Новые правила поведения

Информационные технологии полностью изменили повседневную жизнь и уничтожили традиционные представления о том, что прилично, а что нет. Участники проекта «Сноб» обсудили этикет нового времени

+T -
Поделиться:

Футурологи еще несколько лет назад предсказывали, что правила поведения при беседе скоро изменятся — будет вполне нормально разговаривать и одновременно, например, проверять почту. Изменилось, впрочем, не только это: кто бы мог предсказать, что мы будем испытывать неловкость, когда не отвечаем на письма больше одного дня. Часто перед тем, как позвонить по телефону, мы отправляем SMS с вопросом, удобно ли человеку принять звонок. Или ломаем голову, нужно ли поздравлять с днем рожденья малознакомого человека, если об этой дате напомнил Facebook. Или, наоборот, решаем, достаточно ли было поздравления онлайн. Какие новые правила этикета мы принимаем? К чему привыкли, а что, наоборот, раздражает? Участники проекта «Сноб» обсудили этикет нового времени.

Даниил Купсин считает нормальным пользоваться гаджетами на совещаниях ине может обедать в одиночку без компьютера, но ненавидит тех, кто громкоговорит по мобильному. Антон Носик часто не отвечает на письма — особенно когда ему пишут не на его основной адрес. Андрей Бильжо сам придерживается традиционных правил и готов простить людей, которые вовремя разговора пользуются гаджетами — но только если по делу

Комментировать Всего 36 комментариев

Я заметил, что люди движутся к более замкнутому образу жизни, например, пишут письма, вместо того чтобы звонить. Думаю, это отчасти связано с тем, что нам приходится общаться с десятками людей за день, и далеко не каждого из них хочется слышать вживую. И вообще, когда пишешь, легче структурировать мысль.

Так что гаджеты действительно прочно вошли в жизнь. Я, например, вообще не могу обедать в одиночку без айпада или ноутбука. Раньше я был противником гаджетов за обеденным столом и читал вместо них газету, но жена подарила айпад, и теперь я жить без него не могу.

Пользоваться техникой на рабочих совещаниях и встречах тоже считаю нормальным — у нас даже президент так делает. Можно даже ответить на звонок, если уровень встречи это допускает. Немного раздражает только, если человек во время встречи подходит к телефону, не извинившись.

Но есть и вещи, которые, надеюсь, никогда не станут приличными. Меня, например, очень раздражает, когда громко говорят по телефону в месте, которое к этому не располагает; или когда чей-то мобильный долго и громко звонит; или когда твой визави говорит в трубку, что находится с тобой, а сам ты не знаешь, кто на том конце провода.

Даниил, какие чувства у вас возникают, когда вы выступаете на встрече 10 человек, из которых 3 погружены в переносные устройства , и, главное, как это продвигает к решению вопроса?

В общем - поддерживаю.

Но речь недаром про новые правила поведения. Этикет - все равно есть. Когда на встрече из десяти участников трое отвечают на важные звонки, пятеро - на неотложные письма, а еще двое поэтому скучают и уходят во что-то разлекательное на iPad - встреча становится в два раза длинее и малоэффективной.

Так что все меняется, но и устанавливать себе границы дозволенного тоже нельзя забывать.

Меня удручают в поведении других людей ровно три вещи. Первое — это когда пишут деловые письма на какие-то совершенно левые адреса, которых я никогда никому не давал. Конкретно — на инбоксы ЖЖ, «Фейсбука», «ВКонтакте», «Твиттера», «ЛинкедИна», в чаты «Скайпа» и «Одноклассников». Я зарегистрирован в полусотне социальных сетей, но почта — это почта, email. У меня есть ровно один адрес, ему больше 10 лет, и менять я его не планирую, независимо от мест работы: anton@nossik.com. Рыться в полусотне инбоксов на случай, если кто-то решил туда написать, элементарно жизни не хватит.

Также мешает, когда люди рассылают разный мусор — рекламу, периодические рассылки, приколы, картинки — адресатам, которые никогда не изъявляли желания все эти материалы получать. Я говорю не о спаме: с ним все ясно, ставишь фильтры — и забыл. Я говорю о нормальных людях, рассылающих всякий трэш. Отдельно бесит, когда в заголовке такого письма видны все его адресаты.

Еще раздражает, когда журналисты разных редакций звонят на мой московский номер, когда я за границей. Специально каждый раз публикую в ЖЖ свои местные телефоны, верхним постом, больше 10 лет, можно было б привыкнуть. Но все равно на одного звонящего по индийскому номеру приходятся двое, кому недосуг сначала в ЖЖ заглянуть.

Наконец, ужасно раздражало, когда люди в чатах здоровались каждый раз, увидев, что я в онлайне. При контакт-листе в 600 человек это очень сильно доставало. В результате забросил аську. Из чатов использую только GTalk — там в контактах только те люди, которых я сам добавил, из числа постоянных корреспондентов Gmail.

Что же касается неответа на сообщения электронной почты — я на это совершенно не могу обижаться, так как сам физически не в состоянии ответить даже на половину писем, которые получаю. Моя практика такова: если имею, что ответить — пишу ответ. Если ответить нечего, просто принимаю письмо к сведению. Понимаю, что многие люди считают такую практику невежливой, но это от отсутствия опыта и недостатка воображения. Думаю, любой человек, который получает больше 50 личных писем в день, сам знает, что идея отвечать на всю входящую почту при таком потоке утопична.

Эту реплику поддерживают: Тата Донец, Дарья Пенчилова

аналогично. Не знаю даже, что делать, когда при выходе в Скайп начинает каждый здороваться, спрашивать "как дела".  Пока со всеми переговоришь — день уходит. А то, что человека может не быть у ноутбука или другого устройства (просто online), он может быть занят — во внимание не берется.

Эту реплику поддерживают: Ирина Адамсон

В моем поведении ничего не изменилось. Я только приобрел новые навыки пользования техникой. А так, я не пишу смски и не играю в игры во время беседы, если мне кто-то звонит на мобильный во время разговора с кем-то, я прошу перезвонить. И т. п. И меня возмущает, когда во время разговора нескольких человек кто-то один во что-то играет или бесконечно шлет смски. Это абсолютное неуважение ко всем остальным. Своим близким друзьям я даже иногда делаю замечания.

Но иногда бывает по-другому. Например, я был на съемках передачи про современное искусство на телеканале «Культура». Напротив меня сидел Марат Гельман, он что-то все время писал. И меня это злило, мне казалось, что ему совсем неинтересна это программа. А потом выяснилось, что он все происходящее транслировал в «Твиттер». Игорь Свинаренко постоянно вбивает в свой маленький компьютер что-то — он у него вместо записной книжки. Он просто таким образом постоянно фиксирует происходящее и потом на основе этих записей пишет свои тексты. С тем же успехом он мог бы это делать ручкой — и это бы, наверное, никого не смутило.

А если человек играет — это как если бы человек во время разговора писал бы кому-то совсем другому письмо или читал газету, например. Так что важно именно, что ты делаешь, а не на чем. Если ты читаешь, играешь или пишешь посторонние тексты во время общего разговора — ты хам, а если ты участвуешь в беседе, параллельно делая какие-то заметки, — это совсем другое дело, ты остаешься ее участником.

Так что важно именно, что ты делаешь, а не на чем.

Андрей Георгиевич, в том то вся и загвоздка, что находясь на встрече не возможно определить, что делает твой собеседник. По делу заметки в айпад пишет, или "Коммерсант" читает. Можно конечно обойти вокруг стола и заглянуть в экран, но это уже будет хамство.  

Эту реплику поддерживают: Наташа Вольпина

Конечно, в целом поведение изменилось, в том числе и мое собственное. Есть вещи, которые меня дико раздражают. Например, я была на защите диссертации на искусствоведческом факультете МГУ, там сидела профессорша и писала во время выступления докладчиков смс. Я ей говорю: «Вы хотя бы отключите звук». Она отвечает: «Я не знаю, как». Я не говорю про звонки в театре. В Европе, бывает, ты входишь в поезд, а там написано: «Просьба не пользоваться мобильным телефоном». А у нас в поезде, в автобусе люди очень громко разговаривают, я даже сама делала замечания. Я предпочитаю не ездить на дачу в маршрутном такси, потому что там обязательно будет сидеть какая-нибудь девушка и всю дорогу громко разговаривать по телефону со своим юношей на соответствующем диалекте. В общем, поведение с мобильным телефоном — это то же самое, как любое другое поведение, надо этому, наверное, учить так же, как, например, сморкаться в носовой платок. При этом, если вы умеете пользоваться салфеткой и сидеть ровно за столом, то и с этим у вас не будет никаких проблем. Все зависит от степени воспитанности. Воспитанный человек входит в тот же автобус — и он ведет себя тихо, а невоспитанный начинает говорить так, что весь общественный транспорт слышит. Людей никто не учил этикету пользования мобильными телефонами, но они чисто интуитивно понимают, как и что делать, это общая культура.

А еще из наблюдений — появилась такая вещь: люди часто, прежде чем позвонить кому-то, пишут смс и спрашивают: «Могу ли я тебя оторвать?» Потому что очень многие недовольны тем, что сейчас человек стал круглосуточно доступен. Я помню, когда у нас только появилась почта, я еще ей не очень пользовалась и как-то несколько дней не отвечала на письма. Ник Ильин уже тогда был очень продвинутым в этом отношении. Он мне сказал, что как каждое утро ты встаешь и идешь чистить зубы, так же ты должна проверять почту и отвечать на нее. И, честно говоря, мне стыдно в этом признаться, но теперь я встаю и сначала смотрю почту, а потом уже иду и чищу зубы.

согласна, самое ужасное — это случай, когда человек громко говорит по телефону на улице или же в общественном транспорте. Чаще всего это делается "на показ". Мне за человека тогда просто становится стыдно. Зачем сообщать всем окружающим о своих делах, проблемах?! Зачем вызывать раздражение?! Самое забавное, что такое замечала только в постсоветских странах. А еще многие ссорятся, громко сообщая прохожим все детали отношений. После этого даже портится настроение. 

Свой день я начинаю с проверки почты. Доступ к ней у меня всегда должен быть, где бы я н находилась. А вот остальное (телефон, Скайп) я не очень люблю, потому что это немного выбивает из ритма. Например, часто просто не можешь сконцентрироваться, приходится долго ходить, размышлять, придумывать что-то. Когда голову посетит Муза, в какой момент это случится — загадка. Но в самый пик, когда чудо почти свершилось и мозг заработал — вдруг звонят и приходится отвлекаться. 

Еще часто звонят, когда находишься в другом часовом поясе, отдыхаешь или уже спишь, когда на выходных, наконец-то, уделяешь время родным и друзьям.

Тата, а почему вы не отключаете звук, например? или вообще телефон? я вот ненавижу телефон, но понимаю, что может няня позвонить или что-то срочное по работе, поэтому совсем его не отключаю, но на каждый звонок, конечно, не отвечаю

Решение проблемы простое - выбросить к чёрту телефон. iPod с почтой можно оставить. И всё сразу встанет на свои места. Вернётся право выбора с кем и когда.

Эту реплику поддерживают: Тата Донец

а как быть, если няня не пользуется почтой? 

Я подразумевал мобильный телефон. Домашний можно оставить :)

Я тут видела в рабочем режиме, как женщина красилась и обсуждала дело с коллегами-мужчинами..Подводила глаза и все такое. Стало стыдно за нее

ну, это все-таки к новым правилам совсем не относится. но я тоже замечала, что накрасить губы уже не считается чем-то неприличным, а меня это просто ужасно смущает. 

Эту реплику поддерживают: Дарья Супрунова

ну здесь люди еще делятся просто интересным в тему, поэтому материал мне напомнил сразу этот случай. Который с учетом спокойной реакции мужчин-коллег вполне может стать новым правилом поведения: позволять на совещаниях обсуждать дела, накрашивая губы, вследствие того, что предыдущая речь помаду съела. А там и до насознанки с переодеванием, если жарко, недалеко.

А еще, я стала отвечать на те письма, суть которых - отказ. Да, мучаюсь, подбираю слова. Но молчание, которое практикуется - халтура души.

Эту реплику поддерживают: Екатерина Плёнкина, Юлия Зверева

Дарья, а в какие сроки вы отвечаете на письма? вот для меня это самый мучительный момент

Тут сложно. На многие письма, по которым я знаю, что ситуация требует оперативного ответа - пишу в течение двух дней.

По письмам более свободного контекста - отвечаю в течение двух недель.

Если понимаю, что ответить не смогу долго - пишу промежутку о том, что ответить смогу только тогда-то.

Но бывает и на старуху проруха: отшибает память или что-то пропускаю, но такого стараюсь не допускать.

Юлий Либ Комментарий удален автором

Знаете, Юлий, когда я читала ваш список, он звучал достаточно ультимативно, но я с ним согласна. При таком количестве информации  и загрузке,  очень избирательно отношусь к тому, чему его посвятить.

Юлий Либ Комментарий удален автором

Юлий, я должна признать, что тоже никогда не оставляю сообщений, никогда не задумывалась правда об этом. 

А почему вас это удивляет и зачем оставлять сообщения?

Юлий Либ Комментарий удален автором

Я помню, когда только мессенджеры и чаты начали появляться, считалось большим неуважением уйти не попрощавшись. Теперь это в порядке вещей. И в принципе я не против, что со мной не прощаются в Skype.

Про телефоны и электронные почты вроде все уже сказали. Я еще очень не дюблю писать смс малознакомым людям и соответственно принимать смс от них. Для меня смс - это все-таки элемент неформального общения, где можно сокращать, убирать пробелы и пр. А по серьезным вопросам предпочитаю звонить.

как странно. мне наоборот кажется (как телефонофобу), что незнакомому человеку лучше сначала написать "я такой-то, по такому-то вопросу, можно позвонить?"

Кирилл, а когда вам звонят с незнакомого номера -- к этому вы нормально относитесь? 

ну, каждому свое. Я абсолютно нормально отношусь к звонкам с незнакомых номеров, но редко по ним перезваниваю, если не успеваю ответить. Обычно руководствуюсь мыслью, что если я нужен кому-то незнакомому, перезвонят еще раз. Такие смс я получал дай бог пару раз - чаще звонят.

Интенсивность коммуникации начинает постепенно действовать на нервы. Стал замечать, что устаю от звонков, имейлов, смс сообщений и т.п Также стал замечать за собой раздражение от необходимости запоминать множество паролей, пин кодов, логинов и т.п. Может это старость? :)

Еще одно наблюдение: правилом хорошего тона стал считать, когда люди не звонят, а пишут. Таким образом они выражают некое уважение к моей privacy - дают возможность мне ответить в удобное для меня время. Звонок становится средством эсктренного общения. Сам звоню только по срочным вопросам, требующим немедленного ответа. Из опыта, таковых - процентов 5 (включая личные отношения :)).

Однако не все еще так плохо. Недавно по работе столкнулся с профессором, кардиохирургом, живущим в Оксфорде, у которого....нет мобильного телефона (!). Вообще! И ведь выживает. :))

вот! да! телефон в моем понимании тоже для чего-то срочного, важного, экстренного. 

у меня почти всегда выключен звук и я ужасно нервно реагирую на звонки. 

а на письма вы всегда отвечаете? 

Вера, как видите, да, отвечаю всегда :). Но не сразу.

Ужасно раздражает "оптовая" рассылка смс-ок в праздники. Не понимаю, как можно поздравлять одним и тем же текстом десятки человек. И вообще смс-ки не люблю.

Раздражают пустые разговоры в мессенджерах (из серии "как дела? что делаешь? какие новости?") Если лет десять назад аська была для меня средством для такого вот общения, то сейчас Скайп с очень ограниченным количеством контактов.

Из новых привычек появилась — добавлять в переписке по каждому поводу фразы, подчеркивающие, что все высказанное — это мое личное мнение. При живом разговоре субъективность очевидна, как и эмоции.

А вообще, как отъявленный интроверт и домосед, я счастлива тому, что 80 процентов общения происходит в сети. И да, это уже тяжелая форма интернет-зависимости :)

а меня наоборот все эти "имхо" и прочее ужасно раздражают. 

а с телефоном вы как интроверт и домосед в каких отношениях? (я как интроверт и домосед -- в ужасных)

я тоже в ужасных :) предпочитаю писать письма :))

меня "имхо" раздражают тоже, но столько раз нарывалась на неадекватные реакции, что проще лишний раз это подчеркнуть.

В древнем Риме было совершенно нормально читать или отвечать на письма (в том числе пользуясь услугами секретаря) за ужином; так что, как обычно, новое -- это хорошо забытое старое.

Другое дело, что простой народ к этому относился настороженно; Юлий Цезарь, например, не очень интересовался всякими гладиаторскими побоищами, и когда по долгу службы ему приходилось там бывать, он занимался делами: разбирал бумаги, диктовал письма. Народу это не нравилось ("ишь, умный"). Поэтому его приемный сын Август уже не позволял себе таких вольностей и делал вид, что ему все эти сражения и колесничные бега страшно интересны.

Эту реплику поддерживают: Маша Гессен, Анна Ленская, Кирилл Подольский

слушайте, так это все, что имелось в виду, когда говорили "как Юлий Цезарь"?

Подозреваю, что да. Более того, эта легенда (о том, что Цезарь мог делать несколько дел одновременно) существует только в русской культуре (ну, точнее, я не смог обнаружить ее следов в западноевропейском контексте). Вероятно, это какой-то перенос с легенды про Наполеона, которая лучше задокументирована (но первоисточник сейчас проверять некогда).

Я по-прежнему стараюсь найти телефон человека, и только в последнюю очередь писать в социальных. И то стараюсь объяснить ситуацию - других контактов не нашла, скажите, как удобнее пообщаться.

Очень раздражает, что аккаунты в социальных сетях становятся рабочими. Понятно, что грань стирается. Но рабочие у меня почта и телефон. Соцсети - нерабочее пространство, пусть в нем огромное количество людей, знакомых по работе.

А без гаджетов не могу. Хотя уже выработалась интуиция: вот тут и с этим человеком можно уткнуться  и он поймет, а вот в этой ситуации лучше отложить. Понимать это - тоже новое умение.

Дарья, как интересно! а хоть приблизительные дайте ориентиры -- как понять, с кем можно утыкаться, а с кем нельзя?

и коронный вопрос -- а как вам смайлики?