Катерина Мурашова: Зачем топить «Титаник»

Как папа научился играть и перестал чувствовать себя идиотом

Фото: Richard Kalvar/Magnum Photos/Agency.Photographer.ru
Фото: Richard Kalvar/Magnum Photos/Agency.Photographer.ru
+T -
Поделиться:

— Я чувствую себя идиотом, вы понимаете или нет?!

— В каком именно случае вы чувствуете себя идиотом? — уточнила я.

— А вот когда жена заставляет меня с ними играть. В мячик или в машинки, больше ни мне, ни ей в голову ничего не приходит. После пяти минут пинания мячика туда-сюда или делания «ж-ж-ж» машинками я чувствую, что сатанею…

Двое симпатичных русоголовых мальчишек (2,5 и 4 года) ползали по ковру у моих ног и согласно делали то самое «ж-ж-ж» моими многочисленными машинками.

Папа поправлял очки.

Мама сначала сидела, обиженно поджав губы, а потом перешла в наступление:

— Да уж конечно, куда проще им мультики включить, а самому к компьютеру…

— Стоп, стоп, стоп! — воскликнула я. Весь ее дальнейший монолог, до последней запятой, я легко могла проговорить сама. — Ролевые игры! —  энергично предложила я. — Это прекрасный, естественный и, в общем-то, единственный способ развития общего интеллекта ребенка-дошкольника. Конечно, природа запрограммировала его развитие в разновозрастных группах детенышей, но у нас с этим некоторые проблемы, поэтому родители должны компенсировать. Впрочем, вам повезло: у вас двое близких по возрасту детей…

— Погодите, погодите, — прервал мое оптимистичное чириканье папа. — О чем вы вообще говорите? Что это такое? Домашний театр, что ли?

— Гораздо проще, — возразила я. — Игры с ролями. Всегда были. Вспомните свое детство. «Я буду пограничник, а ты будешь собака пограничника. Говори: гав-гав-гав!»

— Гав-гав-гав! — охотно сказал младший мальчик. Мужчина опасливо отодвинулся.

— Понимаете, это одновременно и игра, и способ освоения действительности. Вот глядите: двести лет назад родился в русской крестьянской семье ребенок. До года лежал в люльке. Потом его оттуда вынули и отдали старшим братьям-сестрам. Они его сразу взяли в игру. Назначили для начала тем, что он и есть: младенцем в игре «в семью». Вот мама, вот папа, они на работу в поле ходят, а потом его как будто кормят тюрей с листа лопуха. Потом наш ребенок — отец (или мать) семейства — пашет игрушечным плугом, печет игрушечные пироги в игрушечной печи, ездит на ярмарку, ругает новонародившихся «деток». Крестьянское детство коротко, и вот уже семилетка уходит работать, пасти настоящих гусей. Но игра подготовила его практически ко всему, с чем он встретится в жизни… Понимаете теперь?

— Э-э-э, — субтильный, интеллигентный папа взглянул на меня в некотором ошеломлении, жизнь крестьянской общины двухсотлетней давности явно была слишком далека от него. — Но я, видите ли, инженер. Эти ваши игры…

— Есть целый набор стандартных, вполне современных ролевых игр, — поспешила уверить я. — Детский сад, школа, поликлиника или больница, магазин или автолавка, стройка, гости, авторемонтная мастерская. Миры создаются прямо из подручных материалов.

В доказательство своих слов я из чеков хозрасчетного отделения, пригоршни желудей, двух ракушек и машинки без одного колеса быстренько создала у себя на столе приемный покой больницы скорой помощи. Оба мальчишки бросили возить («ж-ж-ж») машинки и внимательно наблюдали за рождением мира. Когда я отвернулась, старший согнул из чеков еще пару «коек» и разместил на них откатившиеся под кресло желуди.

— Любую развивающую программу можно запихать в любую игру, — сказала я. — И главное, все это будет не просто так, от родительской балды, а по делу. Вот, глядите: моя больница. Писать истории болезней, изготавливать лекарства, рисовать температурные графики.

— А что же выбрать для начала? — деловито спросила мама. — Больницу как-то не хочется…

— Только то, что вам самой нравится, — уверила я. — Главное — это удовольствие от создания мира… А дети подстроятся!.. Кстати, мужчины обычно в игре креативнее женщин и часто даже детей оттесняют от происходящего, все сами придумывают и воплощают.

— Может быть, в детстве не доиграли, — предположил папа. — Что ж, я в принципе не против. Но что бы мне такое… Как-то ваш стандартный набор мне не очень близок…

— Авторская программа! — бодро предложила я. — Например, игры с водой в ванной, их все дети любят. У вас два мальчика, им наверняка понравятся «катастрофические» игры. Вы могли бы топить в ванной «Титаник» (в то время как раз недавно вышел на экраны кэмероновский фильм).

— Простите?

— Ну что может быть проще? Льдину морозим в холодильнике, «Титаник» (кусок доски или пенопласта) приносим с помойки, люди (желуди) спасаются в мыльницах…

— Ага! — оживленно сказал папа.

***

Прилежная мама заглянула ко мне в кабинет где-то месяца через два-три.

— Ну кто бы мог подумать?! — сказала она.

Мальчики, которые до этого папой не очень-то и интересовались, моментально выучили часы. К моменту прихода папы с работы ждут у двери, держа в зубах каждый по тапку. Потом старший бежит наполнять ванну, а младший контролирует (чтобы не отвлекались на пустяки) кормление отца мамой. Отец снова, как в далеком детстве, с интересом проходит мимо помоек. Льдины были цветные и еще всякие. На «Титанике» начинался пожар, его тушили с вертолета (мамин флакон из-под шампуня). Довольно быстро папа-инженер сконструировал батискаф (дуешь в трубочку — всплывает, откачиваешь воздух — тонет). Последнее достижение: совместно с сыновьями вывели формулу закона Архимеда (топили разные вещи, отмечали маркером уровень воды, мерили рулеткой ванну, считали объемы). Старшему недавно исполнилось пять лет. Отец спросил: что тебе подарить? Сын ответил: поиграй со мной!

Комментировать Всего 11 комментариев
Прекрасная история :)

мы для себя открыли книжки Ларса Клинтинга про бобра Кастора.

Кастор печет пирог, Огород кастора, Кастор и краски и так далее.

Для моей 3-летней дочери - любимые настольные книги, а главное всё что там написано можно повторить. Потом послала эти книжки своей племяннице тоже трех лет и восторг повторился и там.

И мы пекли пирог ( сначала настоящий а потом это стало ролевой игрой), в эти выходные посадили фасоль, регулярно перекрашиваем мебель невидимыми красками и так далее.

Татьяна, а что такое "невидимые краски"?

Ой :)

наверное мне тоже надо было поставить кавычки.

На самом деле воображаемые краски. Просто сухой кисточкой :)

А, теперь поняла! :) Спасибо. А то у меня сразу заработало воображение: представила себе какие-то краски, которые проявляются спустя время после нанесения: типа, лег спать в одной комнате (все раскрасив), а проснулся - совершенно в другой :))

Эту реплику поддерживают: Илья Катулин

Ух, а вот такое очень даже встречалось:

"Просто приходил Сережка,

поиграли мы немножко" :-))

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

про бобра Кастора

Спасибо! отличная подсказка! Купил набор с игрушкой - разошелся по возрастным категориям. Бобр пользуется невероятным успехом, книжки внимательно изучаются :-)

Здорово!

А мне вот никогда ничего в голову не приходит. Я в детстве не "жужжал", может быть поэтому:) Помню себя читающим или что-то строящим из кубиков. Хотя нет, еще я расставлял солдатиков и передвигал их как фигуры на шахматной доске.

Я, конечно, выучил слова бионикл со старшим и бакуган с младшим, но смысл игры с ними от меня ускользает.

Илья, здесь все очень просто! Надо просто создавать интересный Вам (какое Вам дело до всех этих биониклов?!!) мир из подручных материалов и приблизительно знать, что это за мир (например, Америка времен колонизации - индейцы, форты, пираты, колонисты на повозках...) И вот в какой-то момент этот мир оживает и в нем начинают происходить события... Это интересно для взрослых мужчин и женщин и абсолютно, невероятно захватывающе для детей... Моей старшей 28 лет, она до сих пор помнит, как в возрасте пяти лет я играла с ней в "Происхождение мира". Говорит, что возможно именно по причине этой завораживающей игры (как-кие птеродактили из раскрашенной бумаги у нас летали по комнате на нитках!) впоследствии стала экологом :))

А если Вы не "жужжали" в детстве, так тем более - закроете наконец гештальт!

Катерина,

я как то пропустила этот Ваш текст в пылу остальных баталий.

Приветствую то, что Вы написали про ролевые игры как залог нормального развития ребенка.

Удивлена, что Вы порекомендовали родителям выбирать то, что им самим по душе, а ребенок "подстроится". Обычно рекомендация как раз обратна - следовать за ощущениями ребенка и подстраиваться под его игру. 

Я понимаю, что в данной ситуации Ваш пациент - скорее родитель которого необходимо "научить" играть в ролевые игры, но я боюсь, что с неопытным заводилой неинтересная игра обречена на провал.

Мария, я никогда не видела, не слышала и даже не могу вообразить себе ребенка, который ушел бы от папы из ванны, где происходит игрушечный "пожар" или "тонет Титаник", или происходит рождение какого-то иного мира. На своей рекомендации родителю (идти в ролевой игре - "от себя") настаиваю: только интересная организотору игра может быть действительно конструктивной и развивающей для младшего участника. Так было всегда - организовывали эти игры старшие дети, они все и решали.