Максим Кронгауз: Лайк, пишбарышня и копирка
10 декабря в Нижегородском университете имени Лобачевского прошла лекция, завершающая цикл встреч участников проекта «Сноб» в городах России.
Участник проекта «Сноб» Максим Кронгауз рассказал о том, почему язык меняется. В аудитории собралось больше ста человек, в основном студентов и преподавателей филологическогофакультета. Обсудили список слов, уходящих из языка: от «копирки» до «машбюро».
Студенты интересовались новыми словами, которые появились благодаря мобильным телефонам и блогосфере (что такое «лайк», знали, конечно, все), поспорили, почему выражение «висеть на телефоне» уже не актуально, и с удивлением узнали, что новое для русского «услышимся» давно существует в немецком. Максим Кронгауз разбирал со студентами изменения значений слов, происходящие в последние десятилетия, говорил о внешних факторах, влияющих на терминологию от эпохи Петра до наших дней. Обсудили связь культуры и текста: новые слова описывают мировые тенденции, несут в себе спрессованную информациюо них, быстро становятся популярными и часто в результате оказываются информативнее новостного дайджеста. Судите сами: международная организация Global Language Monitor, отслеживающая частоту употребления слов в англоязычном мире, пришла к выводу, что в 2009 году список возглавляли Twitter и Obama, а в 2010-м лидируют vuvuzela (зулусская дудка, ставшая чрезвычайно популярной на чемпионате мира по футболу) и spillcam (подводная камера, благодаря которой мир увидел нефть на дне Мексиканского залива). Кажется, этим все сказано, вот разве что русского «дождь» не хватает — во время летних пожаров оно появилось в Trending Topics of Twitter, войдя в число самых используемых слов.