Человеческий глаз воспринимает только часть спектра — электромагнитные волны с длиной волны 300-700 нанометров. Прочие виды излучения для нашего восприятия как бы не существуют, и до XIX века никто не подозревал о космических процессах, сопровождающихся такими излучениями.

Лишь в середине XIX века зародилась инфракрасная астрономия, а еще сотню лет спустя появилась радиоастрономия. В результате этого астрономы невероятно расширили крохотное окошко, через которое они могли ранее наблюдать космические объекты. Например, они обнаружили пульсары — быстро вращающиеся нейтронные звезды, которые были открыты именно по их радиоизлучению. Во второй половине XX столетия были освоены и другие области электромагнитного спектра (в основном со стратостатов и космических аппаратов — иначе ничего не видно, атмосфера мешает).

Скоро станет доступна еще одна частотная полоса. Для ее освоения построена космическая обсерватория имени великого астронома XVIII столетия Уильяма Гершеля, прославившегося открытием Урана, изучением космических туманностей и многим-многим другим. Она оснащена самым большим телескопом из всех, которые когда-либо отправляли в космос. Диаметр его зеркала равен 3,5 метра (на метр с лишним больше, чем у «Хаббла»).

«Гершель» предназначен для регистрации самого низкочастотного инфракрасного излучения с длиной волны от 0,06 до 0,67 миллиметра. Так светят очень холодные облака космического газа, температура которых составляет –263°С. До сих пор значительная часть этой области спектра была недоступна ни для земных, ни для космических приборов. На этих частотах к нам добираются сигналы от самых дальних звезд и галактик, излученные во времена их ранней юности — до Земли этот свет идет многие миллиарды лет. «Гершель» позволит прояснить, как из холодных газовых облаков возникают звездные скопления. Астрономы собираются даже обнаружить инфракрасное излучение звезд-гигантов первого поколения, которые родились и вскоре исчезли в чудовищных взрывах, когда Вселенная была в двадцать раз моложе, чем ныне. «Гершель» также обогатит наши знания об окрестном космосе — планетах Солнечной системы, кометах и астероидах. В общем, от него ждут разгадки уймы космических тайн.

Вместе с «Гершелем» ракета «Ариан-5» сегодня прихватит в космос и еще одну европейскую обсерваторию «Планк», названную в честь основателя квантовой физики.

Это уже третий из космических аппаратов для регистрации реликтового микроволнового излучения (первые два принадлежат НАСА). Оно возникло в ничтожные доли секунды после Большого взрыва, породившего Вселенную 14 миллиардов лет назад. Космологи и астрофизики полагают, что в этот момент мироздание было стянуто почти что в точку, а затем за ничтожное время набрало огромную скорость расширения и достигло исполинской протяженности (это красиво называется космической инфляцией). Теория утверждает, что тогда спектр электромагнитных волн и претерпел важные изменения. Следы этого воздействия почти стерлись, однако есть надежда их отыскать благодаря приборам «Планка». Тем, кто это сделает, практически гарантирована Нобелевская премия.

Обе обсерватории превратятся в рукотворные спутники Солнца. Они будут двигаться с внешней стороны земной орбиты, держась примерно в полутора миллионах километров от нашей планеты. «Планк» прибудет на определенную ему орбиту через два месяца после запуска, а «Гершель» месяцем позже. Ни пуха им, ни пера...