Анна Карабаш /

Тензин Биста: Тибетская медицина лечит 303 болезни, а еще 101 — нет

Личный доктор короля Мустанга (Непал), буддийский лама Тензин Биста отвечает на вопросы участников проекта «Сноб» — о том, что может тибетская медицина

+T -
Поделиться:

На сайте «Сноб» регулярно вспыхивают битвы на тему альтернативной медицины. В этом смысле мне нравится теория участника проекта «Сноб», врача-терапевта Иосифа Раскина: «По аналогии с Россией XVI века официальная медицина является регулярной армией, а альтернативщики — это казаки, которые заполняют буферные зоны, иногда вливаются в состав регулярных войск, как это практически произошло с акупунктурой, иногда враждуют с ними. Среди казаков были и отъявленные разбойники, но, в общем, они вполне вписывались в тогдашнее общество, как сегодня вписываются деятели альтернативной медицины».

Опыт моей семьи доказывает, что это чистая правда, и полностью отвергать достоинства альтернативных медицинских систем как минимум нечестно. С моим отцом тибетская медицина сделала практически чудо: перед ним стоял выбор — либо делать операцию на тазобедренном суставе, либо продолжать страшно мучиться от боли и ходить с костылем… Операцию он делать не хотел, никаких других вариантов официальная медицина не предлагала, и папа решил лечиться у тибетских врачей. В итоге за полгода похудел на 15 килограммов, что значительно облегчило боли при ходьбе, сустав, конечно, с помощью трав, массажей и диеты нарастить не получилось, однако теперь он снова может ходить пешком в умеренных количествах, научился избегать страшных болей и в целом чувствует себя очень хорошо.

Чем хороши альтернативные медицинские методы? Во-первых, все делают серьезный упор на образ жизни. Надо признать, что ВОЗ и прочие официальные институты не менее настойчиво говорят о важности рационального питания, режиме дня, сне и необходимой дозе физических нагрузок. Но при этом мало что внятного на эту тему можно услышать на приеме у обычных терапевтов и врачей других специальностей в поликлиниках. Таким образом, акупунктуристы и специалисты по «очищению организма» заполняют вакантную нишу. Во-вторых, не надо забывать о целебном эффекте плацебо — так уж сложилось, что акупунктуристы и прочие «альтернативные» врачи с гораздо большим вниманием разговаривают с пациентами, чем сторонники доказательной медицины, и отчасти выполняют функцию психотерапевтов. А недавняя работа ученых из Оксфорда показала, что лучшая таблетка — это убедительный врач.

Поэтому я полагаю, что в блоге «Здоровье и молодость» право голоса имеют и «альтернативщики». Сейчас у нас есть возможность задать вопросы Тензину Бисте — буддийскому ламе, личному врачу короля Мустанга (Непал), одному из самых авторитетных врачей тибетской медицины амчи, которая зародилась в Азии тысячи лет назад. Тензин Биста — глава Гималайской ассоциации амчи. Активно занимается популяризацией тибетской медицины в Европе и Америке, его даже приглашали читать лекции в Оксфорде. В 1993 году он с братом основал клинику амчи «Ло Кунпен», в 2000 году они открыли школу, построенную на средства британской благотворительной организации KINOE, для обучения и подготовки молодых амчи (то есть «врачей»). Оставляйте свои вопросы в комментариях — лама обещал на них ответить.

Комментировать Всего 184 комментария

Какие болезни Вы беретесь лечить, а какие нет?

В тибетской традиции различают 404 вида болезней, из которых 101 болезнь - лечит врач при помощи лекарств. 101 болезнь - происходит у человека от вреда существ, которые живут в не проявленном мире и причиняют вред человеку из-за его невежественного поведения, еще 101 болезнь - происходит с человеком, если он причиняет сознательный вред другим живым существам, и еще 101 болезнь - не лечатся, так как они вызваны кармическими причинами и человек может исцелиться от них,  только накапливая свою добродетель, при помощи добрых дел.

Эту реплику поддерживают: Радмила Хакова, Владимир Соколинский

А можно поподробней про 101 болезнь, поддающиеся лечению в амчи - можно ли как-то их охарактеризовать попонятней для не-буддистов? Какие это группы или классы недомоганий?

Эту реплику поддерживают: Марианна Яровская

Это те болезни, которые легко поддаются лечению спомощью изменений в образе жизни. Обычно они возникаются из-за нарушения равновесия трех жизненных начал - ветра, желчи, слизи, и еще - болезни "от напастей". Основная масса "Перечня" "Четырех Тантр" направлена на лечение именно этих классов болезней. Болезни "от напастей" - это болезни отравления, болезни от оружия и от "злых духов". Последние в тибетской медицине лечат ритуальным воздействием с последующим медикаментозным лечением.  

А где можно поглядеть на список болезней, "которые не лечатся, так как они вызваны кармическими причинами"? 

Сюда относят все серьезные болезни, причина которых скрыта, не поддается выявлению. Полагают, что подлинная причина таких болезней лежит глубже, что эти болезни являются плодом деяний тела, речи и мысли в прошлых рождениях. Само слово карма  означает "деяние" (буквальный смысл слова). Всякое деяние рассматривается как одно из звеньев причинно-следственного ряда, внутри которого живое существо представляет индивидуализированную длительность (словесный смысл слова). Эти болезни считаются наиболее трудными для лечения либо же вообще неизлечимыми: "Если светильнику грозит быть погашенным дуновением ветра, Будда может своею рукою заслонить его от ветра, но если масло в светильнике выгорело, никакой Будда помочь не в силах" (Тар-танг Тулку). 

Список дать сложно - это может касаться любой болезни, причину которой амчи определить не удается. 

Были ли в Вашей практике неправильные диагнозы или пациенты, которым Вы не смогли помочь?

Георгий Абдушелишвили Комментарий удален редакцией

Прежде я мог допустить ошибки в двух случаях из ста, сейчас этот показатель составляет 1% . Но такие случаи являются обязательным условием для того чтобы лечить. Это подобно тому, как солнце восходит в свое время и его сменяет ночь — не будет солнца никто не будет знать, что такое ночь. Не будет ночи никто не будет знать, что такое день. Для того, чтобы знать, что такое лечение, необходимо иметь и отрицательный результат в своей практике.

Когда Вы не можете помочь пациенту, что Вы говорите?

Конечно, мы пытаемся вселить в человека веру, что он выживет. Приходится говорить, что он не болеет, а заболевание не серьезно для того, чтобы он не падал духом. Говоришь о религиозной практике, что настало время накапливать добродетели, делать подношения, заниматься религиозной практикой - любым способом порождать эту «надежду жить».

Как влияет на состояние здоровья воздержание от секса?

Половое воздержание бесспорно и вредно, и полезно одновременно. В традиции используется медицинский трактат «Чжуд Ши» ( в переводе на русский «4 Тантры»), в котором сказано, что половое общение мужчины с женщиной делится на периоды: летом раз в 15 дней, весной и осенью каждую неделю, зимой количество не ограничено. Если же усердствовать в этом процессе, то может появится истощение сил, органов чувств, например, глаза, уши, органы осязания, вкусовые и зрительные рецепторы. Никакого отношения к духовной практике половое воздержание не имеет.

А с чем связаны такие рекомендации сексуального режима? Почему, например, зимой сексуальная активность - в неограниченных количествах, а весной и летом - раз в две недели? И работает ли это правило для людей, живущих в принципиально другом климате - например, в Таиланде или Австралии?

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

Так написано в трактате. Зима – время года, когда вырабатывается много семени. 

Про Таиланд и Австралию:  нет, не работает. Я считаю, что в жарких странах сезона, соответствующего зиме – нет. 

К Вам обращаются с вопросами омоложения?

Первопричина нашего старения – непостоянство. Мы разделяем три этапа старения: 1) когда появляются морщины 2) седые волосы 3) истощение органов чувств. Сдерживать эти процессы можно, но непродолжительно. Не существует действенных лекарств и косметики от старости, лечить это невозможно. Сейчас кожу подтягивают, но это не меняет причины, можно принимать лекарства, но процесс не остановить, силы органов исчезают и это неизбежно. То, что собрано когда-нибудь, непременно разрушится. Мы все это знаем. Все мы хотим быть молодыми, но если ты знаешь истину, то нет смысла об этом говорить.

Какие минимальные изменения в нашем образе жизни могут дать серьезное улучшение ее качества?

Проснувшись рано утром – прогуляться, не употреблять соль – вообще. Не пить крепкие напитки: кофе, чай и алкоголь. Не нужно перенапрягать сознание. Эти очень простые правила способны всерьез улучшить качество вашей жизни.

Скажите, а почему нельзя употреблять соль, что в ней плохого? Доказательная медицина полагает, что в соли много пользы. Вот процитирую участника проекта "Сноб" нейропсихолога Юрия Петрова, как-то раз он просто и понятно объяснил, зачем человеку соль: "Оба иона соли: натрий и хлор - совершенно необходимы организму в больших количествах, в первую очередь для нормальной работы нервной системы... Из пяти видов вкусовых рецепторов один создан природой именно для регистрации в пище соли, это доказывает её чрезвычайную важность. Человеку, целый день сидящему за компьютером, вполне хватает соли, которую он получает в хлебе, чипсах, и т. д., но если вы ведёте активный образ жизни и много потеете, то без соли вам будет худо. Попробуйте пробежать 10 км и потом сразу выпить литра 2 - 3 чистой воды - увидите. Только лучше бегите сразу в больницу, это называется водяное отравление, и от него умирают. Не от воды, конечно, а от низкой концентрации соли в крови и лимфе".

Эту реплику поддерживают: Юрий Петров

Могу еще добавить, что при обессоливании повышается содержание гормонов стресса, у хомячков по крайней мере. Это понятно - обессоливание для организма такой же стресс как и обезвоживание. Короче, всего в меру.

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

К тому же Тибет -- такой высокогорный район, и диета совсем без соли ведь может очень быстро привести к серьезным заболеваниям щитовидки... 

Георгий Абдушелишвили Комментарий удален редакцией Почему?

Это ошибка, случайно произошедшая при переводе. Я не говорил, что для здоровья нельзя есть соль. При некоторых видах заболеваний мы ограничиваем людей в соли. Но это правило не может распространяться на всех

Эту реплику поддерживают: Анна Карабаш

Не перенапрягать сознание, это как? 

Катерина, можно сказать и так - не перенапрягать свою нервную систему. Например, если Вы работаете 12 часов в сутки, у Вас устают глаза, Вы чувствуете в конце дня упадок сил, но при этом не можете заснуть, нужно сократить рабочий день до 10 часов, а еще два часа уделить чему-то приятному и спокойному - приготовлению пищи, медитации, чтению книги, прогулке. 

Катерина, можно сказать и так - не перенапрягать свою нервную систему. Например, если Вы работаете 12 часов в сутки, у Вас устают глаза, Вы чувствуете в конце дня упадок сил, но при этом не можете заснуть, нужно сократить рабочий день до 10 часов, а еще два часа уделить чему-то приятному и спокойному - приготовлению пищи, медитации, чтению книги, прогулке. 

оъяснение человеку причин того, что названо болезнями - это и есть лечение.. Аня. поменяйте 101 и 303 местами...

Удивительно просто и логично,абсолютно соответствует моему восприятию себя и окружающего мира,все остальное от дурной головы.А скажите,каким образом вы осуществляете диагностику тех или иных заболеваний по вашей методике, есть ли ранняя диагностика и как она выглядит?

Эту реплику поддерживают: Ольга Дмитриева, Ксения Чудинова

Методы следующие - опрос, пульсовая диагностика, внешний вид пациента, диагностика по моче. Ранняя диагностика – то есть установление основных тенденций развития определённого расстройства – возможно. 

О болезнях..

Самые страшные болезни это болезни ДУХА и Веры.. их 100 штук,

Лекарствами это не лечится, и осложнения от этих болезней вызывает еще 300 болезней.... 

Антон, почему сто, а не сто одна - Вы сейчас говорите в терминах тибетской медицины? Могу ли я Вас попросить чуть-чуть развернуть свою мысль - и если у Вас есть вопрос к Тензину Бисте, сформулировать его? 

Эту реплику поддерживают: Антон Чупилко

Здравствуйте!

И тибетская и западная медицина имеет свою историю, развивается со временем. "Канон" отца западной медицины Гиппократа, безусловно, интересен, как исторический документ, но ни один западный врач сегодня не будет лечить болезнь строго в соответствии с его рекомендациями. Что Вы скажете о древнем тибетском лечебном сборнике "Чжуд Ши"? Он тоже имеет для современных тибетских врачей историко-культурное значение или здесь все иначе? И вообще - как развивается тибетская медицина, предположим, в последние 50-60 лет?

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин, Семён Гальперин

Наша медицина – традиционная, особых изменений в 20-21 веке не произошло. Разве что лекарственные ингредиенты теперь многие врачи измельчают и смешивают с помощью техники, а не вручную. Сами лекарства изготавливаются по старинным рецептам. 

Спасибо за ответ, уважаемый Тензин!

Мне из нашей культуры трудно представить себе нечто (тем более научную медицину), которое не развивается, но, наверное, в существовании такой герметической структуры тоже есть некий смысл.

Вот вопрос и возник у меня -- а часы-то Вам зачем, уважаемый лама?

Эту реплику поддерживают: Анна Карабаш, Алексей Воеводин

Ага, мне вот тоже интересно! 

У Далай Ламы тоже часы, я уже давно заметила!

Часы мне нужны, чтобы успевать всё вовремя. Пунктуальность - хорошее качество.

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Прекрасное, я бы даже сказала :) 

Я верю в силу природы и естественную,природную саморегуляцию организма .Также понимаю ,что современный образ жизни мешает этому процесу .Мой вопрос о восстановлении иммунной системы.

Как помочь организму создать некоторый запас прочности ?

Особенно вопросы кроветворения ,

Елена, я была на лекции Тензина Бисты, организованную группой "Аватар" на прошлой неделе в Москве, и там похожий вопрос задавали. Самое удивительное тут вот что: в переводе. Переводчик нам объяснял, что в тибетском языке в принципе нет слова "иммунитет". Так что наверное образ про "запас прочности" лучше сработает.

Вопрос Ваш переведем обязательно, спасибо! Только можно я Вас попрошу доформулировать - что именно Вы имеете в виду, говоря о вопросах кроветворения?  

Елена, в тибетском языке нет слова "иммунитет", так что, может быть, я не до конца понимаю, о чем Вы спрашиваете. Если о запасе прочности организма, то надо делать простые вещи: спать и питаться строго по режиму, пить чистую воду и готовить на чистой воде, выбирать только чистые продукты, медитировать, если есть возможность - стараться жить там, где чистый воздух и хорошая экология. Если нет - то хотя бы не курить и не пить. На самом деле, чтобы вести здоровый образ жизни, не нужно много времени.

Как относится тибетская медицина к европейской?  Есть ли точки пересечения?

Используете ли Вы современные европейские методы диагностики?  

диагностика болезней и профилактика их наступления - задачи, наверное, вполне реалистичные для нетрадиционной медицины, а как быть с болезнями, когда уже что-то очевидно для больного и врача сломалось-наросло и когда по традиционным взглядам без хирургическог удаления не обойтись?

А никак. Вы же сказали уже, что не обойтись. 

Если лекарства и другие методы не помогают, то возможно хирургическое вмешательство (западной медицины). Однако для проведения операции я считаю, нужно выбрать благоприятный день по тибетской астрологии.

Окружающие нас планеты обладают своей силой. Например, солнце - сила жара, луна - сила холода. И у у каждой из них есть свои моменты вспышек, затишья, спокойного течения. Когда солнце находится в своей активности, у некоторых людей появляются заболевания, связанные с жаром, инфекциями, когда в силе луна — холодный тип заболеваний, связанных с мочеполовой системой, желудком. Однако, каждый человек индивидуален, если у него есть заболевания холода, то во время активности солнца - у него ничего не болит и энергии балансируются.

 

Мне нужно посоветоваться насчет внука. Поскольку я была на Тибете, когда его роды уже близились, и, естественно, обращалась с мысленными просьбами о благополучном исходе дела, то мне кажется естественным взаимодействие с тибетскими врачами и сейчас.

Имеется проблемка очищения организма.

Наверное, неудобно излагать симптомы и обстоятельства здесь. Возможно, Вы могли бы порекомендовать, к кому обратиться в Москве - или кому можно написать. Спасибо заранее.

Скажите, пожалуйста, почему так важно для тибетской медицины соблюдение распорядка дня? И как минимизировать потерю энергии, если нет возможности придерживаться расписания?

Эту реплику поддерживают: Тата Донец, Катерина Инноченте

Режим - это удобно. И организм привыкает, работает слаженно , эффективно. При нарушениях режима потеря энергии неизбежна. Как и при перенапряжениях и чрезмерных нагрузках. Нужно избегать этого.

Да, я читала очень интересную книгу по психологии (западную), и там говорилось то же самое по поводу режима и особенно расклада понятия "привычка". И как мы можем использовать механизм привычки в полезных для себя целях. Мне все это очень понравилось тогда, и я теперь использую по полной программе. 

Мне было бы интересно узнать у многоуважаемого г-на Бисты, а вот, например, существует ли какая-то особая тибетская химия, или физика, может быть, биология? Или медицина - это не наука? А у Анны Карабаш я бы спросил: неужели похудеть на 15 кг можно только с помощью тибетской медицины? Самое главное во всем этом - вопрос веры. Тибетским врачам у нас очень многие верят, поскольку, очевидно, разочарованы в нашей медицине. И я это понимаю, но в эффективность некой особенной "тибетской" и прочей "альтернативной" медицины не верю.

Эту реплику поддерживают: Денис Проценко

Михаил, мой отец худел с помощью специальной тибетской диеты. Неделю, кажется, голодал, потом питался по какой-то очень строгой тибетской системе. Сейчас узнаю у папы все подробности, но то, чем он себя питал, и едой-то назвать нельзя. Мы разве что могли такое ребенку моему на тот момент полуторагодовалому скормить. Сейчас его питание разнообразней, но тоже - целая пищевая религия, конечно.  

Анна, но худеть можно и с помощью обычной диеты. Важно только ее соблюдать. Ведь к редукции веса приводит ограничение калорийности пищи. Тибет тут не причем. Это процесс абсолютно материальный, без всякой метафизики. Есть поступление калорий и есть расход. Если Ваш отец был ограничен в движениях, то, естественно, необходимо было резко ограничить поступление калорий. Мои пациенты, если необходимо, худеют очень быстро без всякого Тибета. Да вот посмотрите, хотя бы, на меня - секрет простой: мало ем и много работаю.

Михаил, конечно - я же не говорю вообще о метафизике, дело в калориях и качестве еды. Сейчас попрошу папу самого написать отчет о том, что с ним случилось.

А на Вас одно удовольствие смотреть, ведь Вы очевидно - человек, увлеченный своим делом и получающий от него удовольствие, тогда никаких проблем и "заедать" не надо. Но не у всех так жизнь устроена - и вот тогда нужны дополнительные "высшие силы". Я же говорю - на мой взгляд, успешные тибетские врачи и их другие коллеги - просто отличные психотерапевты. И их метода работает как плацебо, что и прекрасно, наверное. Главное, чтобы не вредили организму; вот тут надо иметь голову и не терять бдительность.  

Эту реплику поддерживают: Галина Бирчанская, Ирина Столярова

"Primum non nocere", "прежде всего, не навреди" - этот принцип был сформулирован в так называемой западной медицине, хотя, конечно, он универсален, потому что, как я уже заметил, нет никакой "западной" и "восточной" медицины. Медицина - наука, положительная, так сказать, наука, а всякая метафизика (в худшем значении этого слова) возникала всегда и во всех областях - химия и алхимия, психология и парапсихология, космология и уфология. Кстати, вот что я еще должен заметить, фундаментальный физический закон сохранения энергии был впервые сформулирован врачом Робертом Майером на основе изучения теплобразования в организме животных в процессе потребления пищи и физической активности. Это к вопросу особенной тибетской диеты. А что касается высшей силы, то нужно лишь одно: самоограничение.

... и весомая причина для самоограничения, я бы так сказала

Аня, милая, думаю, что самограничение всегда необходимо, это очищает и дисциплинирует (духовно). Вот и мне сейчас пришло время самоограничиться и прекратить болтать, тем более, что пора уже идти в операционную делать очередную операцию. 

Эту реплику поддерживают: Анна Карабаш, Катерина Инноченте

Легко самоограничиваться, когда не больно-то и хотелось ...

Эту реплику поддерживают: Iryna Sukhanenko

Вопрос как похудеть, конечно, индивидуален. Я сбросил около 15 кг «автоматически». В связи с артрозом тазобедренного сустава я обратился к доктору, практикующему по методу Чжун Юань Цигун. Когда мы с доктором начали сеансы, то прежде всего он назначил недельный цикл очистки кишечника с применением обычных препаратов (немецких, насколько я помню). После этого он назначал китайские пилюли на основе трав для печени и почек. Стало гораздо легче себя ощущать :). Я и до этого не употреблял «в явном виде» соль и сахар. Соль в небольшом количестве попадала в организм вместе с блюдами, которые иногда ну очень хотелось съесть и они были чуть подсоленные, чтобы ими могли наслаждаться и другие члены семьи. Сахар – совсем нет, а вот мед – с удовольствием. После лечения у этого доктора мне пришлось с великим сожалением отказаться от сала, ничего – привык. Мясо, курицу охотно пользую, когда захочется – но отнюдь не каждый день. Чай – зеленый, без сахара. Утром нравится выпить просто свежевскипяченой воды (хорошей бутылочной – не из-под крана, хотя, на Байкале пил просто из горного ручья – там хорошая :).

Доказывать что-либо про тибетскую, китайскую медицину – пустое дело, по-моему. Это должно само прийти. Рассказать можно, но когда начинаются вопросы «а как это устроено», - такие дискуссии чаще всего неконструктивны. Кстати, насколько я знаю, китайская медицина вовсе не отвергает методы классической европейской, особенно, в «острых» случаях, когда нужно, например, срочное хирургическое вмешательство, а лечение только методами тибетской медицины потребует продолжительного времени.

Самостоятельно начинать занятия (и лечение) с применением восточных практик – бесполезно. Нужен мастер.

Какой конкретно практикой заниматься – это уж как сложится, лишь бы она (школа) оказалась «правильной». Секту можно отличить от правильной школы хотя бы по тому, что в правильной школе никогда не скажут: «Только у нас и нигде больше». Различные правильные школы – это, как сказал один Мастер, просто разные лестницы, ведущие на одну и ту же гору («Бог един, провайдеры – разные…»).

А полезно для вас это или нет – лучше всего определить по своим ощущениям. Если хочется общаться с этим мастером, доктором, значит – для вас это подходит, если неприятно – лучше уйти.

А из того, что сказал лама Тензин Биста, мне больше всего «симпатичны» болезни, вызванные кармой. Ведь в этом случае можно просто практиковать, не загадывая обязательно выздороветь :)), и «накапливать свою добродетель, при помощи добрых дел». По-моему, если тупо страшно хотеть «просто выздороветь» — вряд ли это получится.

Владимир, и сколько Вы пили эти пилюли для очищения печени и почек? Я полагаю, это были мочегонные гомеопатические средства, эквивалент которым есть и в нашей медицине.

Говорить о сахаре и соли "в чистом" виде -- наивная вещь. Если Вы наедаетесь колбасой или там ветчиной из магазина, в которых полно компонентов, о которых Вы даже не подозреваете, если Вы наворачиваете мед каждый день вместо сахара -- это та же глюкоза, для организма нет никакой разницы :) Ну а про сало это Вам и не-врач мог бы об'яснить :) Это уже к логике относится, а не к тибетской медицине, что человек, который хочет похудеть на 15 кг, должен забыть про сало :)))

Катерина,

пилюли для печени и почек - примерно по 5 дней, насколько  помню. Но основное лечение состояло ведь в сеансах энергетического воздействия. Я до этого несколько лет сам занимался практиками ЧЮЦигун, поэтому мы с доктором хорошо понимали друг друга Про колбасу, ветчину - я знаю и не ем их вообще. Мед и просто сахар все же расщепляются в организме неодинаковым образом. Любые продукты питания, не полезные для себя, чувствую сразу печенью, кишечником, самочувствием, так что контроль есть. А худеть я вовсе и не собирался - это просто побочный эффект :).  («Обычно счастье – это побочный эффект другой деятельности»  Олдос Хаксли) :).                                                                                                                               На самом деле, если кому-то не нравится восточная медицина, то и не надо пробовать лечиться по ее методикам - без толку. Когда захочется - может что-то и получится :).

Просто Аня сказала Михаилу: "Мой отец худел с помощью специальной тибетской диеты." Это прозвучало как самоцель, а не побочное явление. Тогда можно спросить, а от чего же Вы лечились изначально? Или просто решили изменить образ жизни? Кстати, греческое слово диета как раз и означает образ жизни ;)

Лечился в связи с артрозом тазобедренного сустава. Но окружающие женщины заинтересовались именно рецептом "побочного эффекта" :))

Эту реплику поддерживают: Анна Карабаш

Хехе не сомневаюсь :))) И вы им, конечно, сказали, что перестали есть сало? :) 

У меня еще один вопрос, Владимир: в те дни, в которые Вы не едите мяса и птицы (основной источник протеина), что составляет базу Вашей еды? Молочные продукты? Паста? Или только овощи? 

:))

Утром - каша с сухофруктами и с оливковым маслом, днем - овощи, фрукты, адыгейский несоленый сыр, лаваш, чай...

В общем, мы с Вами, Владимир, одинаково питаемся :) 

Эту реплику поддерживают: Анна Карабаш, Владимир Карабаш

Сейчас перечитала, увидела, что Вы лечились от артроза тазобедренного сустава. Понятно.

Катерина Инноченте Комментарий удален редакцией

Михаилу и Анне...

Господа, я в госпитале, когда с койки встал и посотрел на себя в зеркало -- сразу упал. Мой спортивный вес в течение трех лет до этого вне зависимости от всяких диет менялся от силы плюс минус граммов на двести. И тут -- 30 кило в плюсе сразу. За полтора месяца сбросил, когда нотрмально двигаться смог. Вера, не вера -- желание должно быть, да и самому туловищу удобнее правильный вес таскать, а не мешки с жиром.

Так что не предмет для спора.

С уважением,

олег

Олег, таки мы разве спорим! Просто выясняем обстоятельства

Я не изучал химию и физику, поэтому затрудняюсь ответить.

Михаил, разрешите поделиться своим пониманием вопроса об особенностях "тибетской медицины". Я думаю, что отличительной особенностью восточной медицины является признание наличия энергетического и информационного поля. Кроме воздействия на физическое тело человека (пациента), в ВМ широко применяются диагностика и воздействие на "энергетическое поле" и "информационное поле". Европейские врачи обычно работают только с одним компонентом (физическим телом), хотя часто неосознанно идет воздействие и на энергетическое поле (известно, например, что доктор, внимательно и доброжелательно относящийся к пациенту, может больше ему помочь). Это и есть "кусочек" энергетики. А в ВМ с энергетикой, работают более осознанно и специально.Если далее возникнет вопрос - как эти поля "пощупать" (т.е." как устроено") - коротко здесь это не обсудить, наверно.

Как Вы относитесь к сочетанию тибетской и современной западной медицины?

Если терпимо, то должен ли в этом случае один и тот же врач получить оба образования, или пациента могут одновременно лечить два врача-«соавтора», один из которых не буддист и никогда не учился тибетской медицине?

Может ли (в процессе согласования их действий) возникнуть противоречие между этими двумя методами?

Как сочетаются тибетские и современные западные лекарства? Может ли пациент принимать их в течение одного дня?

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте, Irina Abarinova

Да, человек может одновременно лечится у двух врачей. 

Да, противоречия между двумя методами могут возникнуть, поэтому мы не назначаем одномоментный приём западных и тибетских лекарств. Должна быть разница в приёме от нескольких часов до нескольких дней – в зависимости от лекарств и заболевания. 

Каждый ли человек может освоить тибетскую медицину, и необходимо ли быть при этом буддистом? Нет ли в пульсовой диагностике черт некоей экстрасенсорики?

Я считаю, что обучится может каждый, однако для практики буддийской тибетской медицины нужно придерживаться буддийского воззрения/

Я не знаю, что такое экстрасенсорика. 

С удовольствием посетила лекцию Тензина Биста в Аватаре.

Лично я с тибетской медициной не сталкивалась, к счастью, повода не было. Однако, эта система вызывает у меня полное доверие, поскольку рассматривает организм как целостность и устраняет, по возможности, первопричину заболевания, а не только его последствия.

У меня сразу два вопроса.

1.  где-то слышал что практика тибетской медитации не разрешает пользоваться вспомогательными  психоактивными средствами типа всяких там снадобий растительного  и грибного происхождения.  Собственно почему? Другие   подобные практики вполне допускают такое ускорение в деле просветления.  Зачем мучить человека годами  упорной медитации когда можно это сделать довольно быстро?  А ведь именно просветление - основа   для сознательного здорового образа жизни.

2.  Тибет - район достаточно высокогорный с пониженным содержанием кислорода в воздухе  и соответсвенно повышеным числом эритроцитов в крови  у обитающих там людей.... что естесвенно связано с увеличенной выработкой эритропоетина, который как известно является и кардио- и  нерво- протектором.  И вообще  еффективным общим стимулятором... его даже спортсмены используют для достижения своих супер-результатов. 

Так каким образом традиционная медицина Тибета   исторически ориентированная на весьма другой тип физиологии  человека высокогорного может быть адекватной для людей живущих на уровне моря?  Разве что барокамеры рекомендовать....

1. Вы хотите сказать, что  мы препятствуем людям достигать просветления???

2.  Многие из тибетских лекарств используются тысячелетиями также в индийской и китайской медицине...Мы изготавливаем и назначаем лекарства на основе наших трактатов, а не на основе научных опытов. Истоки нашей медицины - древнее тибетское царство Шанг-Шунг, древние Персия, Индия , Китай.

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Анна Карабаш Комментарий удален редакцией

И еще один, для меня самый важный к Вам вопрос: считаете ли Вы медитацию в общении с искусством, лечением? Можно ли назвать тибетские мандалы визуальным лекарством?

Эту реплику поддерживают: Владимир Кайгородов

Возможно, Вы поняли, о чём спрашивали. Для меня по-прежнему западный менталитет - сложен. Старайтесь попроще формулировать вопросы для меня. 

Если у человека что-то болит, например, глаза или душа

(в русском языке есть термин- "душевнобольной"), -

может-ли созерцание тибетской мандалы вылечить такого

больного или облегчить эти страдания?

Да. Но этого недостаточно. Надо совершать больше благодеяний.

Мы выделяем две причины сумасшествия, связанные с  вредом со стороны и болезнью сознания.  Первая - появление по причине физиологии. У нас есть три типа каналов в организме, по одному из них движется сущностная энергия - «ла». Те или иные повреждения каналов приводят к потере сознания, памяти. В таком случае человека необходимо изолировать от общества, где много звуков, в спокойную тихую местность, где люди не раздражают его. Чтобы он отдыхал. Вторая причина - вред со стороны «злобных существ». В таком случае необходимо чтение ритуалов.

Уважаемый Тензин Биста, во-первых, как замечательно, что Вы в Москве и "наводите мосты" между Азией и Евразией. Я какое-то время жила в Китае (Юннан и китайский Тибет), и видела, насколько популярна, например, традиционная китайская медицина становится у западных туристов. А местные врачи осваивают "западный стиль". Похоже, происходит это "движение навстречу". 1. Где может обычный, любопытствующий, человек, не врач, получить практические основы/ практические базовые знания о тибетской медицине? Есть такие школы для начинающих? 2. У меня к Вам вопрос о "биче 21 века" и так называемого "цивилизованного мира": депрессии (даже у детей). То, что на Западе лечится таблетками, и несомненно считается заболеванием. К какой категории относит Тибетская медицина это заболевание? Я понимаю, что это долгий разговор, но как к этому подходит Тибетская медицина и лично Вы?

О депрессии. По тибетски это называется Соглунг.

Живя в материально-ориентированном мире, у людей естественно усиливаются негативные качества – жадность, зависть, страсть и т.д. Противоядие к этому - нужно научиться довольствоваться малым.

Людям, предрасположенным к депрессиям, нужно исключить кофе, алкоголь, сигареты.

Для лечения расстройств соглунг врач может назначить лекарства семдэ, бимала, согдзин 11 (в некоторых случаях).

 

Или во всей этой дискуссии переводчик ... странный,  или я что-то недопонимаю...

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Игорь, наверное, в самом деле проблемы с переводом. Мы все починим 7-го числа во время личной встречи с ламой. 

Что такое интоксиканты? 

Что такое семдэ, бимала, согдзин 11??? Я, конечно, могла бы все это отгуглить... но в общем это не очень корректно как-то отвечать на вопросы наполовину. Если бы я так читателям про моду отвечала, специальными терминами, меня бы камнями закидали, думаю :)  

Катя, лама еще не закончил отвечать на вопросы,  сейчас он отвечает кратко, поскольку сам с лекциями в Нижнем и времени не слишком много. Он будет снова в Москве 6 марта и я задам все дополнительные вопросы, чтобы дать все действительно необходимые разъяснения

Ну и чего же вы тогда опубликовываете ответ на вопрос, на который человек еще не закончил отвечать? 

Катя, а просто кому-то достаточно и такого ответа. Я серьезно. Кому недостаточно - буду все прояснять.  

Спасибо. Я была не в курсе, что среди снобов есть такие специалисты Тибета :) 

Сэмде, бимала, согдзин 11 - это все тибетские лекарства, которые состоят из великого множества трав. Они так называются. 

Депрессию - или соглунг - мы относим к заболеваниям "ветра". Депрессией много болеют люди на Западе, и меньше в Тибете и Непале - хотя у людей там тоже бывают депрессии, но больше других болезней - мы их называем болезни слизи. У нас основная масса заболеваний - простудные и легочные, заболевания нижних конечностей, артриты.

Что такое ветер, слизь и желчь - я объясняю ниже

Спасибо! Теперь понятнее. Сейчас почитаю ниже. 

Немного пояснений: депрессию мы называем "заболеванием ветра". Что это значит? 

Это основа тибетской медицины. Есть ствол здорового тела, и он имеет три ветви: жизненных начал, телесных составляющих и продуктов выделения. Три жизненных начала — это «ветер», «желчь» и «слизь», каждое из которых делится на пять главных категорий, в результате чего получаются пятнадцать видов жизненных начал. 

Основная часть заболеваний людей западных - кстати, сравнивая Россию и Англию, я не вижу никакой разницы - это заболевания "ветра". К ним относится и депрессия, и бессонница, и хроническое состояние усталости, и сердечные заболевания.

Что такое - "ветер"? Он локализуется в макушке и, выходя из этой области, циркулирует главным образом в грудной клетке. Что касается его функций, то он делает возможным глотание пищи, вдох, сплевывание слюны, отрыжку и чихание. Он дает ясность уму и органам чувств и поддерживает жизнь в том смысле, что обеспечивает физическую основу сознания.

Восходящий «ветер» локализуется в грудине. Он циркулирует и функционирует в области носа, языка и горла. Его назначение в том, что он обеспечивает речь, дает силу и жизненный тонус, стимулирует активность, придает энергию усилиям, дает ясность памяти и остроту внимания.Всепроникающий, или распространенный, «ветер», локализуется в сердце. Но, хотя его основным местопребыванием является сердце, он проникает во все уголки организма. Его назначение в том, чтобы обеспечивать сгибание и выпрямление конечностей, а также открывание и закрывание отверстий тела: рта, глаз и т. п. Таким образом, всепроникающий «ветер» управляет большинством мышечных действий.«Ветер», сопровождающий огонь, локализуется в нижней части желудка и циркулирует во всех полых структурах: кишечнике, желчном пузыре, протоках сердца и т. д. Его назначение — способствовать пищеварению, или метаболизму, а именно выделению питательного сока и разделению очищенной и нечистой частей. Вследствие этого он придает соответствующий цвет крови, желчи и т. п. Желудок под­разделяется на три части: верхняя часть — это место локализации расщепляющей «слизи», средняя — где работает пищеварительная желчь, а нижняя — это та часть, где осуществляет свои функции «ветер», сопровождающий огонь, называемый так потому, что он участвует в процессе пищеварения, который подобен огню.Опорожняющий «ветер» локализуется в области гениталий. Он функционирует в нижней части живота: в толстом кишечнике, мочевом пузыре, гениталиях и других органах этой части тела. Его назначение в том, чтобы управлять механизмами извержения и удерживания семени, менструаций, выделения кала и мочи. Он также удерживает плод в матке и выталкивает его при родах.

Так наша медицинская система описывает локализацию, область функционирования и деятельность пяти видов «ветра». Что касается локализации «ветра», поддерживающего жизнь, и всепроникающего «ветра», то здесь взгляды тантрийских систем Старой и Новых школ различаются. Новые школы принимают обратный порядок их локализации, помещая «ветер», поддерживающий жизнь, в сердце, а всепроникающий «ветер» — в темя. Старая же школа придерживается порядка, описанного выше. Но различие в локализации  не затрагивает соответствующих функций, которые одинаковы в любом случае.Кроме этих пяти главных видов «ветра» существуют пять второстепенных видов «ветра».

Как Вы определяете, какое жизненное начало преобладает в человеке? 

Например, если у человека шершавая кожа, то можно сделать вывод, что у него высокий уровень «ветра». Точно такой же вывод можно сделать, если человек страдает бессонницей. Хотя это жизненное начало — «ветер» — не воспринимается непосредственно, его наличие можно предположить по определенным симптомам, точно так же, как наличие огня мы определяем, чувствуя дым — признак огня.

А расскажите, пожалуйста, про два других важных жизненных начала - "слизь" и "желчь"

Расскажите про два других жизненных начала - "слизь" и "желчь"

В основе природе еще одного жизненного начала - «желчи» - лежит огонь. И ее тоже различают пять видов. Первый и самый важный из них — это пищеварительная желчь: она имеет очень большое значение. Локализуется она в области живота между еще не переваренной и уже переваренной пищей, т. е. в центре.

Ее функции заключаются в том, что она, словно огонь, варит, готовит пищу. Она отделяет очищенную часть пищи от неочищенной, производит телесный жар, активизирует другие четыре вида «желчи» и помогает им, обеспечивает силу тела. Следующей идет «желчь», придающая цвет. Она локализуется главным образом в печени, но функционирует во всех  частях организма. Она управляет цветом всех семи телесных  составляющих: питательного сока, крови, мышц, жира, костей, костного мозга и воспроизводящей жидкости. Например, кровь она делает красной, кости белыми, желчь желтой, ногти на руках блестящими и т. д.

Третья — это направляющая «желчь». Ее локализация — сердце, а функции заключаются в том, что она придает решительность, твердость и уверенность в себе при совершении каких-либо действий и достижении желаемого, не давая человеку падать духом. Отрицательной ее стороной может быть то, что она порождает чрезмерно высокое самомнение, гордыню.

Четвертый вид «желчи» — зрительная. Локализуется в глазах и позволяет нам видеть.Последняя разновидность — «желчь», придающая лоск; она локализуется в коже, придает коже приятный оттенок, обеспечивает хороший цвет лица.Качества «желчи», которая в основе своей имеет природу огня, — маслянистость, резкость, острота, легкость, пахучесть, способность очищать и влажность.

«Слизь» также бывает пяти видов. Первый из них — это поддерживающая «слизь», локализующаяся вдоль грудины. Ее главная функция в том, чтобы увлажнять организм, как, например, слюна во рту, но кроме того она обеспечивает соединение, т. е. скрепляет все тело в единое целое и дает поддержку всем остальным видам «слизи».

Затем идет расщепляющая «слизь», локализующаяся в первой части желудка, куда вначале попадает непереваренная пища. Ее главная функция в том, чтобы перемешивать и расщеплять перевариваемую пищу.

Ощущающая «слизь» локализуется в языке. Ее назначение в том, чтобы обеспечить способность ощущать шесть видов вкуса: сладкий, кислый, соленый, горький, жгучий и вяжущий.

Удовлетворяющая «слизь», локализующаяся в головном мозге, приносит удовлетворение. Например, когда глаза видят объект или уши слышат звук, именно она вызывает удовлетвореие. Кроме того, эта разновидность «слизи» обеспечивает различение, например, различение вкуса — сладкий или кислый; запаха — приятный он или неприятный: звука  - мелодичный он или раздражающий; формы - хорошая она или нет; и т. п.

И, наконец, соединяющая «слизь», локализующаяся во всех больших и малых суставах, обеспечивает соединение суставов, их сгибание и разгибание. 

А как можно вернуть здоровый баланс при переизбытке "ветра"? Какие-то правила жизни - ну кроме лекарств, которые Вы назвали.

Нужно есть мясо и мясные бульоны. Это - успокаивающая еда, которая хороша при нервных перенапряжениях. И молоко перед сном. Еще хороши благовония "Агар-31" - их нужно воскуривать перед сном.  

О! Вот это уже я понимаю! :) Спасибо. 

Cпасибо! Теперь хоть основы понятны в какой-то степени. 

Георгий Абдушелишвили Комментарий удален редакцией Почему?

Я недавно в России, поэтому не знаю, есть пи у вас курсы по тибетской медицине. А тех, кто готов ехать учиться в Непал, могу пригласить в нашу школу в королевстве Мустанг 

Меня нисколько не смутила арифметика: 101 против 303. 25% людей, пока они на ногах, т.е. пока не припекло, - не доверяют психотерапии, не верят в пользу духовной практики (любой) и не готовы вести здоровый образ жизни. Все, что пропагандирует уважаемый Тензис Биста, не противоречит западной медицине, может качественно ее дополнить не только специальными методами лечения, но и радушием и позитивизмом врачей.

Мне кажется, что обращение к тибетской медицине не связано с разочарованием в европейской. Важно сочетание. Результаты анализов и разного рода "нанотехнологических" исследований организма необходимо сочетать как с высокой квалификацией "расшифровщиков" результатов, так и с глубоким мудрым взглядом на систему питания, энергосбережения - проще говоря, образа жизни для определенного типа человека. Все мы знаем, что означает - "искать хорошего врача". Это значит - искать человека знающего и понимающего, имеющего время внимательным образом заняться именно нами. 

Если начинаются проблемы, решение все равно ищешь сам, но с помощью.

есть ли у Вас какие-то рекомендации для усиления, усовершенствования интеллекта?

Эту реплику поддерживают: Самвел Аветисян, Катерина Инноченте

Тензин Биста Комментарий удален редакцией Почему?

Для того, чтобы стать умнее, мудрее, мы – буддисты - молимся Манджушри – божеству мудрости.

Есть также тибетские лекарства для улучшения умственных способностей Янгчен логьон рильбу.

Вопрос только - а нужно ли улучшать интеллект? ;-))

Если у Вас нет проблем с памятью, если Вы ничего не забываете, то не нужно! 

Мы можем порекомендовать людям во время учебы, когда требуется "прыгнуть выше головы", пить лекарства для памяти. Я назвал это лекарство - называется "Янгчен логьон рильбу". Состоит из очень многих тибетских трав. 

А когда не нужно прыгать выше головы, но просто обнаруживается, что проблемы с памятью начались? В среднем возрасте. Для этого тоже Янгчен логьон рильбу? 

Уважаемый Тензин Биста, а существуют ли клинические ситуации, которые выходят за рамки Ваших знаний и возможностей, и Вы рекомендуете "европейскую" медицину?

 Анна Карабаш - остаюсь сторонником того,  что приматом продвижения здорового образа жизни остается масс-медиа, www и специальные брошюры.  Пример с Вашим отцом - это пример незначительного улучшения качества жизни, но никак не пример излечения. 

Моё резюме: тибетская медицина - это вариант писхотерапии, но не более. Вряд ли сторонники тибетской медицины прибегнут к ней при получении тяжелой черепно-мозговой травмы

Эту реплику поддерживают: Vadim Surikov, Иосиф Раскин, Катерина Инноченте

У западной медицины и у тибетской- есть свои преимущества.

Наши преимущества - безопасные лекарства, не отравляющие печень.

 

Спасибо, но хотелось бы ответа по существу заданного вопроса

Денис, Тензин Биста отвечает пока на расстоянии слишком кратко, я 7-го числа пойду к нему на встречу и уточню ответ, спасибо! 

Эту реплику поддерживают: Денис Проценко

Обратите внимание на мой ответ Владимиру Носову

Денис, если посмотришь мой вводный текст, я тоже прежде всего говорю о психотерапии:) 

Насчет масс-медиа - да, а брошюры - ну прости пожалуйста, кто читает брошюры? 

Кто? Например, пенсионеры, не успевшие купить  iPad2...  ;)

Уважаемый Господин Биста!

1.Есть на Ваш взгляд состояния, которые можно отнести к "типично российским болезням"?

2.Как Вы считаете, какие факторы сегодня способствуют наиболее тяжелым разбалансировкам печени?

3. Скажите пожалуйста, насколько утяжелились последнее время состояния аллергизации, связанные с дисфункцией ци поджелудочной железы?

4. Скажите пожалуйста, чем схематично можно помочь нашим лёгким, испытывающим в городе огромную токсигенную нагрузку?

5. Скажите пожалуйста, на что в своём душевном состоянии сегодня должна больше всего обращать внимание беременная женщина?

6. Скажите пожалуйста, какие на Ваш взгляд сегодня главные дестабилизирующие факторы в отношениях между молодыми мужчинами и женщинами? И каким образом можно способствовать улучшению отношений между полами сегодня?

7. Скажите пожалуйста, что на Ваш взгляд является главным для выращивания здорового и сильного ребёнка в семье? 

8. Скажите пожалуйста, какой орган или группа органов у пожилых и старых людей, проживающих в городе, нуждается в большем внимании и заботе. Насколько ограничения в питании бедных пожилых людей влияют на их качество здоровья?

Большое Спасибо, Господин Биста, за согласие ответить на наши вопросы!

1. Довольно много расстройств ветра и слизи. Однако не назову это типично российскими расстройствами.

 2.Загрязнение окружающей среды, интоксиканты, не натуральная пища.

 3 и 4) Нужно стараться очистить окружающую среду. Загрязняя окружающую среду, человечество умножает болезни.

5) Не переживать, не беспокоится. Представлять, что ребёнок будет здоровым и счастливым.

6) и 7) До 3 лет желательно кормить грудным молоком (наряду с другими продуктами).

С 6 месяцев до 3 лет хорошо делать массаж для ребёнка. В семье должна быть нравственная, духовная обстановка. Хорошо заниматься йогой, спортом.

8) Здесь нельзя обобщить, однако у пожилых , как правило возникает расстройство ветра.

Есть хорошие лекарства для пожилых - гева сова, ринсо чулен, они замедляют старение, улучшают общее состояние.

 

 

Эту реплику поддерживают: Елена Пыльцова

Спасибо Вам большое за ответы!

В развитие вопроса Артема Оганова хочу спросить: есть ли у Вас рекомендации для усиления и удержания потенции?

Хотел бы расширить вопрос - есть ли рекомендации для усиления и удержания любых возможностей ?

Лучшее, что можно придумать - научиться медитировать. И практиковать каждый день. Сохранять здоровье души - самое важное. Ну и про другое я уже говорил: строгий режим дня (спать и есть в одни и те же часы, не ложиться спать поздно, не спать до полудня). Чистая вода - очень важно. Чистые продукты. Табак - очень плохо. Алкоголь - в больших дозах он становится ядом.

 С точки зрения обычного мирского существования, небольшое количество алкоголя не повредит физическому состоянию. Что касается религии, то даже капля алкоголя недопустима. Человек теряет сознание и не может его контролировать, это отдаляет нас от состояния Будды.

Спасибо за ответ. На удивление, он оказался ценным для меня.

Напомил шутку друга врача - надпись в кабинете

Конфеты и цветы - не пьем

От жизни - не лечим

Эту реплику поддерживают: Денис Проценко

Удержание усиленоой потенции.

Эту реплику поддерживают: Денис Проценко

Удержание

Сэм, посмотри внимательно в обсуждение про вагинопластику - там уже все ответили ведущие специалисты - надо потенцию распространять только на тех, кого любишь!

Существуют тибетские лекарства, усиливающие потенцию - Роца

 

К какой категории Тибетская медицина относит рак?

Всплеск онкологических заболеваний мы прежде всего связываем с питанием и образом жизни. Мы настолько «умные» люди, что стали производить продукты, которые никогда не производила природа. Появились огромного размера фрукты, разные вкусы, к тому же мы колем разными гормональными препаратами животных, а потом мы едим это мясо. Таким образом, мы сами себе вредим, потребляя такие продукты. 

Говоря о категориях - если речь о четырех группах болезней - то я отвечу более вдумчиво чуть-чуть позже, потому что ответ на этот вопрос не так однозначен. Сейчас я уезжаю с лекцией в Нижний Новгород до 6 марта и в поезде по пути туда и обратно буду заниматься как раз ответами на ваши вопросы!   

Абсолютно здоровых людей не существует,  и мы больны на столько, на сколько чувствуем себя здоровыми....  как вы определяете именно эту грань, в лечении самой болезни или психического состояния обратившегося к Вам больного? Ведь бывает так, что один и тот же диагноз (вегето-сосудистая дистония например) один человек страдает всю жизнь, а второй с этими симптомами научился жить и для него это стало нормой... и жизнь в таком случае продолжается....  Так каков же выход: лечить болезнь или научить человека жить с этим?

Спасибо всем за интересные и содеражительные вопросы! Я очень рада, что интерес снобов к Тензину Бисте оказался так велик, что мы вчера с ламой и его переводчиком только и успели что их разобрать, но он почти ни на один не успел ответить. Он сейчас едет в поезде в Нижний Новгород с лекцией, 7 марта мы с ним встретимся в Москве, чтобы он дал более подробные ответы на наши вопросы.  

Тензин, спасибо огромное прежде всего, за то что согласились отвечать, за Вашу работу, за Ваш путь, низкий Вам поклон.  У меня несколько вопросов, скажите пожалуйста возможно ли помочь пожилому человеку больше 85 лет с диагнозом инсульт  сосудов головного мозга. Заранее спасибо за ответ, очень хочу разобраться в причинах появления таких болезней как инсульт например или рак, как идти по жизненной дороге без этих проблем. Как укрепить дух, я очень слабый человек, меня это страшит. Спасибо Тензин.

Анна, и про лекцию - если таковая будет в Москве после возвращение Ламы из Н.Новгорода - оповестите, пожалуйста.

Эту реплику поддерживают: Ольга Дмитриева

Юлия, Оля - я сейчас узнаю его расписание на оставшиеся дни в Москве (он тут по приглашению группы "Аватар") и сообщу непременно. Я ходила на одну его лекцию и две пуджи (буддийские службы). Это очень впечатляет. 

Георгий Абдушелишвили Комментарий удален редакцией Почему?

Юлия и Ольга, у Тензина Биста будет пуджа (буддийская служба) 6-го марта в 18.30 в центре "Аватар", тел. (495) 781-77-22. И он будет принимать в индивидуальном порядке 6-го и 7-го марта.

Насчет вопроса Юлии про хороших амчи в Москве. Юлия, я навела справки и если Вы не попадете к Тензину Бисте, могу порекомендовать буддийского монаха и врача с полувековым стажем Балбар-ламу, который принимает один раз в неделю в центре тибетской медицины "Эмчи", ул. Кедрова, д. 4, корп. 1 офис 4; тел. (499) 125-63-47 

Тем, кто бы хотел увидеть Тензина Бисту живьем - сегодня будет пуджа (буддийская служба) в Москве в клубе "Аватар" в 19.30. Адрес - Гранатный переулок, 12. Нас всех приглашают. Я тоже иду.  

А, так сегодня )

Сегодня вроде как имею шанс попасть.

да, да, это сегодня вечером

:) Анечка! А уме "созрел" вопрос к Тензину Бисте... :)

... На сколько болезни ДУХА коррелируют с ВЕРОЙ...:) - или с её отсутствием?...

Олечка, спасибо! Я передам - Тензин Биста будет более подробно отвечать нам 7 марта. 

Отсутствие веры в истинное учение приводит к неправильному воззрению и поведению, и соответственно к болезням.

Ээээ, Дениска... Мы так господина Биста скоро в философский угол загоним, при всем уважении к тибетским лекарствам, не отравляющим печень :))) Он нам и так уже отвечает практически на слэнге: "расстройства ветра и слизи", "интоксиканты", "семдэ, бимала, согдзин 11"... а теперь еще и "истинное учение"! Мммм.... Один выход: все бросить и ехать в школу в Непал :))) 

Ох, Катюша ;), а что остаётся, если на все КОНКРЕТНЫЕ вопросы - одна философия...

Философия -- не ответ. Я считаю, в философии каждый прекрасно может сам разобраться. Медицина -- это несколько другая история. В общем, меня пока лама разочаровал. Мой отец, например, изучил агопунктуру (он по-японски свободно говорит), и он на вопросы о ней, как и почему может отвечать ЧАСАМИ. И очень конкретно. А тут туман какой-то развели... Но Аня вот тут http://www.snob.ru/go-to-comment/310410 говорит, что тибетский гуру пока еще не закончит отвечать на вопросы.... :) 

Эту реплику поддерживают: Денис Проценко

Оч сомневаюсь :) Но Аня уверяет, что да :) 

Они будут более подробными, не сомневайтесь:)  

Катя, все термины проясню, когда встретимся с ламой 7-го числа, в понедельник. 

Спасибо, ценю. (Без шуток.) 

Денис, я отвечаю с позиции буддиста. Это не значит, что все должны быть буддистами. И я бы на Ваш вопрос ответил так: основа истинного учения - это значит отбросить, освободиться от трех ядов. Кроме того, истинное воззрениие - вера в бодхичиту. Однако на этот вопрос невозможно ответить в рамках этого форума. Этой теме можно посвятить курс лекций. Можно почитать следующую литературу на эту тему - "Ламрим", Слова моего всеблагого Учителя.

Вообще, хочу обратить внимание нашей любимой Ани Карабаш на огромную (имхо) разницу между тем, как отвечают на вопросы "наши" врачи (Бузиашвили, Раскин и другие приглашенные) и как отвечает господин тибетский целитель. "Наши" объясняют ПРОЦЕСС заболевания, его причины, как заболевание лечат. На мой взгляд, господин Биста просто ушел от прямого ответа на наши вопросы. А не-прямые ответы, нужны ли они нам? .... Если он продолжит свои ответы в таком же роде, то я поменяю свою пятерку, поставленную этому материалу в самом начале на единицу, сорри. 

Эту реплику поддерживают: Денис Проценко

Катерина, хотелось бы заступиться за Аню и за Тензина. Материал получился очень интересный, понятный и полезный. Другой вопрос, что он не для всех, но наверное и не ставилось цели обучить аудиторию основам буддизма и тибетской медицины. А ответы Тензина вполне в буддистских традициях и очень понятны, если правильно их читать и человек готов к восприятию. Некоторые знания не могут быть для всех, для каждого понимания свое время.  Ведь читая притчи, Вы не просите дать полный логический анализ выводов, который должен сделать человек, читая их. Людям с разными культурами иногда сложно понять друг друга, но это не повод писать "нужны ли они нам", возможно, что другим материал оказался и нужным и полезным.

Подход наших врачей и врачей тибетских совершенно разный, поэтому причины и следствия не могут быть объснены в одних и тех же логических конструкциях.

Вы знаете аналог слова "карма" в нашей официальной медицине? (Сразу говорю - он есть)

Эту реплику поддерживают: Iryna Sukhanenko

Марина, я прекрасно понимаю Ваш point. И нигде не говорила, "а надо ли?" Это совершенно не в моем стиле. Мне самой этот материал был интересен с самого начала. Сегодня Тинзин дал гораздо более полные ответы, и к Ане у меня нет совершенно никаких претензий по материалу. Другое дело, что я совершенно не понимаю, о чем Тинзин говорит! Такое впечатление, что это просто иностранный язык, а я, о чем я уже здесь говорила, очень слабо понимаю буддизм, только в общих чертах. (Хоть он мне и интересен, особо времени разбираться, к сожалению, нет.) Но все-таки я сильно удивлена, что вообще не понимаю ответов Тинзина. Я мыслю логически, да :) По-другому в вопросах медицины не умею. Но мне очень интересно понять логические конструкции Тинзина. Только не понимаю как это сделать. Аналога слова карма не знаю, нет, но опять-таки, было бы ОЧЕНЬ интересно узнать. Если у Вас есть возможность, расскажите плиз! Заранее благодарю. 

Аналог слова карма в современной медицине - это наследственность или генетическая предрасположенность. И в последние годы - десятилетия ей уделяют очень большое внимание, для ряда заболеваний даже первостепенное.

А ответы Ламы для меня оказались совершенно неожиданно очень понятными, вполне конкретными и полезными. Разумеется, хороший ответ можно получить лишь на правильный вопрос. Но это тема отдельная - в восточных традициях, и в буддистской в частности, за кажущейся простотой скрывается огромный смысл, только мы можем понять обычно лишь то, к чему уже готовы, и часто интерпретируем сказанное через призму своего понимания. Т.е. не столько ищем смысл в словах, сколько вкладываем в них наиболее удобный нам смысл. А если такового не находим - отбрасываем как пустое и ненужное.

Мне кажется, что карма и генетическая предрасположенность -- ну ОЧЕНЬ разные вещи. Послушаю, что скажет Марина Бушуева. 

Я тоже с удовольствием послушаю - бо не специалист и до Вас никогда не задавался этим вопросом.

Катерина, Сергей простите пожалуйста, что так долго не отвечала. Сергей ответил совершенно правильно - медицинский аналог слова карма - наследственность, я полностью  согласна с его мнением. Но что  это не следует понимать совсем буквально, карма соотноситься с наследственностью, если Вы принимаете точку зрения, что наследуются не только заболевания и зависимости, но и некоторые поведенческие реакции. Мне это понять и принять достаточно просто,т.к. я придерживаюсь этой теории очень давно и накопила достаточно большое количество фактов из биографий различных людей. Точно так же с наследственностью соотносится такое понятие, как родовое проклятие. На самом деле, по моим многолетним наблюдениям, почти все крупные религиозные конфессии (про остальные просто не знаю подробностей) и различные направления науки говорят об одних и тех же вещах и закономерностях, но просто разным языком, используя разные термины, но логика событий от этого никак не меняется. И чтобы найти для себя истину, достаточно  быть преверженцем любой теории, но преверженцем думающим и внимательным, и тогда через некоторое время вполне возможно выстроить для себя некий свод правил, который позволяет избежать в жизни крупных неприятностей. Сергей пишет о вкладывании в слова наиболее удобного нам смысла, я бы назвала это нескольк по другому - у нас внурти находит действительный отклик только та информация, которая на данном этапе жизни нам полезна и необходима, а все остальное мозг просто отфильтровывает.

Жалко, что я не писатель и вообще не люблю писать, а то написала бы на эту тему толстую книгу. :)

А что в Вашем понимании карма?  Как Вам просто кажется это что такое. Интересен Ваш взгляд. И если Вы любите мыслить логически, то как бы Вы с точки зрения логики объяснили бы такую ситуацию (история реальная из консультационной практики) - прабабушка прожила с мужем всю жизнь, бабушка - прожила с мужем 18 лет и развелась, мама - 7 лет и развелась, две дочери прожили с мужьями 5 и 2 года и развелись. И как думаете что будет дальше? (единственное не помню кто у сестер из детей, но по-моему одна девочка уже есть). Я дала на это логическое объяснение,т.к. тот кто у меня консультировался является атеистом и рассказ про карму не был бы принят.

Марина, спасибо за ответ. Я тоже считаю, что ряд - и существенный, поведенческих реакций наследуются, но не знаю ни литературы по этому вопросу, ни интерпретаций естественно -научного плана. Может Вы можете что-то посоветовать ?

Сергей, так сразу ничего в голову не приходит. Вот просто вспомнить или найти что-то на эту тему быстро не удалось. Если что-то вспомню, то пришлю в  личные сообщения. А вообще, тема очень обширная и мало исследованная научными методами. Хотя было бы интересно. Я когда-то давно мечтала, что было бы здорово создать такую компьютерную программу, в которую как раз и заложить все человеческие качества, поведенческие реакции, наследственные болезни и сильные стороны генетики, и различные следствия проявления всего этого набора. Представляете с какой-бы поразительной точностью можно было бы прогнозировать судьбу человека и те "развилки судьбы" на которых надо повернуть в нужную сторону, чтобы жизнь "не пошла под откос." И программа помогала бы человеку сделать правильный выбор, и показывала бы ему несколько наиболее вероятных вариантов развития событий, в зависимости от выбранного пути.

Спасибо, Марина. Эта тема весьма меня интересует, и думаю что здесь есть срединный путь между кармой и генетикой, сочетающий знания, данные не вполне формально, с тем пониманием, которая дает современная наука. Точнее, знание и понимание в этом тексте надо поменять местами. Буду благодарен за любые сообщения на эту тему.

Марина, спасибо за подробный ответ и за Ваше время. Я понимала наследственность несколько по-другому, более по-медицински что ли... Надо подумать. Я в принципе понимаю карму умом, но сердцем мне ее принять как данное гораздо труднее: я верующая (без нездоровых эксцессов) католичка. Поэтому моя модель жизни и смерти выглядит по-другому. И давно пытаюсь эти две модели как-то связать, особенно после потрясающих deja vu, которые со мной случались всего два раза в жизни, но случались в таких ситуациях и так сильно, что забыть их просто невозможно. 

Я много наблюдаю, и по моему мнению, deja vu - может быть проявлениями генетической памяти. Но это всего лишь предположения, основанные на опыте и статистике и лично мною научно не доказанные.

Думаю, что состояния deja vu - лишь одна из форм измененых состояний сознания, сон - простейшая из них. Но они не вписываются пока в современную картину мира, посему мы ими незаслуженно пренебрегаем. Но есть и отрывочные сведения, что такие состояния могут быть связаны и с воспомианиями дожизненными.

Да, да, а дожизненные воспоминания - это разве не генетическая память? Они не вписываются в современную картину мира у большинства, а меньшинство этим с успехом пользуется - и снами, и трансовыми состояниями, и гипнозом :)

Тут мне сложно сказать - ибо я могу предположить существование и постжизненных воспоминаний - казалось бы, абсолютная ахинея. Здесь больше проблема в механизмах. Генетическая память все-же по умолчанию предполагает наследование через генотип, и молекулярные структуры, такие как ДНК и РНК. Но возможно есть и иные механизмы. Я предпочитаю стоять исключительно на научно-материалистической точке зрения - но лишь до той поры, пока она (точнее ее текущее состояние) не вступает в противоречие с фактами, пусть и субъективными.

Уважаемый, Тензин! Хотелось бы получить ответы на ряд вопросов.

1. В какой пропорции вы бы рекомендовали уделять внимание самосовершенствованию тела и духа.

2.И если на все не хватает времени, то какой минимум порекомендовали бы для тела.

3.Если человек несмотря ни на что идет по пути не вверх а вниз, то стоит ли его сбивать с его пути. Или это его путь и ему дано пройти именно его? Нужно ли добродетель вообще насаждать? И будет ли добродетелью поступки из чувства страха и помогут ли они человеку улучшить кармическую ситуацию со здоровьем и жизнью?

4.Если Вы видите недуг, а человек еще о нем не знает, то скажете ли об этом человека, если он Вас не просил о помощи?

5.Если Вы видите болезнь, вызванную кармическими причинами, то Вы будете помогать человеку найти правильный путь и накапливать добродетель или предоставите ему самостоятельные поиски.

6.Вы и Ваши знания даны пришедшему к Вам человеку как награда или как шанс?

7.У меня нет проявлений ни одного наследственного заболевания (были до 15 лет, но все исчезли), хотя у моей младшей(на 12 лет) сестры есть. С чем Вы это связываете?

Марина, спасибо за вопросы.

1) Психическое, душевное здоровье важнее.

2) Правильный образ жизни не требует дополнительного времени

3) Не нужно заставлять и упорствовать. Прежде всего потому, что мы не обладаем ясным умом и всеведением, и зачастую сами можем ошибаться. Прежде всего нужно разобраться в своих ошибкаах. Кроме того, если Вы хотите наставлять кого-то, то лучше делать это мягко, вежливо, не оказывая давления, то есть путем советов.

4) Да, я считаю нужным сказать ему об этом

5) Безусловно, я буду советовать накапливать добродетели

6) Все, что происходит в жизни, обусловлено кармой. То есть существует кармическая связь. Далее, Вы хотите назвать это наградой или шансом. Но восприятие зависит от человека. Скромный назовет  это шансом. Могут быть и другие варианты.

7) Не видя Вас и Вашей сестры, не могу сказать.

Я хотела бы рассказать о своем знакомстве с Ламой Тензин Биста. Он удивительный человек!   Он прекрасный диагност. Когда читаешь ответы здесь,  думаешь: " Это я и так знала, все просто". Но когда ты видешь человека, который так живет, который излучает теплоту, невероятную душевную красоту, спокойствие и понимание,  осознаешь -  что  многое делаешь не так. Я сидела на его  медитации и думала о смысле жизни, о том, что я есть - существо неразумное, живущее себе во вред . А истина  так близка)).  Аня,  спасибо за это интервью!

Полина, расскажите о медитации поподробнее, пожалуйста! 

:) Благодарю... :)