В Африке предложили ставить клеймо на ягодицы всем ВИЧ-инфицированным

Инициатива депутата из маленькой африканской страны Свазиленд, предложившего поголовно проверять все население на ВИЧ-инфекцию и отмечать носителей вируса татуировкой, вызвала возмущение во всем мире

Иллюстрация: Сноб.Ру/Валентин Поздняков, Алексей Маслов
Иллюстрация: Сноб.Ру/Валентин Поздняков, Алексей Маслов
+T -
Поделиться:

Свазиленд — крошечная страна между ЮАР и Мозамбиком — редко попадает в заголовки мировой прессы. Эта единственная в Африке абсолютная монархия с населением 1,1 миллиона человек знаменита в основном негативными рекордами: здесь самая низкая в мире средняя продолжительность жизни (32 года) и самое высокое распространение ВИЧ, которым заражены 43% населения. Чтобы противодействовать распространению инфекции, свазилендский парламентарий и популярный исполнитель госпелов Тимоти Мьени предложил проверять на вирус все население страны и при положительном результате отмечать его носителей татуировкой на ягодицах: «Перед сексом люди должны посмотреть на ягодицы партнера и решить, стоит ли продолжать». Подобным образом удалось предотвратить распространение ящура, объяснил свою инициативу депутат лишенного власти парламента, выполняющего консультативные функции при короле.

Подробнее
Реакция власти и правозащитников

Предложение Мьени не вызвало никакой реакции у короля и правительства, зато возмутило правозащитников и борцов со СПИДом — они потребовали выгнать Мьени из парламента и призвали к бойкоту его музыки. По сообщению The Times of Swaziland, коллеги депутата Мьени считают, что нравственное поведение эффективнее татуировок. Мьени принес извинения за предложение клеймить инфицированных, но настаивает на всеобщем тестировании. Это предложение парламентария вполне может быть принято: на фоне утопических идей о воздержании любая медицинская инициатива воспринимается как проявление здравого смысла.

Комментировать Всего 16 комментариев

Культура знает разные способы защиты человечества и общества от того, что кажется опасным, поэтому в зависимости от ситуации принимаются более или менее радикальные решения. От убийства тех, кто несет с собой эту опасность, до более мягкого предупреждения о том, что этого делать не следует, в надежде на нравственные принципы, заложенные в каждом человеке. Какое из этих решений принять, зависит от того, насколько ситуация острая. У нас в стране существует традиция принимать радикальные решения, которые потом не выполняются; более мягкие решения связаны с большей уверенностью общества в собственном будущем. Чем больше общество стабильно, тем больше либерализма оно может проявлять. Я могу теоретически представить себе ситуацию, в которой опасность настолько велика, что действительно что-то в духе предупреждений о том, чем человек болеет, может быть обоснованным. Хотя мне это кажется чудовищным.

Наверное, правильно сказать, что насильственные меры отвратительны и нельзя помимо воли человека что-то с ним делать. Для меня это уже не является проблемой: я вышел из этого активного возраста, но у меня растут дети, и я боюсь за них. Ради детей мне, конечно, хочется, чтобы над больными, подонками и убийцами висели лампочки с надписью «больные, подонки и убийцы». С другой стороны, это с каждым может произойти, и я бы не хотел, чтобы над моими детьми висела лампочка «болен». В общем, это проблема морального выбора.

У африканцев не будет видно татуировок, они же черные!

Значит он (Тайсон) недостаточно черный. Вот на армянских задницах точно  татуировки не видно - иначе не назывались бы черножопыми.

Это правильно.

Но на ягодицу неэффективно. Лучше на тыльную сторону ладони правой руки. 

Мне кажется так как большое количество людей не брезгует заниматься различными формами секса в туалете клубов, то татуировки на ягодица в момент куража и алкогольного опьянения не будут восприниматься.

Во Франции "клеймили" проституток. У Рэмбо в "Венера Анадиомена" есть строки "и clara venus - вот бесстыжая печать над язвой ануса".

Хорошая идея, на самом деле, думать надо не о нарушении прав больного, а о нарушении прав здорового и самого ценного права - на жизнь.

Я как человек, имеющий татуировку, могу сказать, что татуировка - это на всю жизнь. И принять решение сделать татуировку человек может только сам.

А что если завтра СПИД будет полностью излечим? 

Похоже на историю из рабовладельческого прошлого человечества.

Здесь самый главный вопрос - вот какой

Где кончаются права человека здорового (право на информацию) и начинаются права больного (права на прайваси)? Это очень сложная и интересная тема. С одной стороны каждый здоровый человек боится болезней и имеет право знать, где они его ждут. С другой - каждый больной имеет право на нормальную жизнь.

Где грань?

Проверить всех на ВИЧ — хорошая идея, но ставить татуировки!.. Это уже отдает каким-то Гестапо.

Согласен, тем более в 21 веке есть невероятное количество способов скрыть татуировку и ещё большее количество способов заразиться ВИЧ в течение следующих 24 часов после проверки.

Мария Байбакова Комментарий удален

Медицинский фашизм был допустим, но в Cредние века. Была вполне известная практика, когда преступников клеймили, только она средневековая. Если мы признаем, что живем в Cредневековье, то тогда клеймение социально опасных возможно. Если у нас есть какие-то возражения против жизни в Cредневековье, то тогда социально опасных лучше не клеймить. Существует несколько сложных, зато эффективных способов, как то: пропаганда, социальные программы и так далее.

Почему ВИЧ-положительный человек не говорит врачу, что он ВИЧ-положительный? Во-первых, он может не знать, что ему могут помочь. Значит, нужна пропаганда: пойди и проверься, и если у тебя ВИЧ, тебе помогут — не заклеймят, а помогут. Во-вторых, отсутствие систематизации. То есть, когда ты приходишь к врачу и говоришь: «У меня зуб заболел, только обратите внимание, доктор, у меня ВИЧ», доктор как-то учитывает это: например, надевает специальные перчатки, которые не прокалываются иголками.

Если людям объяснить, что они, объявляя свой ВИЧ-статус, будут получать помощь, то они будут объявлять статус и получать помощь. В результате вирусная нагрузка будет падать до нуля или практически до нуля. Если им не предоставлять помощь, а клеймить, то они будут скрывать свой статус и не получат лекарств, соответственно, у них будет высокая вирусная нагрузка, и они будут представлять опасность для общества.

То есть это ровно наоборот работает. Эпидемия может быть остановлена, о чем свидетельствует опыт Западной Европы. Основной и практически единственный путь, которым ВИЧ туда приходит, – это иммиграция. Естественное распространение эпидемии во Франции практически остановлено. Новые ВИЧ-положительные во Франции появляются только самолетом. И наоборот — ни в каких странах, где происходит стигматизация ВИЧ-положительных, эпидемия не остановлена: в России уже 3 миллиона ВИЧ-инфицированных, а в ближайшее время будет 10 — из-за того, что люди не видят смысла в обследовании, объявлении своего статуса и в контакте с медицинскими общественными организациями.

В массовой проверке в случае свиного гриппа или других современных эпидемий есть некоторая разумность. Понятно, когда тебя на час запирают в самолете после девятичасового перелета из Нью-Йорка, то ты, конечно, злишься и как-то пытаешься от процедуры измерения температуры улизнуть. Причем наличие температуры не обязательно свидетельствует об инфекции. Но в некоторых случаях все-таки процедура может помочь. Пройти через рамку нетрудно. Если тебе говорят: «Уважаемые дамы и господа, поймите нас правильно, мы пытаемся остановить эпидемию. Будьте так любезны пройти через рамку, вам это также нужно, потому что болезнь лечится. И если вы, не дай бог, заболели, то вам лучше получить помощь на раннем этапе». Что в этом плохого? Папуасами не надо быть никогда.

Средневековье отличается от XX и XXI века тем, что там бывали страшные эпидемии оспы, чумы и тому подобного, несмотря на стигматизацию, карантины и черные флаги. Цивилизованные методы останавливают эпидемии значительно лучше, чем средневековые, это факт. Поэтому если кто-нибудь применяет средневековые способы остановки эпидемии, то надо понимать, что эффективность этих способов будет средневековая: эпидемии будут выкашивать города. А если применять цивилизованные способы остановки эпидемии, то и результаты будут соответствующие.

что то все забыли про треугольнички, нашитые  на одежду

европа в середине 20века прошла законодательный и медицинский опыт стерилизации "неполноценных".. это были и германия и швеция и швейцария, например... проблема только в определении этой "неполноценности", как и прочих спидов...

А я знаю случай из жизни одних знакомых, где человек зная о том, что он болен заразил другого намеренно. И мне почему то кажется, что зараженный сейчас был бы "за". Очень сложный вопрос, но когда речь идет о том, чтобы остановить эпидемию, то его стоит решать.