Самвел Аветисян: Кино про Москву, которую я ненавижу

Участники проекта «Сноб» в рамках программы Premium посмотрели до официальной премьеры фильм «Каденции», снятый режиссером-дебютантом Иваном Савельевым, спродюсированный Еленой Яцурой. Однако для дебютной картины в этом фильме непривычно много известных актеров. В главных ролях Ингеборга Дапкунайте, Мария Миронова, Полина Кутепова, Ирина Хамдохова и Клавдия Коршунова

+T -
Поделиться:

Перед началом показа в кинотеатре «Пионер» Елена Яцура сказала, что считает этот фильм «очень свежим», и напомнила зрителям о том, что преследует корыстные цели и хочет на основании дискуссии решить, менять цветокоррекцию или оставить в том виде, в котором она есть. А Иван Савельев грустно заметил, что желание есть, а шансов это сделать уже почти нет. До проката осталось всего четыре недели.

Фильм разбит на новеллы, каждая из которых урывками выхватывает день из жизни нескольких москвичек: устроительницы праздников (Ингеборга Дапкунайте) с дочерью-лунатиком; мерчандайзера в супермаркете (Ирина Хамдохова), в которую влюблен богатый бизнесмен; начинающей актрисы, которая читает монолог начинающей актрисы на пробах (Клавдия Коршунова); сотрудницы отцовского банка (Полина Кутепова), которая сливает секретные данные, скорбит по покойной матери и несколько часов сидит в застрявшем лифте; офисной переводчицы (Мария Миронова), с которой происходит и того меньше. В итоге вечером все они встречаются в самодеятельном театре.

Ни одна из новелл не складывается в связный сюжет, и о большинстве деталей приходится лишь догадываться. Куда больше режиссера занимают проходные персонажи: охранники, дедушки в супермаркете, коллеги и начальники, а также виды из окон трамваев и убитых бомбилами машин.

После просмотра мнения разделились, и многим показалось, что сюжет не выстроен, сцены затянуты, но от этого не более понятны. Другим участникам просмотра картина понравилась, и образы героинь показались вполне жизнеутверждающими.

Самвел Аветисян

   Замысел картины мне показался серьезным и в целом понятным, однако в начале я минут на 20 все же заснул, и боюсь, что не многое потерял. Возможно, режиссер-дебютант не смог отстоять всех своих позиций, столкнувшись с диктатом продюсера, возможно, это просто следствие его неопытности, но замысел не соответствует, с моей точки зрения, финальному результату. А может быть, дело в том, что это кино для меня про Москву, которую я ненавижу. Она стала чудовищем и пожирает всех своих жителей, даже самых красивых. Фильм, по-моему, об этом. И там снялось очень много красивых актрис, которые в фильме выглядят усталыми, затравленными и потерянными. Я хочу от женщины на экране получать эротическое удовольствие, которого меня намеренно лишили.   

Мы публикуем расшифровку дискуссии, которая состоялась после просмотра фильма.

Мероприятие проходило при поддержке калифорнийского винного дома Robert Mondavi

Комментировать Всего 26 комментариев

Замысел картины мне показался серьезным и в целом понятным, однако в начале я минут на 20 все же заснул, и боюсь, что не многое потерял. Возможно, режиссер-дебютант не смог отстоять всех своих позиций, столкнувшись с диктатом продюсера, возможно, это просто следствие его неопытности, но замысел не соответствует, с моей точки зрения, финальному результату. А может быть, дело в том, что это кино для меня про Москву, которую я ненавижу. Она стала чудовищем и пожирает всех своих жителей, даже самых красивых. Фильм, по-моему, об этом. И там снялось очень много красивых актрис, которые в фильме выглядят усталыми, затравленными и потерянными. Я хочу от женщины на экране получать эротическое удовольствие, которого меня намеренно лишили.

Самвел,

Как же ты смотришь выпуски новостей на экране телевизора?!

Помогает эротизации восприятия ведущих?!

Обязательно попробую!

И не забудь исправить цветокоррекцию экрана 

Попробую!

Обязательно потом напишу, стали ли новостные новеллы от этого законченнее и лучше!

Я, как человек из мира музыки, все же спрошу про название «Каденции»: этим термином называется завершение инструментального концерта или арии, а у вас в фильме – сплошные незавершенности и недоговоренности.

Имелось в виду второе значение – сольная партия в оркестре у одного из инструментов. Но в процессе производства фильма все так сильно изменилось, что я не уверен, что и этот смысл теперь подходит.

Иван Савельев Комментарий удален

Что собственно так сильно изменилось?

У нас была и другая версия монтажа, которая собирала фильм не по новеллам, а по времени суток, и мы поочередно показывали утро, день и вечер для всех героинь.

Эта версия была ближе к сценарию, но на экране она выглядела ужасно. Она совершенно не работала, и было понятно еще меньше, чем теперь…

Мне кажется, что она тоже работала и вполне имела право на существование, но так или иначе в прокат выйдет версия с отдельными новеллами. А еще у нас остался главный вопрос, связанный с цветокоррекцией…

А вы можете объяснить профанам, о чем вы сейчас все говорите?

Эту реплику поддерживают: Александр Кухарев

Елена,

на мой взгляд, фильм получился очень красивым по цвету и ракурсам. Я получила огромное удовольствие именно от "картинок". Просмотр оставил впечатление и настроение, смог вызвать эмоции. Ни это ли - самое главное…

Илья Кухаренко Комментарий удален

Лена, увидев, как вы спорите с Иваном уже после того, как картина готова, я хочу задать только один вопрос: как вам удалось вообще эту картину закончить?

У меня тоже. Потому и удалось.

Елена Яцура Комментарий удален

Не могли бы вы рассказать, про что история девушки, которую играет Полина Кутепова? Там есть некоторые детективные подробности, но все равно не до конца понятно…

Зато все девушки сняты с большой любовью, это правда. И это так редко… А есть ли у вас, Елена, любимые новеллы?

Я смотрела фильм трижды, и каждый раз мои приоритеты менялись. И это, наверное, хорошо. Но на данный момент мои две самые любимые героини — Клавдия Коршунова и Мария Миронова, но я не могу поручиться, что все опять не поменяется.

Я хотела сказать большое спасибо за фильм, он и правда показался мне очень свежим. Когда живешь в Москве, смотришь этот фильм и все тебе знакомо – и суета, и эти проходные и эти коридоры, но для немосквичей в этом фильме есть особая нота. Мне кажется, что он получился не про женщин а больше про город.

Остался на обсуждение фильма, но вынужден был раньше уйти и не знаю, что в итоге обсуждалось.Сам успел только поделиться ощущением от возникшего дежа вю – сходства с трилогией Кшиштофа Кесьлёвского «Три цвета».Сразу скажу- для меня в этом сходстве большой плюс Вашего,Елена,фильма. Кесьлёвский снял три фильма-новеллы с тремя героинями,сыгранными также тончайшими актрисами (одна Жюльет Бинош чего стоит !),истории которых также как бы вырваны из контекста, а в финале последней новеллы все персонажи встречаются в катарсическом эпизоде Спасения в кораблекрушении ,как новые обитатели Ковчега, достойные новой жизни. Интересно, что обсуждение проблем с цветокоррекцией,которое я успел застать,также  актуально – у Кесьлёвского новеллы были ,соответственно названиям,настойчиво «синей», «белой» и «красной» (формально – цвета французского флага), но разницы в цвете он достиг тоньше -не столько за счёт коррекции на монтаже, сколько учитывал её внутри -при сьёмках, тонко подбирая костюмы,натуру и режим . Поэтому, будь моя воля,я бы вообще не мудрил на Вашем месте с цветокоррекцией – у Вас к тому же не 3,а 5 героинь и  есть риск только запутать зрителя (к примеру ,переход в монохром может означать воспоминания)…А так – фильм точно достигает цели и в конце приводит к катарсису (хотя-и несколько предсказуемому). Возможно дело в мужском взгяде режиссёров фильмов «Три цвета» и «Каденции» - мне ,к примеру,не так интересно знать начало и конец истории той же героини Кутеповой, но важно видеть Настоящую героиню ( здесь кастинг безумно важен!) и поверить ,что у неё –Настоящая драма ,но в конце – с ней всё будет хо-ро-шо. Таких Красивых (в первую очередь – внутренне)героинь я часто вижу на улицах Москвы, среди дузей и знакомых ,и сопереживаю им,не вдаваясь во все подробности происходящих с ними ежедневно историй-достаточно одной,двух ярких деталей. Это нормально,но в современном российском кино этого почти нет. К примеру, этого нет в фильме «Москва,я люблю тебя» также сшитому недавно из коротких новелл –сплошные «старые песни о главном»,а вот в импортных «Нью-Йорк,я люблю тебя» и «Париж,я люблю тебя» эта щемящая нотка присутствует ,она знакома многим жителям мегаполисов. По этой причине,кстати, смею предсказать тёплый приём фильма у зарубежной думающей аудитории – там понимают,что в России главный конвертируемый товар –это её Женщины,невозможная красота которых всегда закалялась в невозможных драмах,а обычная жизнь в Москве –и есть такая драма.Отдельное спасибо оператору – за планы любимой Москвы,которая выглядит как шестая героиня фильма – красиво и хрупко. Спасибо всем ,кто делал это кино !

На мой взгляд, одной из основных проблематик этого фильма являлась пронзительная мысль о том, насколько мала возможность творческой самореализации в большом городе, несмотря на бурлящую движением жизнь в этот самом городе.  Героини "Каденции "обретают внутреннюю гармонию только в финале, когда они заняты по-настоящему любимым делом - готовятся к спектаклю в самодеятельном театре. По-моему, если рассматривать этот вопрос, двигаясь от частного к общему, то можно смело сказать, что подобная развязка объединяет не только героинь фильма, но и в целом многих жителей мегаполисов.

Как известно, настоящее искусство не даёт ответов, а только задаёт вопросы. Поэтому,  читая предыдущие комментарии, я удивляюсь, насколько многомерно воспринимается зрителями этот фильм. Прекрасно, если каждый нашёл в нём ответ на один из своих внутренних вопросов.

Эту реплику поддерживают: Татьяна Фон-Варденбург