/ Москва

Андрей Шмаров: За неделю потребительская корзина подорожала на 13%

Русские народные кризис-индикаторы. Выпуск 2

Иллюстрация: Mary Evans/Photas
Иллюстрация: Mary Evans/Photas
+T -
Поделиться:

Стагфляция. Самый обидный вариант кризиса, когда экономический спад (стагнация) сопровождается не дефляцией, то есть снижением цен, как везде, а инфляцией. О методике построения индикаторов можно почитать здесь.

Почему у нас так? Ну, например, из-за свирепства монополий, которым класть и на кризис, и на антимонопольную службу. Нетривиально выглядит устойчивый рост предложения на рынке квалифицированного труда. Коллега Кацман выдвинул предположение, что происходит процесс замещения «старых дорогих» менеджеров и специалистов на высвобождающихся более качественных «новых дорогих».

Комментировать Всего 2 комментария

Ну да, думаю, происходит. При этом, возможно (и хочется надеяться), это замещение не только ради небольшой экономии на зарплатах топов, а еще и ради того, чтобы получить с новыми топами и новые навыки: кризис и падающие рынки требуют совсем других навыков (как профессиональных, так и человеческих) от топов, чем в случае с растущими рынками. Отсюда, думаю, и спрос на эти кадры. Другое дело, что я совсем не могу понять, откуда их взять (есть ли предложение)? Потому что последние годы все работали именно на растущем рынке, и люди, которые умели бы думать по-другому, наперечет -- просто не был воспитан такой навык

Ну да, у нас кризис сильно не отражается на модели поведении богатых и обеспеченных.И это не вопрос доходов: доходы-то у всех падают, а вопрос морально-этический, то что мы экологи называем неустойчивым (расточительным) потреблением. Сохранить стиль и уровень потребления несмотря ни на что (ну не заниматься же благотворительностью, или рисковыми исследовательскими проектами?!!)  

Кризис модифицировал модель потребления бедных слоев, но пока мало затронул людей богатых и обеспеченных. 

До места работы стало легче доехать, так как, во-первых, сильно уменьшилась численность рабочих-мигрантов в Москве (и в целом по России), которые ездят на старых "Жигулях", во-вторых, малообеспеченные люди реже садятся за руль: цены на бензин стабилильные более-менее, а штрафы ГИБДД растут.

Доходы с аренды  малокомфортабельных квартир падают, так как в этом сегменте рынка платежеспособный спрос сокращается. Но это, как видно из графика, не касается аренды дорого жилья. Надо иметь в виду, что богатые люди очень мобильны, а в период кризиса степень мобильности возрастает. Если иметь в виду, что спрос на аренду квартир в Москве, Санкт-Петербурге предъявляют не только коренные жители этих столиц, а как минимум, представители ближнего зарубежья, то динамика вполне объяснима.

Сейчас во многих компаниях, насколько я понимаю, идет процесс переосмысления сути и моделей развития и под это набираются новые люди, а их стратегическое мышление дорогого стоит. Ну или, по крайней мере, они так считают.