Попугаи и морские котики открывают нам глаза на происхождение танца
Человек обнаруживает много странных особенностей по сравнению с другими животными: речь, юмор, уважение к мертвым. Среди этих странностей почетное место, безусловно, занимает умение двигаться в такт музыке. Группа ученых из американских университетов произвела решительную попытку разобраться в природе этого явления.
<object width="425" height="344"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/ERpIWTh18cY&hl=en&fs=1"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/ERpIWTh18cY&hl=en&fs=1" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="425" height="344"></embed></object>
<object width="425" height="344"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/-6JSDxgHOJw&hl=en&fs=1"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/-6JSDxgHOJw&hl=en&fs=1" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="425" height="344"></embed></object>
В ходе экспериментов удалось доказать, что животные действительно умеют двигаться в такт. Для этого ученые включали любящим танцевать попугаям незнакомую им музыку с разными темпами — и птицы действительно танцевали. А широкий поиск на портале YouTube.com дал исследователям список видов животных, которых люди по своей прихоти научили танцевать. В него попал на первый взгляд случайный набор: морские котики, слоны и попугаи.
У всех этих существ есть общая черта — способность к звукоподражанию. По мнению одного из авторов статьи в Current Biology Адены Шахнер (Гарвард), это поддерживает гипотезу о том, что танец — побочный результат звукоподражания. То есть, танцуя, мы, по сути, подражаем звуку, но уже не посредством гортани, а при помощи конечностей.
А я давно заметил, что ребенку нравится в первую очередь вокальная музыка, то есть мамины песни, и меньше — инструментальная (Шопен). Нет ли тут серьезной нейробиологической причины? Ведь мозг даже очень маленьких детей заточен под улавливание звуков речи и подражание им — вначале чисто ритмическое. Не может ли быть так, что интерес к музыке является продолжением интереса к речи?
Адена Шахнер ответила на мой вопрос следующим образом: «Это похоже на правду: способность к речи и музыкальность тесно переплетены в развитии ребенка. Прочитайте Music, Language, and the Brain — там про это много говорится».
А не хочет ли кто-нибудь из членов клуба прочитать эту книгу и сделать для нас небольшое сообщение о ней? Мы пришлем вам ее домой!