В четверг, 9 декабря, в Центральном доме художника в Москве прошла ежегодная церемония вручения премии Кандинского, главной российской награды за достижения в современном искусстве.

Начало церемонии задержали едва не на час, как выяснилось, из-за того что жюри никак не могло принять решение о том, кто же станет лауреатами этого года. Это правило премии: члены жюри всегда встречаются и голосуют непосредственно перед церемонией. Однако на этот раз не помогла даже задержка — выбрать между двумя кандидатами на звание молодого художника года они так и не смогли. Впервые приз в 7 тысяч евро разделили между двумя претендентами: художницей Таисией Коротковой и группой Recycle. Таисия Короткова пишет гиперреалистичные картины, на которых изображает работу огромных предприятий. У нее был цикл работ, посвященных космической промышленности, а на премию Кандинского она номинировалась с серией «Воспроизводство», посвященной высокотехнологичному процессу появления детей в современном мире. Группа Recycle — это художники Андрей Блохин и Георгий Кузнецов, которые посвящают свои произведения современной массовой культуре. Внимание жюри привлекли их витражи из пластиковых одноразовых вилочек с сюжетом из жизни героев сериала «Симпсоны». 

Премию за лучший проект года получил Александр Бродский, что неудивительно. Формально наградой была отмечена инсталляция «Дорога», однако понятно, что архитектор и художник Бродский — давний и очевидный претендент на премию уже по совокупности заслуг, и победу ему предсказывали с того момента, как стало известно, что он попал в шорт-лист. «Дорога» — это инсталляция, интерпретирующая идею бесконечного путешествия, характерную, по мнению автора, для русской культуры. Атрибуты путешествия — купе поезда, спальные полки, белый свет из окна и позвякивающий подстаканник на откидном столике. «Я удивлен и обрадован, что мои стаканчики так прозвучали», — сказал художник в речи после награждения.

Приз за медиа-арт-проект вручала директор недавно открывшегося Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова. Награду получила работа малоизвестного художника Андрея Блажнова «Стоимость?». История ее создания такова: однажды художник ехал на электричке и записал на камеру бег железнодорожных путей за окном, а за кадром — голос торговца, который ходит по вагонам, предлагая журналы и другие товары. Потом художник свел звук и видео, добавил параллельную картинку, и получилось произведение, в которое вмонтированы съемки с камеры наблюдения в московском метро после теракта 29 марта этого года.

На этот раз в каждой из номинаций жюри выбрало кандидатуру, которую можно назвать нейтральной. В прошлые годы все проходило совсем не так гладко. В 2008 году решение жюри присудить премию «Проект года» художнику Алексею Беляеву-Гинтовту показалось оскорбительным многим его коллегам, например, классику радикального акционизма 90-х Анатолию Осмоловскому. Беляев-Гинтовт принадлежит к Евразийскому союзу молодежи — радикальной организации с неоднозначной репутацией. Год назад награжденный в номинации «Проект года» художник Вадим Захаров произнес со сцены обличительную речь в адрес жюри премии, где сказал, в частности, что первую премию должен получить Андрей Монастырский: «Я, честно говоря, удивляюсь: неужели до сих пор непонятно, кто есть кто в московском современном искусстве? Андрею в этом году 60 лет, и никто не организовал ему даже выставку! Прошло три московских биеннале, и ни на одну Монастырский не был даже приглашен». На этот раз организаторы, видимо, решили исправить прошлые ошибки.

Однако недовольства части публики избежать не удалось. В тот момент, когда объявили, что Андрей Блохин и Георгий Кузнецов из группы Recycle — не единственные обладатели премии, а вместе с ними награждена Таисия Короткова, кто-то закричал с дальних рядов: «Долой Таисию!» По словам Шалвы Бреуса,  учредителя премии, разделение награды между двумя номинантами не противоречит уставу премии: «Была долгая дискуссия, но было бы некорректно говорить, в чью сторону я сам склоняюсь. Мне нравятся оба номинанта». По мнению некоторых гостей церемонии, в том числе Ника Ильина, вице-президента Группы международного развития GCAM Group (Управление Всемирного культурного фонда), разделение премии — это проявление неуважения к зрителям и, прежде всего, к художникам: «Не надо делить премию, это как-то не положено».

Член экспертного совета премии Кандинского Иосиф Бакштейн занял примирительную позицию, сказав, что очень доволен сложившейся ситуацией, в числе прочего и потому, что Александр Бродский — его друг, которого он знает десять лет, а Таисия Короткова и Андрей Блажнов — его бывшие студенты в Институте проблем современного искусства.

На церемонии вручения премии прочитал небольшую лекцию Тим Марлоу, арт-директор знаменитой лондонской галереи White Cube. Эта галерея — одна из ведущих лондонских выставочных площадок для современного искусства. Ее художники выставляются в Tate Modern и других крупных международных музеях. Лекция была посвящена реакции зрителя на современное искусство. Тим Марлоу считается одним из лучших специалистов по современному искусству в мире, и на премии именно он вручал награду в номинации «Молодой художник». В жюри конкурса было еще несколько международных специалистов, в том числе декан школы искусств Йельского университета Роберт Сторр и искусствовед Алла Розенфельд из университета Нью-Йорка.

Премию Александру Бродскому вручил Ричард Армстронг, директор Фонда Соломона Гуггенхайма. Правда, его выступление было прервано неведомой проблемой с освещением, которую изящно решил Алексей Айги. Его оркестр был приглашен для музыкального сопровождения премии. Айги выбежал на темную сцену и, к немалому удивлению Ричарда Армстронга, принялся хлопать в ладоши. К ритму постепенно присоединился зал, заиграли музыканты, а высокий гость даже немного отстранился, недоверчиво улыбаясь. Когда свет починили и Айги под аплодисменты покинул сцену, Ричард Армстронг только и мог сказать: «В России не успеешь опомниться, как станешь объектом современного искусства».

Репортаж с прошлогодней церемонии здесь.