Сегодня, в день премьеры сиквела культовой советской комедии «Служебный роман», кинокритик Александр Колбовский устраивает акцию протеста против «продолжений». «Служебный роман. Наше время» адаптирует к современным реалиям знаменитый фильм Эльдара Рязанова 1977 года по сценарию Эмиля Брагинского. Алису Фрейндлих в нем играет Светлана Ходченкова, Андрея Мягкова — Владимир Зеленский, Светлану Немоляеву — Анастасия Заворотнюк, а Лию Ахеджакову, в духе времени — Павел Воля.

На специальной странице в Facebook Колбовский призывает «всех людей доброй воли остаться дома, вставить диски в проигрыватели, открыть компьютер и смотреть старый, любимый рязановский "Служебный роман"».

Присоединившиеся к организатору бойкота 162 человека — это, конечно, капля в море, но им передает привет огромная зрительская аудитория США, которая давно уже протестует против сиквелов рублем.

Как писал зимой Telegraph, для американской киноиндустрии январь 2011 года стал самым неприбыльным за последние 20 лет — да и вообще, говорят эксперты, 2011 год может стать годом с наименьшей посещаемостью кинотеатров во всей современной истории США. Ну, а причин этого глубокого кризиса киноиндустрии называют несколько, и не последняя из них такова: в последние годы большую часть кинопроката составляют ремейки и сиквелы.

В наступившем году в Голливуде обещают 26 продолжений известных фильмов, среди них «пять четвертых и пять пятых частей киносаг». Можно понять усталость американской пубики. Первую часть киносаги смотрели — нахваливали, вторую смотрели — не жаловались, третью еще туда-сюда, но уж от четвертой-пятой увольте — сколько можно-то, не пора ли что-нибудь поновей придумать.

В отличие от американского зрителя, российский до последнего времени не привередничал — кассовые сборы в 2010 году достигли рекордной в российской киноиндустрии отметки в миллиард долларов. Правда, у российской киноиндустрии и размах не тот. Великий советский кинематограф отчасти несет на себе слишком явную и нестираемую печать времени (переснимать, допустим, «Трактористов» было бы довольно комично), отчасти же воспринимается как нечто священное и неприкосновенное — думаю, сиквел фильма «Летят журавли» был бы воспринят как кощунство. Максимальное допустимое вмешательство — раскрасить «Штирлица», да и то народ роптал. Зато продолжение «Иронии судьбы, или С легким паром» было принято на ура (около 50 миллионов долларов в российском прокате за 2008 год).

Любопытно, какая прокатная судьба ожидает «Служебный роман: наше время». Вряд ли, конечно, одна мирная акция протеста сможет на него повлиять, и все же интересно: если даже неприхотливый российский зритель возроптал, может быть, критическая масса ностальгии уже достигнута, ситуация дошла до предела и для того, чтобы спасти киноиндустрию, должна возникнуть новая волна оригинального кино?

[heroes]