По вторникам Музей современного искусства (МОМА) в Нью-Йорке закрыт для посетителей, в этот день организуются только специальные экскурсии. Народу мало, и это потрясает. Маша Генкина которая часто приходит сюда с детьми, говорит, что обычно в любой день и в любое время суток здесь не протолкнуться. Поэтому возможность походить по пустым залам музея была многим очень дорога. Экскурсию для нас провела куратор отделения изобразительного искусства и скульптуры MOMA и автор каталога этой выставки Паулина Побоча.

Выставка Abstract Expressionist New York — наиболее полная, академическая ретроспектива ньюйоркцев Марка Ротко, Виллема де Кунинга, его жены Ли Краснер, Джексона Поллока, Барнета Ньюмана, Дэвида Смита, Филипа Гастона и других. Все они жили в 5-7 милях от музея, часто заходя сюда за впечатлениями. А кураторы в свою очередь наведывались к художникам, периодически покупая их работы в коллекцию музея. На экспозиции классические картины абстрактного экспрессионизма расположены в хронологическом порядке (40-е — 50-е — 60-е годы), можно наблюдать эволюцию художников. Например, в ранних работах Джексона Поллока очень заметно влияние Пикассо (характерное изображение пальцев и глаз), постепенно от картины к картине видишь, как художник нащупывал свой стиль, свой метод, свой подход к тому, что потом назовут «живописью действия».

Огромная кумачово-красная картина Ньюмана с полосками висит на дальней стене галереи, все стараются отойти подальше, чтобы охватить ее взглядом, но Паулина говорит, что по замыслу художника подойти надо очень-очень близко, чтобы красный цвет словно выливался на тебя из картины. Мы подходим почти вплотную — от пульсирующего алого цвета кружится голова. «Если бы мои картины были поняты, это был бы конец капитализму и тоталитаризму», — говорил художник, послевоенный абстрактный экспрессионизм в полной мере отражал страхи людей, узнавших Вторую мировую войну, Холокост, живущих в страхе атомной войны и конца света.

В зале с Ротко куратор рассказывает, что картины художника висят ниже остальных, но все-таки недостаточно низко — сам художник считал, что между его картинами и зрителем должно быть минимум препятствий: пространство меньше, свет притушен, чтобы ничто не мешало погружаться в цвет.

К полотнам чистого абстракциониста Эда Рейнхарта, который, в отличие от других художников, никогда даже не занимался фигуративным искусством, необходимо подходить обстоятельно. На первый взгляд огромный черный квадрат вдруг при разглядывании раскладывается на разные цвета и вписанные внутрь фигуры.