Выставка проходит в Michael Hoppen Gallery в районе Челси. «Это лучшая фотогалерея в Лондоне», — еще на входе сказал мне молодой британский фотограф Александр Этуотер, потягивая имбирный коктейль Russian. Это был закрытый показ для постоянных гостей галереи, а еще неофициальное открытие.

 

Первые выставки Бориса Савельева прошли в СССР еще в середине 70-х, а затем его работы разошлись по всему миру и оказались в частных и музейных коллекциях Испании, Германии, США и России. На лондонской выставке были представлены фотографии Савельева, сделанные в те времена, когда женщины носили ситцевые платья в цветочек и белые сандалии, а по улицам Москвы ездили не купленные в кредит машины, а троллейбусы и трамваи.

Когда я вошла в зал на первом этаже, владелец галереи Майкл Хоппен как раз рассказывал гостям о тонкостях советского быта, а также об особенностях печати фотографии на металлических пластинах. Затем он принялся восхвалять Савельева.

Среди гостей была и Аня Стоунлейк, хозяйка галереи современного искусства White Space Gallery, где также часто выставляются русские художники и фотографы. Она рассказала, что ей не обидно, что выставка Савельева проходит не у нее.

Выставка продолжалась и на втором этаже галереи — большом светлом зале прямо под крышей.

В дальнем углу комнаты, скромно улыбаясь, стоял сам Савельев и беседовал с гостями. «Я очень люблю Лондон, — рассказывал он. — Мне хотелось бы открыть лондонцам глаза на то, что называется настоящей русской фотографией». И вдруг Савельев признался, что русским себя не ощущает:

После чего «человек мира» попросил налить ему водки.