как?

Харизматичным деятелям Интернета "в целом", боюсь, недосуг делать сколько-нибудь добросовестный research, пусть даже и вторичный.

Рано, Антон! Вот лет этак через 15-20, когда все устройства, от утюга до самолета, будут управляться удаленно, когда пукнуть нельзя будет, не задев десяток другой действующих беспроводных коммуникаций, вот тогда и поглядим на уровень опасности техногенных катастроф. Думаю, они станут реже, но гораздо, гораздо разрушительней. Хотя… Как знать? ))

Для тех кто интересуется действительным положением дел а не возведением очей горе я в своём болге сделал Разбор Полётов.

Можно на всю ситуацию посмотреть под другим углом. Базовые технологии 19-20 вв изживают себя и не способны вместить все те новшества, которые инженеры пытаются в них засунуть. Значит в скором времени мы увидим качественно новый прорыв и на смену ДВС, который в свое время заменил лошадиную тягу, придет что-о новое.

В 90% техногенных катастроф виноват "человеческий фактор". Я лично уверен, что когда самолеты перестанут управляться людьми напрямую они станут безопаснее.