Финальный матч турнира по американскому футболу между командами Green Bay Packers и Pittsburgh Steelers (в нашей компании говорили «упаковщики» против «сталеваров») прошел на новом стадионе Cowboys в Арлингтоне, штат Техас. Мы в Нью-Йорке болели в основном против Steelers — потому что именно им в решающем матче за выход в Super Bowl уступили местные New York Jets. И к концу первой половины главной игры сезона казалось, что Питтсбургу ничего не светит: Packers вели со счетом 21:3. Но дальше Steelers вдруг начали так напирать, что чуть было не догнали соперников, в результате в безнадежном вроде бы матче они проиграли совсем немного. «Грин Бей» победил со счетом 31:25 и завоевал свой четвертый суперкубок. И как бы ни радовался Нью-Йорк поражению Steelers, хочется отметить, что они героически бились до конца и им не хватило одного тачдауна (это 6 очков) и одной реализации (1 очко), чтобы победить.

В этом весь американский футбол. Говорят, не поняв его, нельзя понять Америку. Так ли это, я не знаю, но, начиная интересоваться игрой, определенно переходишь на другой уровень понимания. Например, убеждаешься, что, как бы плохи ни были дела у команды, каждый игрок будет выкладываться до последнего, потому что иначе просто нельзя.

Впрочем, то же самое можно сказать про спортсменов и в некоторых других странах, а равно и про другие виды спорта. Зато наблюдая Super Bowl и все, что вокруг него, можно делать выводы, как и чем живет Америка в данный конкретный момент.

Скажем, сегодня явно заметна установка на укрепление патриотизма. Перед игрой был показан ролик с участием бывшего госсекретаря Колина Пауэлла, где он, а вместе с ним военные, музыканты и спортсмены зачитали целиком Декларацию независимости. Чуть позже показали клип о выдающихся достижениях американского народа — с Нилом Армстронгом, Мартином Лютером Кингом и Джоном Ф. Кеннеди.

Обратиться к народу во время Super Bowl — верный способ быть услышанным: большая часть американцев в обязательном порядке посмотрит всю игру от начала до конца. В 1985 году был случай, когда Рональду Рейгану пришлось из-за Super Bowl перенести торжества по инаугурации. Зато теперь его сотый день рождения (случившийся как раз в воскресенье) отметили по высшему разряду: перед матчем на экранах стадиона прокрутили видео, посвященное сороковому президенту США.

Чтобы понять, как это важно, надо знать, что только на стадионе матч смотрят примерно 100 тысяч зрителей. А у телевизоров за игрой наблюдают больше 100 миллионов человек. Еды за просмотром Super Bowl (он длится четыре часа, а то и дольше) съедается лишь немногим меньше, чем в День благодарения, в который принято всей страной наедаться до предела.

Понятно, что за право показать свою рекламу в ходе трансляции матча компании готовы платить любые деньги. В этом году, например, 30-секундный ролик стоил 3 миллиона долларов. Но это особая реклама. Super Bowl — это единственное шоу, когда во время рекламы ты не то что не делаешь потише или переключаешь канал, а наоборот, замолкаешь, прислушиваешься и даже перестаешь жевать. Потому что рекламодатели дают сюда самую свою лучшую, красивую, интересную, захватывающую рекламу. Чаще всего это премьерный показ, иногда и уникальный. Например, нашумевшая реклама компании Apple 1984 года, срежиссированная Ридли Скоттом, была показана как раз на Super Bowl и больше на телевидении нигде и никогда. Только в кинотеатрах шла перед фильмами и сильно позже появилась в интернете, где собрала более 6 миллионов просмотров.

По тому, какую именно рекламу крутят, понимаешь, какие компании сейчас в силе. Когда был бум доткомов, основная часть рекламы была от них, но потом многие из них прогорели, и сейчас рекламы сайтов раз-два и обчелся, а хорошо чувствуют себя производители автомобилей и продуктов питания: Coca-Cola, Pepsi, Ford, Audi, Budweiser и другие.

Ну и конечно, реклама многое говорит о настроениях бизнеса и страны в целом. Специалисты считают, что, судя по рекламе в ходе нынешнего Super Bowl, американцы наконец вышли из рецессии и снова готовы начать тратить: в отличие от прошлого года все ролики были жизнеутверждающие и бодрые.

После матча реклама тут же расходится по тысячам сайтов, ее обсуждают в прессе, а рейтинги лучших и худших роликов появляются через несколько минут после финального свистка, потому что люди, когда смотрят матч, параллельно оценивают рекламу. И на работе, утром в офисе все будут обсуждать ее же: не посмотреть рекламу на Super Bowl — значит выставить себя белой вороной. Так что нет сомнений, что до потребителя дойдет послание большого бизнеса: «После пары тяжелых лет страна совершила героический comeback и выбралась из критической ситуации. Пора покупать!»

Возможно, чтобы по-настоящему проникнуться духом Super Bowl, надо родиться в Америке. Не случайно ведь своей страстной любовью к американскому футболу жителям Штатов совершенно не удалось заразить ни Европу, ни Россию, ни Азию. Для неподготовленного зрителя американский футбол кажется игрой странной, непонятной и жестокой. Но когда ты присматриваешься к нему, то начинаешь находить в этой игре кайф. Да, жестокая, иногда чудовищно жестокая и одна из самых травматичных. Но вместе с тем это игра абсолютно американская — энергичная, яркая, с множеством нюансов, очень структурированная, технически оснащенная, зрелищная, особенно, когда начинаешь разбираться в тонкостях правил. И красивая — даже несмотря на то, что мужчины, которые в нее играют, одеты в лосины и подачу мяча делают между ног, стоя попой кверху.