Наталья Конрадова: 
Что мы рассказываем про СССР

Мы выросли в стране, которой больше нет. И никто, кроме нас, не сможет рассказать о ней нашим детям

Кадр из фильма "Стиляги"
Кадр из фильма "Стиляги"
+T -
Поделиться:

Спросила у дочери, что такое СССР. Говорит, это Россия, объединившая вокруг себя много других стран. Считает, что советским людям жить было трудно. «Постоянно нарушались права человека, нельзя было рассказывать политические анекдоты, соседи доносили на соседей. Был железный занавес, и в СССР не приезжал никто из музыкантов, кроме Мирей Матье. Всюду висели плакаты, которые к чему-то призывали, но люди их срывали и их за это сажали в тюрьму». С одеждой тоже было плохо: «Никто не мог ее доставлять в Советский Союз, а сами мы одежду шить не можем. Можно было только купить какую-нибудь ужасную, сделанную на фабрике рубашку». Все это она почерпнула из книги «Стена» Петра Сиса, фильма «Катынь» Анджея Вайды и клипа «Вся история СССР на мотив мелодии из "Тетриса"» британской группы Pig With The Face Of A Boy:

Хотя источники причудливые, картина вышла вполне адекватная. Думаю, секрет успеха все-таки в кухонных разговорах. А что вы рассказываете своим детям об СССР? И что они потом рассказывают вам?

Комментировать Всего 54 комментария

В школе у нас почему-то этот вопрос не встает – меня это даже удивляет. Зато мы все время обсуждаем его дома. Мой сын с раннего детства всех сравнивает – например, кто сильнее – кит или слон. В рамках истории он постоянно задается вопросом, кто хуже – Сталин или Гитлер. Мы с мужем задаем наводящие вопросы, но ответа не даем – хотим, чтобы он сам нашел его. В прошлом году Макс решил: Сталин хуже, чем Гитлер, потому что убивал своих сограждан. На аргумент, что Гитлер тоже убил многих своих сограждан, Макс, сказал, что Сталин убил больше.

Мы с ним очень много говорим про политику. Но вот советский быт оказывается для Макса гораздо менее понятным. Вчера опаздывали в школу, ехали по узкой улице – он причитал: вот, мол, не могли нормальные дороги построить. Я стала рассказывать, что эти улицы строились в советское время. Тогда и в голову не могло прийти, что будет ездить так много машин. Потому что в советское время ни у кого ничего не было. И рассказала про одну игрушку: у меня есть старая обезьяна – единственная игрушка, которую я брала с собой, когда мы эмигрировали. Помнишь, спрашиваю, мою старую обезьянку? Моя мама стояла несколько часов в очереди, чтобы ее купить”. И тут выяснилось, что я плохая мама. Потому что никогда не буду стоять часами в очереди ради игрушек.

Юль, ты меня прости, пожалуйста, но твое объяснение про узкие улицы очень симптоматично. В Лондоне, Париже, Милане, Цюрихе и т.д. улицы либо такие же, либо еще более узкие - потому что в столице СССР Москве, наоборот, сносили город и окружающие городки и деревни, чтобы делать "широкие социалистические проспекты". Редкий европейский город может представить себе в страшном сне улицы шириной с Ленинградку или Садовое кольцо...

У московских пробок есть масса причин (в том числе планирование города), но узкие улицы - это не одна из них. Потому что особенной проблемы "узких улиц как наследства социализма" просто не существует.

Чтобы было понятно: мой коммент совсем не про пробки. Он про то, насколько искаженное представление о советском периоде мы даем детям, полагаясь на то, что уж мы-то, конечно же, знаем и помним больше, чем любые книжки и кино, искаженные злой советской и путинской пропагандой.

Весной у нас с тобой была ЖЖ-терка про Сталина/Гитлера в контексте войны и заданных ею мерок принципиально важного и привходящего. Вот она примерно о том же самом.

Я с большим удовольствием покажу тебе улицы про которые идет речь. Может быть мы поспорим про очереди тоже или они были?

Про Сталина/Гитлера, ты прав, мы уже наспорились.

Очереди, конечно же, были. И не надо мне клеить то, что я якобы думаю, что совок был хороший:) Я видел такие очереди, которые тебе, полагаю, ни разу не попадались - вот к примеру, в городе Бузулук в 1980 году я оказался в очереди, которая две недели (!!) отмечалась за "бутербродным маслом" (!!!) (это была такая смесь из сливочного масла и маргарина, 2.60, что ли, за кило стоила, тогда как нормальное масло 3.20)

Но улицы, о которых ты говоришь, - это не наследие социализма, при котором было мало машин (а узкие улицы в новых районах Женевы - это наследие чего? А в новых районах Лондона улицы в полторы полосы - наследие чего?). Это просто тот медицинский факт, что Америка с громадными парковками, улицами и моллами - она не везде в мире. Американский стиль не везде в мире обязан быть нормальным состоянием вещей. Могут существовать и иные предпочтения (даже ценой пробок).

Еще раз - я, собственно, о том,  что описание совка отражает не реальный совок, а наше его восприятие. И поэтому наше описание оказывается искаженным. И чем бинарнее наше восприятие совка (черное-белое, хорошо-плохо), тем искаженнее описание.

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

Ну давай мы с тобой не будем спорить про то, кто видел большие очереди, или будем? Вот я, например, в 18 лет ночевала в очереди (не поверишь, в Америке), вот всю ночь, прямо на улице, ночевала. 

Насколько я понимаю, вопрос стоит не про Америку (я понимаю, что ты ее везде видишь  как главного врага всему хорошему), а про Советский Союз. Улица, про которую шла речь, узкая именно потому, что тем, кто планировал район в Крылатском, и в голову не приходило, что у стольких жителей этого района будут машины (кстати, я очень хорошо помню запись на машины, ты, думаю, тоже), и поэтому они не строили широкие улицы.  Мне кажется, что мое восприятие совка тут вообще ни при чем. Может, конечно, я не права.

да конечно, не представляли они про количество машин. Ты права. Я говорю простую вещь: то, что они этого не представляли - это не характеристика совка! Просто город не планировался от потенциального количества машин, вот и все. Так вот НИКАКОЙ европейский город не планировался от количества машин. Европейский город планируется - в смысле транспорта - от mass transportation. Поэтому в Крылатском метро провели, а улицы большие не заложили. А американский - да, планируется от количества машин. Другая модель поведения.

(И, кстати, множество вещей и проблем, которые мы щас видим вокруг себя, растут ровно из этого: что из совковой манеры поведения и потребления люди переключились на американскую  - на почве, которая куда как больше приспособлена к европейской модели поведения и потребления... Но это отдельная большая тема)

Но ты ширину улиц в Крылатском видишь как характеристику совка, и объясняешь Максу совок через это.  Вот я ровно это имею в виду:)

А кто-то другой будет объяснять своему сыну, что совок был ультракультурной средой, потому что все массовым порядком ездили с гитарами в лес петь песни на стихи Бродского и Мандельштама - а вот при капитализме все оболванены и слова "Мандельштам" не знают. Тогда как правда в том, что при совке другие способы применения своей энергии (цеховики, фарцовка и т.д. - нормальный бизнес, короче - и всякие другие вещи) были запрещены (и чреваты куда большими карами, чем Бродский под гитару), вот мы и ездили все на КСП. Но опять же - это, наверное, моя правда, которая тоже искажает описание. Понимая это, я пытаюсь по возможности исключить бинарность. Но в результате попадаю под обвинения в моральном релятивизме:))

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

Послушай, меня спросили, как я ребенку рассказываю про жизнь в Советском Союзе. Вот так и рассказываю, стараюсь правдиво, не преувеличиваю и не преуменьшаю. Как помню, так и рассказываю. Маленькие, узкие улицы в спальных районах созданы для хождения пешком, а не для машин. Это реальность, а не моя выдумка. Кстати, метро в Крылаткое провели только в 1989 году.

Эту реплику поддерживают: Николай Клименюк

я регулярно ездил до станций метро "Пионерская" и "Молодежная" все 70-80 годы. До "Крылатского" и правда не ездил на метро никогда.

я не оспариваю то, что ты говоришь: что улицы не были созданы для такого количества машин. Я говорю лишь: ты считаешь характеристикой совка то, что такой характеристикой не является - и все мы часто пытаемся описать СССР именно таким образом, тем искажая рассказ. Но ты меня не слышишь.

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

Все не так - ты не слышишь меня - планы на отсутствие машин эти и есть одна из характеристик совка (тк машин не было в наличии, почти)

в 70 и 80 метро ходило до Молодежной

Эту реплику поддерживают: Николай Клименюк

Владимир, а Ваши дети знают про СССР? И что именно? А главное - откуда: Вы что-то рассказываете или это информация из школы?

мои дети знают из школы про СССР очень мало и однобоко, потому что они, к сожалению, последние годы не учатся в российской школе.

Из других - семейных и околосемейных - источников они знают про СССР заметно больше: они смотрели и смотрят много советского кино, читали (и им читали) много советских книжек, и, конечно, я и мои родители им много рассказывали. Про все - про войну, про блокаду (моя мама родилась в Питере летом 41 года), про как мой дед в лагере сидел, про школу, про квартиры, трамваи, троллейбусы, магазины, про что мы делали детьми. Это ненавязчиво выходит, само: едем с детьми по Большой Черкизовской - я им показываю, где жил маленьким, они спрашивают, а какая была квартира, а сколько нас в ней было, а ездили ли мы на машине...

а про кто такой Ленин все они впервые осознавали примерно в трехлетнем возрасте под гитару в папином (моем то есть) исполнении в дружеской компании:

"Ты зачем совершал преступления, клеветал на наш ленинский строй?

- (кхм, вспоминая о присутствии детей)... Я накакал на вашего Ленина! - отвечает им юный герой."

После этого, конечно, спрашивали, почему на Ленина накакали. Папа с радостью объяснял в терминах "потому что он и его друзья у всех все отбирали, а кто не отдавал - сажали в тюрьму". Я понимаю, что это довольно бинарное объяснение, поэтому с возраста лет в 5-6 от бинарности пытаюсь отходить:))

Ты видимо не заметил первую часть моего комментария, в школе, Российской, тоже про СССР не рассказывают (в начальной).

1. " Я стала рассказывать, что эти улицы строились в советское время. Тогда и в голову не могло прийти, что будет ездить так много машин. Потому что в советское время ни у кого ничего не было"

2. "Мне кажется, что мое восприятие совка тут вообще ни при чем."

;))

тогда я не очень понимаю, о чём вы спорите (было б безумно интересно понять, кстати)

Меня спросили, что я рассказываю своим детям про Советский Cоюз. Я ответила. А тут оказывается, что планирование узких улиц в расчете на то, что машин на этих улицах будет не много, это никак не про CCCP, а про мое видение. Для меня очевидный факт (и для Володи тоже), что в Советском Союзе было мало машин, соответственно при планировании районов это учитывалось.Если честно, я тоже не понимаю, о чем мы спорим. Все, что я изложила, это очевидные вещи, которые не могут являться предметом спора.

Мне кажется, главное - не ширина парадных проспектов, которые ничего не решают, а состояние городского планирования. Люди из новостроек (в том числе, в Крылатском) годами жили без нормального транспорта, и никакое Садовое им не помогало. Были исключения типа проспекта Вернадского, когда сначала построили дорогу, а потом дома вокруг нее. Но в целом советское градостроительство не слишком было рассчитано на удобство. Понятно, что Европа и Америка строилась по-разному (кстати, система американских городов тоже из Европы пришла - взять хотя бы Виктора Грюна). Но ключевой момент, по-моему, в том, что система не была интерактивной ни при каких обстоятельствах. Неудобно - ваши проблемы.

Как-то мы сидели за столом, что-то обсуждали со старшими детьми и кто-то из них упомянул Ленина. И тогда сын моего мужа Дима, которому тогда было 6 лет, спросил: “А кто такой Ленин?” Мы все переглянулись и замерли, потому что вдруг поняли, что растет поколение, которое не знает, кто такой Ленин. В тот момент мы не стали ему ничего говорить – решили, что в его возрасте это совершенно не важно. Но через год-полтора вернулись к этому разговору и все подробно рассказали. Причем, рассказывали по-разному.

Я рассказывала через свой собственный опыт. Я была и председателем совета дружины, и членом комитета комсомола, и комсоргом. И очень хорошо помню, как и когда все это кончилось. Мне было почти 15 лет. Родители ушли в театр и я стала копаться в мамином секретере, что было категорически запрещено. И нашла там письмо Федора Раскольникова к Сталину. Я помню, как я его читала, и что со мной происходило в этот момент. Когда мама вернулась, ей мало не показалось, потому что я, естественно, задала ей все вопросы. И ей было некуда деваться, она мне на них на все и ответила. О своих ощущениях в тот вечер я и рассказывала Диме. Он сказал: “я понял, у тебя было ощущение, что тебя жестоко обманули”. На что я ему ответила: “Да, а теперь представь себе, что такое ощущение было у всей страны. Представь, что тебя окружают только такие люди, у которых ощущение, что их жестоко обманули”.

Еще я рассказала ему историю, с которой начался мой московский школьный проект. Двенадцать лет назад мой муж на день рождения привез меня в Кембридж. Это было необыкновенно: солнце, травка зелененькая, май месяц… Я оглядываюсь, вижу этот прекрасный Тринити-колледж и начинаю безудержно рыдать. Мой бедный муж в полном ужасе стал выспрашивать, что случилось. А случилось вот что: я поняла, что нас не только жестоко обманули, но еще и обворовали. Потому что какая бы я ни была талантливая и успешная, такого у меня уже никогда не будет. Тогда я утерла сопли и решила, что придумаю проект, чтобы такая возможность у московских детей была.

Поэтому я рассказываю про Советский Союз через свой опыт. А мой бывший муж, человек академический, стал тогда подробно объяснять историю этого периода. Он говорил про культурный контекст, про то, как это могло получиться, как формируются эти исторические идолы. Такой подход тоже по-своему очень полезен.

Эту реплику поддерживают: Борис Беренфельд

Если я буду объяснять ему когда-нибудь, что такое СССР, я расскажу, что в 1922 году образовалось нечто вроде Европейского союза – вокруг России – под эгидой коммунизма, но в отличие от Евросоюза, республики-участницы не были равноправными членами, а были готовы платить своей аутентичностью за силу и защиту, предоставленную им Россией.

Если же говорить о жизни в СССР – ее я часто вспоминаю и рассказываю сыну. О том, как мне хотелось переписываться с девочкой из ГДР и я нашла себе подругу по переписке; о том, как в моей школе строго следили за внешним видом; как в гастрономе было только 3 или 4 вида сыра, а потом и он исчез; и как в хлебном буханки и батоны сваливали вниз по полкам, и была большая вилка, чтобы пробовать на свежесть. Рассказывала о кинотеатре с одним лишь кинозалом, и как мы попадали на фильмы "До 16-ти"; о парке, где катались на коньках.

Спросила у сына, что он знает: "В СССР была идея коммунизма – это когда все равны. Но насколько я понимаю, правители вели себя не совсем честно, поэтому все и развалилось. Еще продукты были дешевле"…

Я попросила девятилетнюю Елку рассказать, что она знает об СССР. Выяснилось, что ее картина состоит полностью из картинок, запомнившихся по моим рассказам о себе или о работе:

“Во-первых, Советский Союз начался с того, как Сталин захотел, чтоб не было царей, а были квартиры и дома. Но у него это не очень хорошо получилось, а получились не очень удобные коммуналки. Все считали Сталина хорошим из-за того, что он собирался победить фашистов. Но он это делал неправильно, но у него получилось это сделать. Сталин брал людей, давал им ружья сломанные или винтовки очень старые, которые уже не стреляли, и просто их брал и кучами ставил перед фашистами. И люди так, конечно, останавливали фашистов, потому что это как бы целая стена, но погибали кучи людей. Еще он их просто посылал в лагеря, там, где людей заставляли работать, как будто бы они в тюрьме, только еще хуже. Либо добывать золото – и они почти совсем не получали еды – а если они работали на уране, то они получали молоко, и из-за этого они шли работать на уран, хотя они знали, что они скоро погибнут. Это было так ужасно, просто невозможно. Потом, когда Сталин уже умер, после этого где-то три года оставляли людей в лагерях. А после этого сделали ужасную вещь – просто их отпустили, не дали им ни доктора, ни денег, просто разрешили уйти. И так эти люди остались на этом голом месте, и они просто построили себе домики. И выглядит это, как настоящая Луна. Потом стали не очень хорошие школы, и государство было не очень хорошее, все не очень хорошо развивалось. Почти не было мобильных телефонов, было очень тяжело достать телевизор – цветной и вообще телевизор. Появились нормальные квартиры, но еще были коммуналки. Очень плохо относились к иностранным людям, в особенности к евреям и арабам. Не хотели давать им учиться в университете. Из-за этого моя мама уехала, и многие так и делали. Еще раньше очень строго относились к форме, в которой ходишь в школу, и это была просто ужасная форма с какими-то коричневыми фартуками, и надо было носить белые бантики, а на физкультуру – черные шортики и белую рубашку, что очень занудно. А еще было очень тяжело выехать – только тем, кто работает в специальных таких вещах, а обычным людям можно было только уехать и остаться там навсегда, чтобы они никому не рассказали, что где-то еще есть гораздо лучше страна. А еще, когда был Сталин, каждый человек очень боялся находиться в своем месте, потому что в любой момент тебя могут забрать. И у почти каждого человека в доме была такая корзинка, в которой было мыло, свитер и немножко еды. Это были ужасные времена”.

Эту реплику поддерживают: Татьяна Веремеева

Текст от М, 9 лет: "СССР - это Союз Советских Социалистических Республик. Это была сама большая страна в мире. Что же было в СССР? Были Москвичи, ГАЗы, ЗИМы. У некоторых не было работы. Нельзя было ездить на границу, можно было только на Кубу, потому  что они сотрудничали с СССР.

Были Ленин и Сталин и Ельцин. Хороший был только Ельцин. Не было телевизоров, только совсем маленькие. Приходилось у США просить вещи, которые нужны были СССР."

Отлично.

Марк расширяет Сашин тезис о Мирей Матье и о рубашках с фабрики.

Конечно же мы говорили с сыном про СССР. В принципе для него это такой же кусок истории, как время правления Петра Первого, Первая мировая война или революция – все было давно и не совсем достоверно. И в отличие от нас, тех, кто застал Советский Союз, это время не несет для него никакой эмоциональной окраски – ни положительной, ни отрицательной.

Одно время я пыталась показывать ему любимые с детства фильмы – «Петрова и Васечкина», «Гостью из будущего», «Неуловимых мстителей» . Не пошло, так же далеки от него эти герои, как для меня, например, героини романов Лидии Чарской. Истории о том, что в моем детстве обычные Biс’овские ручки и пахучие чешские ластики были признаком благосостояния, а обуви у меня было две пары, зимняя и летняя, вызывают недоверие. А вот то, что у нас в детстве не было компьютеров – настоящую неподдельную жалость к невезучим родителям.

О политике «Империи зла» сын узнает из разных интернет-комьюнити, где рубится за справедливость со своими англоязычными сверстниками. Периодически приходит ко мне за уточнениями: «мама, а правда, что мы вводили войска в Афганистан?», «а мы правда хотели завоевать весь мир? А зачем?» Ощущение, что в прошлом он мог быть частью сильной, хотя и жестокой страны, немножечко льстит, почти как дружба с самым страшным хулиганом во дворе.

Я не считаю тему СССР особенно сложной для разговоров с сыном. Главное, чтобы ребенок понимал, что в истории любого общества бывают более или менее светлые периоды. И оценить их объективно можно лишь издалека. А иногда и издалека нельзя. Мне кажется, мне удается ему это объяснить.

А ведь и правда - ни одежду, ни обувь делать так и не научились:))

И много еще чего не научились делать для жизни людей... Делать что-то чтобы убивать людей научились в СССР очень хорошо - российское оружие по соотношению цена-качество похоже лучшее в мире. В Сан Франциско есть antique mall - там удивительно видеть и понимать, практически все, что было в СССР для жизни было просто украдено - стиральные машины, пылесосы, телевизоры, холодильники, легковые и не очень автомобили, телефоны, проигрыватели пластинок, радиоприемники..... и еще много-много чего... Правда потом несколько удивительно становится, когда понимаешь, что все это появлялось в штатах у людей в домах примерно на 15-20 лет раньше, чем счастливчики обзаводились изредка этом в России....

А про СССР я говорю детям - "была такая страна, большая, но очень скучная, потому и развалилась, потому что скучные вещи вообще долго не держатся".

Эту реплику поддерживают: Кирилл Славин, Liliana Loss

Однажды  я  занималась   дома  своими  делами,  а  моя  дочь /плохо  понимающая  русский   язык/    делала  zapping   по  каналам  ТВ.   Вдруг  на  украинском  канале  я   услышала  песню   "Журавли"  -    Мне  кажется  порою,  что  солдаты,    С   кровавых  не  пришедшие  полей.....

"Стоп,  -  попросила  я:     хочу  послушать   песню  из  своего  детства"  

 Молча  прослушали,  я  -  в   волнении,  ребёнок  -  в  нетерпении,  когда  же  кончится... 

В   конце-концов  не   выдержал  и  сказал:   "Грустное   у  тебя  было  детство,  мама..."

Какие интересные комментарии пока идут. А то что Россия как жук-некрофаг до сих пор паразитирует на загнивающем теле этого ужасного СССР никому не пришло в голову? Чего тут рассказывать, если всё что дети видят по зомбоящику за исключением дебильных сериалов, содранных Западных шоу, и так было сделано в СССР? Мультфильмы эти, фильмы, "Что, где, когда?". Дома в которых они живут были построены в СССР. Дороги и мосты по которым папы и мамы их возят в школы, школы эти самые, котельные которые их согревают, ГЭСы, ТЭЦы, и АЭСы от которых горят лампочки и тарахтит любимый холодильник? Нефть благодаря которой нынешний россиянин может позволить себе подержанный Ситроен и отдых "не на Кубе" тоже была найдена и почата в СССР.

У нас дома все разговоры об СССР возникают примерно в таком контексте, да. Но формально история СССР закончилась, и мне лично важно разделять советскую историю от постсоветской.

Я обычно отвечаю на конкретные вопросы дочери, но отвечая, могу отвлечься и тогда говорю примерно следующее:

Была такая большая страна, дружок, которая впервые за много-много лет совершила то, что в других странах  не смогли -- отменила частную собственность, и сделала все, что было в стране - общим. Поля, сады, моря и горы, фабрики и магазины принадлежали всем, и не было в той стране ни частных островов, ни дворцов, ни заборов. 

 Люди  жили в той стране по-другому. У нас дома, например, телевизор появился гораздо позже, чем у родителей всех твоих школьных друзей. Он был черно-белый, но я не замечала его черно-белости, потому что, не зная, что есть другое, человек не завидует другому. Но, познакомившись с цветным телевизором, я привыкла и к нему очень быстро и тоже перестала его замечать.

Ты никогда бы  не увидела в той стране квартир размером с квартиры твоих подружек, занимающих порой целые этажи зданий в городе Нью Йорке, не говоря уже о целых домах, как у Магарет или Элизабет или Хэлли. Никогда бы не смог обычный человек из той страны поехать путешествовать по миру, даже если у него были деньги - людей просто не выпускали просто путешествовать.  

Когда я была маленькой, я никогда не видела столько сортов мороженого, из скольких ты выбираешь себе десерт в своем любимом итальянском кафе. Мое мороженое - оно называлось молочным  - стоило 11 копеек и продавалось в моем любимом стаканчике, поэтому я так люблю сахарные конусы в Нью Йорке. 

Много чего было странного было в той стране. Было опасно выражать свое мнение о политике. Людей могли наказывать за то, что они думали по-другому.  В СССР была только одна партия. Других партий быть не могло. И это очень неправильно. Твоей бабушке не дали возможности доказать очень интересное научное открытие, потому что она не хотела быть членом этой партии. Это очень несправедливо. А одну из твоих прабабушек сослали далеко-далеко за то, что у неё была служанка, и она в ссылке очень быстро умерла. 

А ты знаешь, мой друг, страна Америка, где ты живешь, боялась той страны, СССР.  Такого исторического эксперимента, свидетелем которому стал весь мир в 20-ом веке, больше не было, и вполне возможно, больше не будет.

Когда СССР запустил спутник, все в Америке испугались, потому что поняли, что маленький Джонни отстал от маленького Ивана в математике и физике. И в результате Америка предприняла рывок в улучшении своей системы образования. Потому что первым человеком в космосе стал человек из СССР.  И именно СССР стал причиной поражения Германии во второй мировой войне. Ты знаешь, сколько людей погибло тогда.  Ты уже читала книжки про войну и про концлагеря и преследования нацистами евреев. Та страна, и твой прадедушка помог положить этому ужасу конец.

Людей, которым нравилась Америка, могли преследовать в СССР. А  люди, симпатизировавшие СССР в Америке,  тоже могли преследоваться, мой друг. Почему? Потому что было такое время - "холодной войны" - когда друг друга не убивали, но старались ненавидеть. Потому что большинство, мой маленький друг, всегда боится непонятных идей, и воспринимает их в штыки.И еще потому, что каждая страна обычно  делает все возможное, чтобы сохранить свой собственный стиль жизни. Когда же из моей страны приезжали в США люди - балерины, танцоры, актеры - все относились друг к другу очень дружелюбно, потому что людям свойственна доброжелательность, если они не несчастны....

Той страны больше нет, а почему она развалилась ? Как тебе сказать, мой хороший? Принципы, на которых она была основана, не выстояли проверки временем. Но это ты поймешь, немножко повзрослев.

Эту реплику поддерживают: Irina Abarinova, Алексей Воеводин

Мое детство прошло в СССР и я была счастлива .Мне было намного веселей ,чем многим сегодняшним подросткам , 

Как можно сказать ,что было плохо ? Я гордилась страной в которой росла ,я получила  достойные знания в школе , детские лагеря ,походы ,кружки -прекрасное детство.Не было равнодушных учителей ,соседей -конечно это просто мое мнение .

У медали, к сожалению две стороны .Сейчас есть много свобод и есть проблема пресыщения ,отсутствие мотивации познания .

Море всего ,а плыть не хочется .

Елена, а почему Вы думаете, что сегодняшним подросткам не так весело? Мне кажется, нет способов измерить чужие эмоции. Они совсем другие - это правда. Но и мы ведь отличались от своих родителей.

Полностью поддерживаю, кроме фразы: "...а плыть не хочется"

Хочется. Нужно.

Я решил для себя, что буду дочке рассказывать про СССР хорошее или нейтральное. Весь негатив она будет получать в ходе образования. А в СССР было очень много хорошего. Лично для меня важен тот факт, что я один ходил в сад и в школу. А потом гулять. И за меня не боялись родители. Не боялись, что меня украдут, не боялись, что я стану наркоманом. Дурные компании были, но к моим друзьям это не относилось.

Согласна  с Вами ,но мы все несем в комментариях что-то личное .

Жажда познания ,увлеченность ,оптимизм -это присутствует со мной всю жизнь ,но мой пример не стал заразительным для моих детей .

Жизнь в достатке ,к сожалению дает сытость во всем ,уже мало что их может удивить .Я имею ввиду не столько финансовое изобилие ,как информативное .

Илья, мне кажется, в ходе образования никакого негатива по поводу СССР детям не дают. У них очень мало информации до старших классов, а в старших все зависит от выбора учебника. Но в любом случае ни в одном из учебников нет рассказа о том, что СССР - это плохо.

Что касается боязни за детей - насколько я понимаю, это не российское, а мировое явление. В Америке есть целое движение родителей, которые против тотального контроля над детьми. Они отпускают детей самих ходить и ездить по городу, и это звучит как очень радикальная мысль. Даже в контексте Нью-Йорка, где уровень преступности минимальный.

Может быть я не так выразился, но я не имел в виду, что в школе детям говорят, что СССР - плохо. Нет. Им дают определенные факты, которые были присущи СССР. Такие, например, как тоталитаризм, Сталин, .... Конечно, это факты. Тут вопросов нет. Но факты бывают разные. Есть факты, которые говорят о негативе. Если их не разбавлять позитивными фактами, то остается негатив. А то, что люди сидели во дворе и играли в шахматы, дети ходили сами в детский сад, соседи (не только по площадке, а по всему дому) знали друг друга и общались...... этого в школе не дают. А таких положительных моментов было очень много. Это была наша жизнь и наше детство.

Кажется, Вы не про СССР, а про детство говорите. И это очень даже понятно.

Наталья, спасибо за эту тему.

Моей старшей скоро семь, а я только недавно поняла, что есть такая проблема - рассказать про Советский Союз. И именно из-за дедушки Ленина - проезжали по Калужской площади и вопрос "Это кто?" по поводу памятника вогнал меня в ступор.

Я пошла в школу в год начала перестройки, и хорошо помню скрытую иронию, с которой в первом классе мы читали рассказы про детство Володи: да, конечно, хороший был мальчик, и великий человек, но все не так просто, в воздухе уже это носилось. На наше поколение пришлась смена концепции, мы в полной мере застали цветущий застой и очень естественно вошли в его отрицание, мы счастливые носители двух контекстов.Бес шуток, счастливые - мало кому выпадает такой исторический опыт.

Я выросла, изучала историю авангарда, прочла сотни томов мемуаров и документов 20-х - 30-х годов, написала что-то про это, и вот я оказалась совершенно неспособна объяснить своим маленьким детям, кто такой Ленин.

Я начала что-то такое говорить про царя, про то, что такая система многим не нравилась, про революцию, про гражданскую войну, про новый строй - говорила минут 15, Аля задавала вопросы. Потом помолчала и говорит: "Мам, вот все, что ты сейчас рассказала, я поняла. Я вот только не поняла - зачем они все это сделали???".

Кто-нибудь вообще знает, как про это сейчас объясняют в школе?

Эту реплику поддерживают: Наталья Конрадова

Марина, я думаю, что между нашим собственным знанием и нашей способностью рассказать о нем детям есть определенное расстояние. То, что рассказывают в школе, по определению не может соответствовать нашим собственным ощущениям и ценностям - просто потому что это важная часть личной биографии. О древней Спарте могут спорить разные научные концепции, об СССР спорят конкретные люди, относительно недавно пережившие этот опыт. Я все жду, когда он превратится из личного опыта в исторический, но на нашу жизнь может не хватить.

А что именно говорят в школе, я попробую узнать - в нашей школе ситуация нетипичная, дети про Ленина знают от родителей, а на обществоведении им рассказывают о социализме, коммунизме, египетской революции и т.п.

Наташа, конечно же, в школе наверняка рассказывают не так, как рассказала бы я. Но то, что рассказывают в школе - это вроде как "официальная линия партия".

Мне не как маме, а как историку и гражданину интересно - а какая у нас сейчас официальная версия про 1917 год и все, что было потом? Так вот сходу это совершенно не очевидно.

Пока я выяснила, что в обычной школе, которая проводит "линию партии", до 7 класса включительно про СССР ничего не говорят. То есть совсем ничего. Сейчас на истории проходят фараонов. Я не знаю, как это должно выглядеть с точки зрения образовательных стандартов и вообще педагогики, но по-моему, полное отсутствие информации само по себе вполне информативно.

Мои дети уже взрослые, теперь сами решают (сын родился в год падения СССР). Но когда-то рассказала про империю, про утопию, про грандиозный социальный эксперимент (академика Павлова, помню, вслух читала), про три поколения российских утопистов и неоднозначный итог (как всегда и везде) реализации их программ. Протянула ниточку от Эхнатона, Александра, Петра (у нас это просто) и прочих. Объясняла, почему империи разрушаются, приводила примеры. Дочь увлекалась историей, слушала внимательно. Сын больше как-то эмоционально внимал. Потом оба все встраивали в эту решетку. Что-то не встроилось, наверняка...

Любопытно. Вы рассказывали как историю - в смысле, как сказку. И в этом рассказе Вашего личного опыта вроде бы нет?

Мой опыт, наверное, все-таки был, хотя когда я рассказывала детям о своем детстве и юности, я действительно обычно как-то обходилась без общественно-экономических формаций :)) Но опыт был вот какой - сопричасности захватывающе-интересному историческому процессу, я это всегда (особенно в молодости) очень сильно чувствовала. И еще вот это ощущение исследователя: ох и ни фига себе, как оно все поворачивается! :)

Эту реплику поддерживают: Вячеслав Поличенко, Алексей Воеводин

Юнна Мориц, 1987г.

Два поколения изменят взгляд на вещи,

Наш путь трагический в читальне пролистав.

И, содрагаясь, назовут похлеще

Событий химию, их свойства и состав.

Нам выдирать пришлось бы вместе с потрохами,

Чтоб разглядеть все язвы, все рубцы,

всю эту боль, кровоточащую стихами,

Где наши странники живут и мертвецы.

Не тридцати-сорокалетним кавалерам,

Увядшим в поисках, откроется оно,

А детям, отрокам, блуждающим по скверам, -

Их одиночество презреньями полно.

И наши трепеты надежд воспоминая,

Они печально улыбнутся нам вослед, -

Как бы улыбкой милосердья пеленая

Младенцев, Иродом порубленных чуть свет.

А непорубленный... Сегодня воскресенье

И прутья вербные в серебряной воде -

Одно-единственное, может быть, растенье,

В котором теплится надежда, как нигде.

Эту реплику поддерживают: Irina Abarinova

Мой сын (6 лет) знает, что в СССР мы с мужем выросли. и что там у врачей не давали детям конфет.

Эту реплику поддерживают: Наталья Конрадова

 Моя 5 летная дочь которая родилась в Нью Йорке знает про Советский Союз из песен.Голубой Огонек Гребенщикова она исполнят целиком и очень прочувственно.Еще она знает что папа не любит песню "Сулико". Он всегда выключает ее когда она слушает русские романсы т.к. это была любимая песня Сталина который убил много людей.Когда она подрастет то мы ей конечно расскажем все остальное.

Черный ветер гудит под мостами,    Черной гарью покрыта земля.    Незнакомые смотрят волками    И один из них может быть я.      

Моя жизнь дребезжит как дрезина     А могла бы лететь мотыльком,     Моя смерть ездит в черной машине     С голубым огоньком.        

Не корите меня за ухарство    Не стыдите разбитым лицом    Я хотел бы венчаться на царство    Или просто ходить под венцом        

Но не купишь судьбы в магазине     Не прижжешь ей хвоста угольком     Моя смерть ездит в черной машине     С голубым огоньком        

Мне не жаль что я здесь не прижился    Мне не жаль что родился и жил    Попадись мне кто все так придумал    Я бы сам его здесь придушил        

Только поздно - мы все на вершине     И теперь только вниз босиком     Моя смерть ездит в черной машине     С голубым огоньком

У зубных давали использованные одноразовые шприцы от наркоза :)

Это было сокровище - мы из них брызгались.

Но это было уже перед самым концом

Одноразовые шприцы? Наркоз?

В моем советском союзе не было ни одноразовых шприцов, ни наркоза. ;-)

-  про «Сулико» я детям такую историю рассказывал : в моём детском саду её разучили для утренника –все пели, воспитатель играл на пианино а мне дали треугольник на ниточке ,по которому надо было бить после каждого куплета (как это  смешно со стороны я понимал уже тогда по реакции отца) – этот звон до сих пор в ушах, а песня красивая и мне очень нравилась…Про Сталина тогда вообще никто вслух не говорил – позднее я видел извлечённые из шахты останки репрессированных ,в т.ч. моих родственников –запомнились пенсне и горы резиновых калош ,выступал академик Сахаров – и об этом знают мои старшие дети ( школьные знания об СССР дочь стала получать только переехав в 14 лет в Финляндию –однобоко, но в целом точно) Также я успел поделиться с детьми соображением, что не будь репрессирована одна линия семьи и не окажись в этом же месте  на стройке века другая – ни родились бы бабушка с дедушкой и никого бы из нас просто не было.

Эту реплику поддерживают: Anya Ellia

Да, мы все конечно произошли из этой страны. Прадед моего мужа был в ЦК партии Эсеров, в Учредительном собрании, мой прадед был членом ЦК Бунда. Они были идеалисты и строили для нас "Светлое Будущее". Получилось у них прямо скажем плохо!!!

- согласен, Аня, неважно получилось – и дети это уже давно поняли , а дальше –им не очень интересно. Чтобы заинтересовать современных детей темой СССР лучше даже не рассказывать о нём, а показывать – помню , как мы с дочерью (сын тогда был маловат ,а жаль) облазили вдоль и поперёк с фотоаппаратом дом- коммуну на Новинском бульваре (напротив её тогдашней школы) – ей всё было дико интересно –почему люди так жили, что за фабрики-кухни, зачем наркому вилла на крыше (это сейчас понятнее всего кстати). А старые советские книжки с рисунками Лебедева, Конашевича – благо переизданы и любимы детьми –они ценят качество. Ещё у нас коллекция советских игрушек , однажды даже ёлку нарядили во всё советское – праздник удался . А самолёты в Монино, как в мультфильмах  Миядзаки, а московское метро – целая подземная империя ! И сколько ещё таких визуальных аттракционов оставил СССР в наследство нашим детям и внукам. Всё это как минимум развивает воображение. И связывает заодно детство отпрысков с нашим.

При этом конечно надо честно преподавать историю, и не только советскую – многое ,к примеру, удаётся обьяснить детям ,обратившись к истории древнего Рима…

Вячеслав, у меня ребенок пока что в России не был. Для нее Петербург это какая-то загадочная сказка, где живут бабушка с дедушкой. А уж СССР так это совсем сложная концепция! Правдиво рассказывать это очень важно! Я выросла слушая голос Америки, от меня никогда ничего не скрывали, так что у нас семье есть традиция говорить правду. Не знаю что нынче рассказывают в Русских школах, возможно в основном воспитывают патриотизм.

- Вам нельзя ни в коем случае сейчас грузить малыша темой СССР - для его связи с родиной предков хватит приезда в Петербург, прогулок по нему,Эрмитажа и Мариинки (Щелкунчик,Золушка), а пока можно слушать Чайковского и конечно продолжать -Гребенщикова - мы его все тоже очень любим...

это была другая страна

Ах, научиться бы детям рассказывать про СССР, как про древний Рим - или хотя бы про царскую Россию. Спокойно. С историческим интересом и любопытством.Это была другая страна, детки. Вы в ней не жили. Мы - жили. А потом перестали. Как переезд за границу. Только граница прошла не в пространстве, а в истории - то есть во времени и институтах (Ах, как бы это понятнее детям рассказать, про институты? Было так, а стало этак. То, что было нельзя - стало можно. То, что было обязательно, стало не обязательно) Папа с мамой когда-то жили в одной стране, а вас родили - уже в другой. И СССР - это не "мы", а "они". Там было много всякого. Хорошего и плохого. А еще больше - чудовищно глупого.Но к нам это уже касательства не имеет.Фашистов победили, Ангару перекрыли, Гагарина запустили, всеобщую неграмотность ликвидировали, миллионами сажали и стреляли невинных людей, запрещали интересные книжки читать, уничтожили сельскохозяйственное производство - это НЕ МЫ сделали.