Андрей Шмаров: Ненужные люди. Другая интерпретация кризиса
Действительно (цитирую по «Ведомостям»), мировой ВВП растет в 2010-2011 годах на 4,4 и 4,2 процента и на 12 процентов превысит докризисный уровень, инвестиции и торговля своих максимумов пока не достигают, но показатель 2007 года. тоже уже превзошли. И лишь безработица по-прежнему хуже докризисной, причем без особых надежд на улучшение ситуации.
При этом 55 процентов прироста безработицы приходится на развитые страны, в которых сосредоточено лишь 15 процентов рабочей силы. В 2011 году экономика здесь вырастет, а безработных по-прежнему будет 15 млн человек, то есть на 50 процентов больше, чем до кризиса. В Восточной Европе и странах СНГ безработица в этом году увеличится, и лишь в бурно растущей Восточной Азии численность занятых возрастет.
О чем это говорит? Самый очевидный вывод — растет производительность труда, но это некая банальность, просто результат деления одного числа на другое. Штука в том, как и за счет чего это происходит.
Полагаю, что вряд ли в результате внедрения новых трудосберегающих технологий и оборудования, передовых схем организации труда или увеличения нормы эксплуатации рабочей силы — даже если движение в этом направлении происходит (наверняка это так), то прошел еще слишком небольшой период времени, чтобы возник ощутимый эффект. Тогда остается лишь одно — экономики попросту избавились от лишних людей, не слишком нужных компаниям, конторам, министерствам. Уволили на пенсию пожилых людей, отправили домой вечно сидящих на больничном мамаш, защищаемых профсоюзами лодырей, многочисленную челядь (секретутки, водилы, ассистенты, помощники), обанкротились разнообразные сервисные службы паразитически-сибаритского толка (по уходу за домашними собачками, чистки обуви на дому по вызову и т.д.) «Социальное рыночное хозяйство» стало менее социальным и более эффективным.
Если так, то есть пара вопросов.
Первый: чем займется вновь сформировавшаяся резервная армия труда в условиях сокращения велферов и неизбежного ухудшения общественного отношения к тунеядству? Честно говоря, не знаю, но подозреваю, что в первую очередь протестами.
Второй вопрос: а как обстоят дела на нашей несчастной Родине? Судя по тому, что численность занятых у нас бодро растет и уже превысила уровень 2007 года, кризис «ненужных людей» России пока не коснулся. Именно пока, потому что социальная составляющая в национальной экономике уверенно растет, несмотря на все протесты РСПП. Доколе? Зная нашу способность перегибать палку и упорствовать в заблуждениях, думаю, что год-другой точно. А потом мы превзойдем по социальным издержкам Швецию и начнется обратный мах качелей.