Местом проведения выставки стал внутренний дворик министерства иностранных дел.

 

Там были выставлены работы художников и фотографов, давно живущих в Германии — Ивана Чуйкова, Бориса Михайлова, Юрия Альберта — и представителей более молодого поколения Дани Акулина и Григория Дора.

Попадались и произведения, которые уже стали частью немецкой истории — например, картина Дмитрия Врубеля, известная немцам под названием «Братский поцелуй». На картине, авторский вариант которой еще совсем недавно украшал мемориальный фрагмент Берлинской стены, Эрих Хонеккер целует Брежнева.

Фото: Юлия Кисина
Фото: Юлия Кисина

Спор о том, уместно ли превращать внутренний дворик такого важного ведомства в экспозиционный зал, не прекращался и на самой выставке. Еще до ее открытия многие художники жаловались, что здесь их произведения будут восприняты не так, как бы они хотели. Даже просто посетитель выставки, художница Евгения Горчакова была удивлена странным выбором места.

Желающие попасть на выставку проходили контроль, как в аэропорту. Всех тщательно досматривали и изучали содержимое сумок, а среди экспонатов ходили вооруженные полицейские.

 

Фото: Юлия Кисина
Фото: Юлия Кисина

Художник Сергей Воронцов, принявший участие в выставке, был страшно этим возмущен.

Среди зрителей был писатель Виктор Ерофеев — на следующий день была запланирована его встреча с читателями, где он собирался рассказать о своем сотрудничестве с немецким издательством Berlin Verlag, в котором уже неоднократно печатались российские авторы.

 

Фото: Юлия Кисина
Фото: Юлия Кисина

Неподалеку прогуливался Дмитрий Врубель. Он обсуждал со знакомыми планы перевозки своего «Евангельского проекта».

 

Фото: Юлия Кисина
Фото: Юлия Кисина

Врубель считает, что благодаря Интернету разница между Россией и Европой постепенно стирается — именно поэтому русские художники делают теперь совершенно европейское искусство. Этим летом он планирует выставляться в берлинской галерее Людмилы Березницкой.

 

Фото: Юлия Кисина
Фото: Юлия Кисина

Сама Людмила Березницкая, успешная галеристка из Киева, появилась на выставке чуть позже: «У меня завтра конференция по поводу уничтоженных шедевров со Стены. Обязательно приходите».

 

Чуть поодаль классик фотографии Борис Михайлов показывал новую серию своих работ, на которых жители Харькова ныряют в ледяную прорубь. По словам Михайлова, они оказались людьми нестеснительными: «Фотографии я снял этой зимой. Никто не возражал, все позировали с удовольствием». Ко всеобщему удивлению, в день открытия выставки Михайлов был без камеры, но он все равно продолжал «фотографировать».

Фото: Юлия Кисина
Фото: Юлия Кисина

Берлинский журналист Йохан Арнс, пишущий о России, как выяснилось, знал лишь тех русских художников, которые живут в Германии.

Я направилась к инсталляции Марины Герцовской...

Фото: Юлия Кисина
Фото: Юлия Кисина

... и в этот момент натолкнулась на того самого Андрея Барова, о котором только что говорил Арнс. Баров пребывал в прекрасном настроении.

«Выставка отличная, — сказал Баров, когда мы уже прощались. — Но в Германии живет много хороших русских художников. А здесь почему-то показали далеко не всех».