Кирилл  Серебренников начал преподавать в Школе-студии МХАТ год назад. Сейчас его подопечные сдают первые экзамены. В театре собрались студенты, актеры, режиссеры и педагогический совет. В зале были замечены Марина Голуб, Константин Райкин, Владислав Ветров и Олег Табаков.

Спектакль «Вынужденные вещи» студенты сделали на основе коллекции художника Владимира Архипова, который в течение пятнадцати лет собирал самодельные вещи вроде фанерного сиденья для унитаза, лопаты, сделанной из старого дорожного знака, и тележки для продажи чебуреков, которую смастерили из детской коляски и старого холодильника.

Когда Кирилл Серебренников увидел собрание Архипова на выставке Марата Гельмана «Русское бедное» в Перми, то решил сделать на основе коллекции спектакль: «Архипов по-хорошему маньяк, он охотится за артефактами российского быта. Он открыл в каждой этой помоечной вещи человеческую историю, сделал ее интимной». 

Спектакль начинается уже на пороге зрительного зала, где студенты рассказывают историю своих вещей: как появилась каждая из них и для чего нужна.

Художник Владимир Архипов не без опасений доверил художественные объекты актерам: «Обычно они в спектакле используют вещи как реквизит. Режиссер или сценарист объясняет им, как на стуле сидеть и шляпу держать. А это уникальные вещи, которые люди делали для себя, поэтому для актера задача была почти невозможная. Нужно было, чтобы у зрителей мурашки по коже побежали от узнавания нашей действительности. Иногда им удавалось поймать интонацию, иногда нет».  

«Вынужденные вещи» — это не просто вещи, а человеческие истории. Мыслями ты переносишься в детство, когда все твое жизненное пространство ограничено одним двором. Вот группа подростков, разучивающая песню под окнами девушки, молодая пара на лавочке, городской чудак.

Кирилл Серебренников может рассказать историю про каждого из своих 25 студентов: «Это обыкновенные люди. Им нужно было проделать сложную работу, найти живых людей, которые сделали эти вещи. Мы работали над этим полгода, и на педсовете после спектакля все очень удивились тому, что я не подал список людей на отчисление».

Александра Перепелова