Пригород немецкого Фрайбурга Вобан полностью отказался от автомобилей
В отличие от пешеходных зон в старых городах, Вобан изначально был спланирован для жизни без машины. В нем вообще нет парковочных мест. Правда, жители района могут припарковать автомобиль в одном из двух гаражей на въезде в Вобан. Для этого вместе с домом или квартирой им необходимо приобрести машино-место за 15 350 евро. Поэтому 70% живущих в районе семей вообще не имеют автомобилей. Многие арендуют авто совместно — для участия в программе необходимо сделать взнос в размере 3700 евро, он пойдет на оплату парковочного места. 57% жителей Вобана перед переездом сюда продали свои машины. Основной вид транспорта в районе — велосипед. С центром Фрайбурга Вобан соединяет трамвайная линия.
Как устроен район Вобан
Вобан — район университетского города Фрайбурга, расположенного на юго-западе Германии у границ с Францией и Швейцарией. Район был построен в 2006 году на территории французского военного гарнизона. После вывода союзных войск в 1992 году часть казарм была снесена, а другая перестроена в многоквартирные дома. От военного городка осталась только планировка улиц.
Все старые и новые дома в районе используют энергосберегающие технологии, многие оборудованы солнечными батареями и автономными водоочистными аппаратами. Есть несколько т.н. «пассивных домов» с полностью независимой энергосистемой. Стоимость жилья в Вобане относительно высока и составляет 2500-3000 евро за квадратный метр. В районе проживает около 5 тысяч человек, треть из них — дети. Движение разрешено лишь по центральной улице Вобана.
The New York Times называет немецкий район пионером среди зажиточных городских сообществ, желающих полностью отказаться от автомобиля. Однако радикальный опыт Вобана пока не решились повторить нигде. Возможно, ему последует Куорри-Виллидж — пригород калифорнийского Окленда. Эксперимент сдерживают нежелание банков выдавать ипотечные кредиты под дорогие дома без гаражей и строительные правила, предписывающие оборудовать у частного дома не менее двух парковочных мест. Застройщикам Куорри-Виллидж такое разрешение получить удалось.