В поисках критериев «новой социальности» организаторы премии решили отвлечься от современной литературы и обратиться за ответом к литературному процессу последней четверти XX века — творчеству Варлама Шаламова, допустим, или Владимира Набокова. 1973-й год был выбран почти случайно — он просто оказался из ряда вон выходящим по продуктивности для русской литературы. Обнаружив, что в 1973-м были впервые опубликованы «Архипелаг ГУЛАГ», «Москва-Петушки», первые главы «Сандро из Чегема» и многие другие классические теперь книжки, жюри добавило еще ряд авторов, которые закончили в том году свои важные произведения («Колымские рассказы», «Школа для дураков», «Генеральная репетиция»), а также тех, чье творчество относится к указанному периоду (Харитонов и Холин): произвол, оправданный тем фактом, что тексты, распространявшиеся в андеграунде, часто не были датированы авторами — да и мы в данном случае не пуристы.

Конечно, жюри предлагает отнестись к голосованию как к игре: в этом гипотетическом, идеальном шорт-листе собраны книги, которые никогда не конкурировали на одном поле: какие-то из них вышли в советских изданиях, какие-то — в эмигрантских, какие-то вовсе распространялись в самиздате. Да и полно — редкий читатель взялся бы всерьез выбирать между Александром Солженицыным и Венедиктом Ерофеевым. Но члены жюри намеренно составили свой шорт-лист из признанных классиков.

Попытка понять, чего именно мы ждем от современной словесности, составляет главный смысл существования премии «НОС» и второй год становится причиной яростных споров. Поэтому члены жюри решили оторваться от актуальности и на примере вещей уже признанных и оцененных вывести формулу новизны, своеобразный универсальный метр, с которым можно будет потом подступиться и к литературе сегодняшнего дня. Как говорят организаторы премии, они ищут «точки пересечения эстетической новизны, новых языков литературы — и новой глубины (остроты, широты — нужное подчеркнуть) социального анализа. За каждым из этих имен стоят и новый эстетический код, и новое понимание социальности. Проверить наш поисковый метод на этой признанной классике, прояснить наши ориентиры — вот главная цель этой литературной игры».

Вот как выглядит по мнению жюри список наиболее важных произведений того времени:

[poll id="38" align="left"]

Традиционное для «Носа» публичное обсуждение книг пройдет 25 марта 2011 года в лектории Политехнического музея. Мы будем вести оттуда прямой репортаж, а пока на сайте премии открыто голосование, приглашаем вас присоединиться к нему здесь. Поскольку объективно выбрать тут, очевидно, невозможно, голосуйте сердцем, чтобы помочь жюри выработать критерии оценки — какое понимание эстетической новизны ближе современному читателю, и какой именно разговор о социальности актуален сегодня. И не завидую я современным авторам, которых будут мерить получившейся в результате меркой в наступившем премиальном сезоне.