Кирилл Березов: Типичный коэновский фильм — герои придурковатые, злодеи — человечные

Участники проекта «Сноб» в рамках программы Premium смотрят и обсуждают новый фильм братьев Коэнов

Кадр из фильма "Железная хватка"
Кадр из фильма "Железная хватка"
+T -
Поделиться:

Новый фильм Итана и Джоэла Коэнов в подзабытом жанре вестерна занимает в этом году второе место по количеству номинаций на «Оскар», лидирует «Железная хватка» и в американском прокате. Кому-то этот фильм показался «слишком коэновским», кому-то — недостаточно. Время покажет, возродили или угробили братья Коэны классический вестерн, но главным, кажется, впечатлением публики после состоявшейся вчера вечером российской премьеры фильма была его предсказуемость на всех уровнях.

В «Железной хватке» после каждой патентованной коэновской шутки актеры как будто выдерживают паузу, чтобы дать зрителям отсмеяться — и зал смеется дружно, как репетировал. Каждый кольт, висящий на стене в начале, выстрелит в конце. Если главный герой спьяну хвалится, что на полном скаку отстреливался один против семерых с двух рук, держа уздечку в зубах, мы можем быть уверены, что в ключевой перестрелке так все и будет.

На каждом привале, устраиваясь спать на земле, герои обкладывают постель веревкой по периметру: Когберн мельком объясняет, что, хоть теперь и не сезон для змей, осторожность не помешает. И в единственной страшной сцене, когда Мэтти Росс, так сказать, Алиса разлива Дикого Запада, вися вниз головой в своей страшной кроличьей норе, подтягивает к себе за ногу чей-то прошлогодний труп и дергает его одежду, чтобы снять нож, я знала, что именно сейчас увижу — «так вот, где таилась погибель моя», — и пригнулась в кресле за секунду до появления змей.

И так же, как под ветошью, покрывающей скелет, непременно окажется гремучая змея, мы знаем, что под личиной изверга — федерального маршала Когберна, известного пьянством, а также тем, что пленных не берет, — ближе к концу фильма обнаружится сердце: в конце концов, мы не впервые видим историю про маленькую чистенькую девочку и старого убийцу. Это ведь одна из главных литературных и кинематографических фантазий всех времен, стоит вспомнить «Леона». И когда этот инфернальный тип погоняет коня ножом, чтобы успеть довезти к врачу беспамятную Мэтти, в этой настоящей мелодраматической сцене, в лунном свете со своим развевающимся плащом он, как ни забавно, приводит на ум Гендальфа с хоббитом на руках.

Мы действительно знаем на всем протяжении просмотра, что будет через минуту, через пять, в конце, но я считаю это не изъяном фильма, а его главным достоинством. Фильм Коэнов предсказуем не потому, что это штамп, а потому, что это канон. Эта история показана глазами 14-летней протестантки. Мир в глазах Мэтти Росс устроен правильно, и она точно знает правила: «За все в этом мире надо платить — все имеет свою цену, не считая милости Божьей».

Отправляясь на поиски банды преступников в дикие индейские земли, куда не простирается действие закона, в компании такого же, в сущности, матерого рецидивиста, девочка в письме матери проговаривается, конечно: «Меня ждет приключение», — в конце концов, ей 14 лет, но она едет не развлекаться. Это маленькая сутяга, которая заключила контракт и хочет за свои деньги проследить, как выполняются условия. И тут важно, что это двустороннее обязательство. Ее контракт не столько с маршалом Когберном, сколько с Богом, и в уплату по своему счету она честно отдает 100 долларов, собственную руку, а в дальней перспективе, видимо, еще что-то. В эпилоге постаревшая Мэтти говорит: «Меня называют чокнутой старой девой. Это правда, замуж я так и не вышла: на эти глупости у меня не было времени». Героиня не уточняет, чем была так сильно занята, но я не сомневаюсь, что это были важные дела.

Кто-то видит в этом фильме феминистский посыл, но, по-моему, его там нет: это не о женской эмансипации история, а о протестантском мировоззрении, если угодно, о человеке, который точно знает, что ему причитается, и готов отстаивать свои права; но и знает, в чем его долг, и исполняет его, не смущаясь такими мелочами, как гендерные, возрастные и прочие ограничения. Ведь пути Господни неисповедимы, и орудием провидения может стать каждый: когда под Когберном и Мэтти падает лошадь и циничный судебный исполнитель, сбившийся со счета, скольких не довез живыми до суда, шлепнул по дороге, мучась одышкой и хватаясь за сердце, тащит умирающую девочку на руках, вспоминается 22 псалом, который Мэтти цитировала в том же письме матери: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной». Вообще-то, имеется в виду Бог, но немного и пьяница Когберн.

Сегодня участники программы Premium опять смотрят «Железную хватку» в Москве. 

Комментировать Всего 27 комментариев

Типичный коэновский фильм: очень добрый, потому что все, включая главных героев, немного культяпистые, некоторые даже придурковатые, негодяи, человечные, местами даже незлобивые. Все, а не только техасский рейнджер, постоянно чего-то бормочут, бухтят, всем недовольны. А в итоге каждый идет до конца, показывает свой собственный true grit, даже черная лошадка. Да уж… Суровый народ — американцы…

Коэнов всегда привлекали растяпы, пьяницы, фрики, недотепы, разгильдяи, раззявы и придурки всех мастей, под влиянием обстоятельств, в критической ситуации показывающие (или уж совсем нет) чудеса собранности, отваги и наличия внутренней нейтронно-опасной сущности.

И если в прошлый раз Лебовски смог попасть шаром для боулинга по своему противнику, то в этот раз, перебравшись на 150 лет назад и изрядно постарев, у него нет другого выхода, как само утверждаться, став Забиякой и используя пули по назначению, в конечном счете промахнуться, пусть и совсем чуть-чуть, что с главарем, что с приглашением в цирк. 

Метт Деймон в качестве со-ловца: прямая проекция одного из братьев Гримм Гиллиама на техасскую почву. И удовольствие от его игры стоит даже того, чтобы терпеть его клоунаду в индейских резервациях.

Гениальные без исключения актерские работы, от первого до последнего (один стоматолог Лесник чего стоит) плана.

Но есть для меня в этот раз одно серьезно мешающее но:  сценарий был предсказуем, даже принимая во внимание, что я не читал ни книги ни предыдущей известной экранизации с получившим за эту роль Оскара же Уэйном . Финальная (почти) сцена на фоне звездного неба ( жесткое дежа вю, Тихий Дон?) лично мне показалась чересчур. Последний раз такое чувство меня посещало в конце второй части Уолл Стрит, когда Гекко решил вернуть денежки.

Однозначно идти. 

Ставка на Оскар: лучшая мужская роль (Бриджес) либо актриса второго плана (Хейли Стайнфелд невероятна). Все таки и Начало, и Социальная Сеть покрепче.

Оскара вполне могут дать Дикинсу за "Тихий Дон" (раздел cinematography).

Я бы не сравнивал, что покрепче - "Начало" и "Социальная Сеть" задуманы на бо'льшую аудиторию. "Сеть" - вообще, очень блеклое кино, там мало авторской заслуги - просто фейсбук он и есть фейсбук.

Я бы точно поспорил про бОльшую аудиторию. К примеру, бюджеты "Сети" и "Хватки" почти одинаковы: 40 миллионов долларов. Более того, сборы в Штатах "Сети" около 100 миллионов и широкий прокат закончен, в то время как прокат Коэнов все еще идет и уже 160 миллионов долларов сборов. 

Тем хуже для "сети" - я, кстати, писал о сети в своем блоге - мы ходили с моим 9летним сыном на открытие и ему очень понравилось. Если вы берете финчера в режиссеры, и на выходе у вас вместо "7" или "fight club" - "social network", то исходная задача понятна - такой равномерно хороший фильм без претензий.

Лично мне не кажется, что Финчер - режиссер исключительно пограничных и скорее всего психопатических состояний. На то есть тот же Бенджамин Баттон. . Финчеру больше интересны истории. Кстати, при всех ужасах фильма Коэнов, "Хватка" мальчишкам точно понравится. Бац по кумполу и хрясь по чайнику в достатке.

Вот, кстати, не согласна - там же, в сущности, всего две перестрелки!

Многие критики пишут, что Хейли Стайнфелд выдвинули на роль второго плана из-за возраста: мол, мала еще, успеет свой Оскар получить. Но это, конечно, страшно несправедливо, потому что она определенно играет равноправную главную роль!

Железная хватка

Удивляет перевод названия. В русском языке, конечно же, нет слова grit, посему предлагаю свою версию :

"Реальный пацан" :-)

Я плохо знаю английский, но True grit должно, в принципе, значить примерно "настоящее мужество", нет? Это еще к вопросу о штампованном мышлении российских кинопрокатчиков, которые не могут признать мужество за героем сомнительной нравственности. На самом деле название, по-моему, подтверждает мою трактовку этой истории как утверждения протестантских ценностей.   

Grit- непростое слово ( вообще-то оно означает "шершавый, зернистый), но  в данном случае ему ближе всего слово "perseverance"- упортство в достижении цели. Идея названия в том, что то подлинное упорство,  "true grit" , которым Когберн знаменит, по-настоящему проявляется  не в погоне за преступниками, а в спасении Мэтти.  И хотя я и не не придерживаюсь Вашей, Варвара, теории об утверждении исключительно протестантских ценностей, думаю Вам понавится такое теологическое значение слова "perseverance": continuance in a state of grace to the end, leading to eternal salvation. Нечто вроде: Постоянное милосердие, ведушее к спасению души

Спасибо, Евгения, очень интересно! Ну, не исключительно - это просто главная линия, которую я там увидела, не отменяющая других. Это протестантское упорство - оно там последовательно, но не примитивно. Там есть очень характерная сцена - помните, когда Мэтти спрашивает шерифа, кого ей нанять из федеральных маршаллов. Тот ей называет три кандидатуры: один - наполовину каманч, лучший следопыт. Другой - Забияка Когберн, известный жестокостью и пьянством. И третий - который всегда довозит преступников живыми до суда, потому что даже отъявленный негодяй заслуживает того, чтобы его повесили по закону. Мы в этот момент ждем, что она выберет третьего, вроде как он наиболее должен соответствовать ее идеалу, и вообще - на то он и третий, так положено по всем канонам. Но она выбирает Забияку, потому что выделила главное: он самый эффективный. Есть, конечно, риск, что он мочканет убийцу на месте, а ей нужно, чтоб привез живым и судил, причем не где попало, а тут и за это преступление. Ну, так потому она и едет с ним - чтобы следить за соблюдением условий. Но она, очевидно, не пуристка )

Эту реплику поддерживают: Ирина Михайловская

Фильм конечно, очень хорош. Боюсь что ни Коэны ни Бриджес оскара не получат, так как Бриджес получил оскара в прошлом году, и Коэны тоже получили за "Старикам Здесь не Место".

А мне вот интересно пару моментов:

а. Как в русском переводе звучит речь Когбурна? По-английски первую половину фильма он бубнит нечто разбираемое с огромным трудом...

б.Что именно считается Коэновским юмором? Фильм, по-моему, абсолютно не смешной. Я там насчитал одну (1) хохму.

Eще меня не оставляла мысль, о том, что у Мэтта Деймона пару раз заканчивался контракт и его герой стремился слинять из истории... Потом его агент договаривался с продюсером и Деймон снова появлялся...

я смотрела в Пионере, там был показ с субтитрами. не представляю, как его можно перевести и озвучить, чтобы это выглядело так же круто, как в оригинале.

про хохмы -- мы гоготали всем залом постоянно. над рейнджером, например, почти каждый раз, когда он появлялся. 

Андрей, тут вот в чем дело, по-моему: те, кто любит Коэнов вообще, считают этот фильм "не совсем коэновским", видят в нем изменение манеры и тп, потому что рады заметить разность. А коэноненавистники замечают какие-то общие родовые признаки всех их фильмов, потому что смотрят более отстраненно. Скажем, после просмотра один мой знакомый с раздражением сказал: "и эти их вечные их шуточки на еврейскую тему, сколько можно!". Я поразилась - какие уж там-то еврейские шуточки, где? Какие вообще евреи на диком Западе?! Оказалось, там судья был с пейсами или что-то в таком духе; я-то и внимания не обратила, но кто ищет, тот найдет )

Да, Дэймон там не выкладывался - по-моему, его герой почти ничем не запоминается, как будто его где-то не докрутили.

замечательный сплав иллюзии и реальности. неслучайно главный герой, так правдоподобно сыгранный Бриджесом, заканчивает свой путь в каком-то шоу. да, и был ли он, герой? это не история про дикий Запад, это каноническая голливудская сказка.

Ну он же там говорит в конце, когда падает, устав тащить Мэтти: "Старый я стал" или что-то такое. А в шоу подается еще много лет спустя. Очевидно, что бандитов он уже не способен ловить, нужно же чем-то заниматься. Но я согласна - там совершенно неважно, был ли герой: вся сцена со стрельбой по лепешкам - про это. Там же каждый раз непонятно, попал ли он, и это неважно.

так, но я не совсем про это. мне кажется, Коэны в каждой сцене будто говорят, кино это не правда, это шоу. а поскольку у Америки своих сказок вроде русских народных никогда не было - слишком молоды, то Голливуд и стал народным американским сказочником, а братья Коэны - тамошними братьями Гримм.

Эту реплику поддерживают: Игорь Рябов

Интересно, действительно, почему дядюшка Римус не стал для американской культуры Ариной Родионовной. Казалось бы - чернокожие няньки детей плантаторов, хоть и понаехали, в едва ли не большей степени, чем крепостные мамки в России, говорили со своими питомцами на одном языке.

мне еще невероятно патриотическим фильм показался. 

Я кстати не уверен, что Коэны этого добиваются. Они любят снимать кино в стиле такого глубокого исследования  - сначала место (Raising Arisona, Fargo, Big Lebowski), a потом время-место (O Brother Where Art Thou, True Grit)... Но вынести оттуда можно и патриотические мысли, или вполне обратные... Как из Burn After Reading

Фильм действительно очень патриотичен: волшебная Американа, одновременно чарующая и пугающая, блестящая интерпретация классической истории, но при этом совсем другое кино (в первоначальной экранизации действие было сосредоточено вокруг Забияки в исполнении Уэйна, в этой - вокруг главной героини).

К сожалению, мы опоздали на сеанс в Пионере, и смотреть пришлось в другом кинотеатре, с дублированным русским переводом. Потерялось наверняка очень многое: тот же "фимренный" рычащий южный акцент коэновских героев, ну и, конечно, тексты, которые невозможно перевести один-в-один.

В общем, теперь надо обязательно найти время и посмотреть фильм еще раз - "правильно". 

Да, обязательно посмотрите без дубляжа.

Фильм произвел на меня странное двойственное впечатление, но не могу сказать что не зацепил. Я в принципе не люблю жанр вестерн а у Коэнов он сведен к гротеску, герои выкристаллизованы до острых углов, без оттенов и полутонов, работа оператора еще меня очень потрясла, картинка полностью поддерживает картонность персонажей. Великолепно играет девочка, мне ее  было весь фильм очень жалко, такая прямо Васса Железнова  ни слезинки тебе ни девчачьего поведения.

Лебовски в другом контексте

Джеф пьет примерно столько же, моется еще реже и также очаровательно пофигирует. Коэны устроили машину времени для асоциального элемента. последовательным шагом было бы отправить его теперь осваивать другие миры на звездолете.

минигероиня сыграла макророль. надеюсь киноакадемики оценят ее по достоинству.

Эту реплику поддерживают: Варвара Бабицкая