Наташа Барбье: Катарсиса не случилось

Участники проекта «Сноб» в рамках программы Premium сходили на гастроли Мариинского театра, который привез на «Золотую маску» оперу «Замок герцога Синяя борода» Белы Бартока

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
+T -
Поделиться:

В спектакле кроме самого Гергиева участвовали две звезды с мировой репутацией: чернокожий баритон Уиллард Уайт и наша сопрано Елена Жидкова. Постановку тоже осуществила международная команда во главе с Дэниэлом Креймером. Все это обещало как минимум высокий стандарт исполнения, даже если и без откровений.

Символизм этой оперы обычно провоцирует постановщиков даже на излишнюю изобразительность. Но на этот раз все сокровища и ужасы замка были намеренно превращены в убогие и бутафорские. Вместо готического строения на сцене был мрачный и недостроенный бетонный загородный бункер нувориша. За каменными стенами, которые предательски морщились, выдавая свою тряпичную природу, скрывалис, в лучшем случае два плохо наряженных манекена под китайской новогодней гирляндой или искусственный сад со старой советской витрины с искусственными цветами. А в последних сценах выяснилось, что у Синей Бороды были не только прежние жены, но и дети — и все они ютились на многоярусных полатях у дальней стены. Буквально семеро по лавкам. Жены — постаревшие и обрюзгшие — тоже живы.

Отношения Синей Бороды и Юдит напоминают хорошо знакомые истории про стареющего папика и его новой молодой пассии. «Масик, купи бибику, лучше красненькую», — эта фраза так и просилась в субтитры на экранах. Не очень понятно, как эту вертлявую, истеричную, ревнивую профурсетку герцог вообще пустил на порог.

На удивление и сам Гергиев в такой подходящей для него партитуре не проявил ничего сверхъестественного. Сыграли вполне пристойно и качественно, но без драйва. В итоге — более чем жидкая овация, которую прервал первый же занавес, не оставив шанса труппе на хотя бы еще один поклон.

Комментировать Всего 18 комментариев

Илья Кухаренко Комментарий удален

С грустью честно сообщаю вам, что катарсис не случился. Музыка, может, и чудная, но сама постановка, на мой взгляд, простенькая и немного провинциальная. Декорации даже не обсуждаю — тут концепции интересной нет. Капризная «кукла Алина» в гостях у постаревшего и не очень даже страшного Кена.

Бог даст, будет мне другая Синяя борода...

Вообще не очень жалую символистов. Пафоса много, а за душу не берет.

Странные впечатления. Раньше Гергиев всегда четко знал, на какую аудиторию рассчитан тот или иной его проект, и этот расчет вызывал уважение, даже если мне постановка не нравилась. Здесь — не понимаю.

Тем более странно, что Уиллард Уайт не так давно в Париже пел в дивном спектакле испанской театральной группы La Fura dels Baus, которая с помощью капрона и лазерных проекций заставила публику думать, что замок Герцога Синяя Борода это и есть здание «Гранд-опера», построенное Гарнье. Идея была остроумная и красивая. Гергиев в тот момент был в Париже и наверняка видела этот спектакль. У него прекрасные отношения с La Fura dels Baus и ее руководителем Карлосом Падриссой. Было бы куда лучше, если бы в Маринке показали ту же парижскую постановку, но только на капрон проецировалась бы не Парижская опера, а Мариинский театр.

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин, Елизавета Титанян

Елизавета Титанян Комментарий удален

Этим летом они привезут в Москву "Возвышение и падение города Махагони" Брехта-Вайля, из Мадрида, а дирижировать будет Теодор Курентзис. Я к ним отношусь с любопытсвом. Иногда, как в случае с "Синей Бородой" или "Осуждением Фауста" мне очень нравится, а иногда совершеннейший ужас. Вот мариинские "Троянцы" или парижская "Волшебная флейта" или вагнеровское "Кольцо" на DVD -- меня разочаровали.

Елизавета Титанян Комментарий удален

Непременно напишем когда и что, а вероятнее всего и пойдем...

а меня Кольцо даже в ютюбном варианте именно очаровало... это путь! да куда уж очаровательнее? много у них и по смыслу здорово найдено, а главное – хайтек Вагнер будет жить. Он именно о таком театре и мечтал. Говорят, в Мет'е еще больше хайтека, народ ломится.

Отличная опера! И музыка, и исполнение, и формат (всего час без антракта... помнится, отсидел на Аиде на галерке пять часов, к тому же трезвый, как идиот, чуть с ума не сошел). Но главное — назидательный сюжет: понесло девку приключения искать на свою жопу, ей и так, и эдак, мол, не лезь, а она уперлась рогом: ну дай ключ от седьмой двери, ну дай! Ей твердят: не надо, мол, кровь и слезы, а она как баран — дай ключ от седьмой двери. Ну и добилась-таки своего...

Эту реплику поддерживают: Игорь Уткин, Виктор Енин

Я готов забыть все свое недовольство этим спектаклем только потому, что кто-то, благодаря ему проникся великой музыкой Бартока, и этой вполне узнаваемой истории мужчины и женщины, которые нарушили границы собственной и чужой приватности...

Остался очень доволен и впечатлён деликатностью и многослойностью проработки сюжета

Правда, я не заметил чернокожего баритона, фигурировавшегона афише и в начале здешнего осуждения. Я был на второй день, 25-го. Были другие солисты? Надеюсь, декорации мы одни и те же обсуждаем?

Да -- во второй день пели по русски и вторым составом, хотя я теперь думаю, что с Эдемом Умеровым Вам повезло даже больше, чем нам с Уиллардом Уайтом...

Маленький оффтоп, но не могу сдержаться

Очевидно, у Маринки проблемы с премьерами.

Вам повезло, что вы не попали на пятичасовую оперу Берлиоза  "Троянцы", премьера которой состоялась в Мариинском театре в конце прошлой зимы. Дирижировал сам маэстро Гергиев и постановка была не помню чья, какого-то европейца. На официальном сайте опера заявлена как самая грандиозная премьера http://www.mariinsky.ru/playbill/without/links_to_banners/troyens/

Но это был ужас-ужас. Хор троянцев был одет в хоккейную форму. Это не метафора. Было много другого, что вызывало сдавленный смех зрителей: мешочки с "кровью", подвешенные на занавесе, которые собственоручно давила Кассандра после самоубийства, расхаживающий во время действия по сцены обслуживающий персонал в робе (правда-правда), монтаж и демонтаж декораций тут же, вынесенный для одной из арий микрофон - артист пел под музыкальную фонограмму.

Зал пустел с каждым антрактом. Я выдержала три часа из пяти. Единственная адекватная рецензия в СМИ нашлась на фонтанке.ру. Остальные критики рассуждали об оригинальной концепции оперы: "троянцы – вирусы, которые проникают внутрь операционной системы, разрушая всю имеющуюся там информацию. троянский вирус находится внутри самих персонажей, и его действие может вызывать ужасные последствия..." 

Не смотря на все это, с классикой у Мариинки проблем нет. Недавно была на Баядерке и было восхитительно хорошо.

Это и прадва было довольно нелепо, при всем том, что La Fura dels Baus -- одна из самых изобретательных театральных команд.  А вот пели и играли очень прилично. Я очень люблю Берлиоза, и "Троянцев" в частности. Если хотите посмотреть и послушать нечто умное и прекрасное на эту тему -- купите DVD из Зальцбурга в постановке Херберта Вернике, с Деборой Поласки в роли Кассандры и Дидоны. За пультом Сильван Кэмберлинг

Соглашусь сразу со всеми кто уже высказался - я  тоже посетила. Ожидала, если честно совсем другого, но как водится если, чем то очарован обязательно какая-то подлянка  и  произойдет. Опера в отрыве от сценографии и общей трактовки постановки, конечно же великолепная, но вот все остальное,хмм - мягко спорно. Юдит действительно сильно смахивает на барышню из кафе "Вог" которая навязалась на голову, замученного жизнью и прежними отношениями, а потом как выяснилось еще и кучей детей герцога и вовсе он не страшный синяя борода. а так какой то параноик без харизмы и чего она вообще за ним увязалась. предупреждал ведь ее не ходи , а так вот приключилась с ними ну такая любовь, такая любовь, что прямо и рифмуй в лоб, "любовь - кровь", а "розы - слезы". Действительно все очень провинциально подано на сцене от "сморщенных" стен, до  пакетиков с бутафорской кровью, которой густо залила себя главная героиня. А ведь начало очень даже меня впечатлило, мне понравилось как подан вход в замок, многообещающе  - они идут как будто все глубже и глубже в мрачный замок, но вот поднялась декорация обнажив  странный набор предметов, особенно меня занимала пушка для игры в теннис на колесиках, вопрос а на фига, сорри за мой французский, возникал постоянно и дальше все начало рассыпаться и сморщиваться вслед за декорацией стен.

Вход в замок очень лаконично и живо был показан

Музыка прекрасна.

Смутило убогое состояние жён герцога, особенно первой, "утренней". Впрочем, чего ждать от самого давнего герцогского трупака?

Обожаю Мариинку, ежегодные гастроли в Америке - всегда праздник!

Елизавета Титанян Комментарий удален

Лиза, если это реплика  мне - то я-таки накатила 2(!) водки перед началом, потому что пришла на час раньше и замерзала у входа... и не спасло. Чуть не заснула в самый патетический момент... и это я, всегда восторженная барышня! Так-то.

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

Елизавета Титанян Комментарий удален

Да было дело, было... когда появились бедные старые жены, я уже почти спала. Но вздрогнула и проснулась...

Получила удовольствие от самого театра.... атмосферы театра

Я готова была к тому что это фестиваль.... музыка прекрасная, но мало действий и действительно серый фон доминировал.....