Варвара Бабицкая /

Не учите меня жить / Vade retro, Satanas

В мультикультурном обществе считается неприличным навязывать свои верования окружающим. За одним необъяснимым исключением

Иллюстрация: Getty Images/Fotobank
Иллюстрация: Getty Images/Fotobank
+T -
Поделиться:

Как писал в своем «Меланхолическом альбоме» поэт Лев Рубинштейн, «Мертвое тело на дороге — спичка сломается». Наверное, всякий здравомыслящий человек смеется, читая этот текст — смеется-то смеется, но на себе на всякий случай не показывает.

У нас в гостиных XXI века есть договоренность: религиозные убеждения и вообще область иррационального — личное дело каждого. В мультикультурном обществе эта договоренность — вопрос выживания: и без того мы все постоянно учим друг друга жить, так хватит с нас и области рационального. Вот некоторые люди, допустим, озабоченные здоровым образом жизни, любят проповедовать о вреде курения к месту и не к месту, демонстрируя тем самым «нулевую толерантность» не только по отношению к никотину, но и по отношению к чужим культурным ценностям и свободе выбора. Не имею в виду никого в особенности, но представьте, на что бы это было похоже, если бы я в свою очередь каждый раз, завидев подобных доброхотов (кто бы они ни были), заводила: «Покайся, покайся, Колмановский! О бренной плоти печешься, а о бессмертной душе не радеешь!»

Я, разумеется, никогда не поддамся этому соблазну, потому что вред курения вроде как научно доказан, а существование Лимба, куда попадают добродетельные нехристиане, вроде как нет. Так что, как бы ни обуревал меня мессианский задор, общественный договор требует держать его при себе.

Но есть одна категория верующих, которой закон почему-то не писан: это люди, которые верят в приметы. Они требуют от окружающих постоянного уважительного внимания к своим придурям. И это, если вдуматься, удивительно. Я же, например, смеюсь над анекдотом о том, что Богородица на самом деле всегда так хотела девочку, и меня восхищает ответ искусствоведа Кати Деготь на вопрос, заданный какой-то читательницей в ходе онлайн-конференции: «Не кажется ли вам, что искусствоведы, организаторы, продавцы искусства во всех его формах должны стремиться не только к наживе, но и к Богу, к совершенству сами, прежде всего...» и так далее, а Деготь ответила лаконически: «Бога нет. Вот все, что я хотела бы сказать в ответ на этот вопрос». На самом деле Бог есть. Но в данном случае речь не об этом, и я способна отвлечься от разногласий с Деготь по этому вопросу. Так почему я не могу прикурить от свечки, которая так удобно горит на столе в кафе, чтобы кто-нибудь не завопил: «Ты что! Это плохая примета! Кто-нибудь умрет!» Я вас умоляю. Мы же взрослые крещеные люди.

Или вот еще: меня невыносимо раздражает обязанность наступать на ногу любому, кто случайно наступил на ногу мне. Единственный результат этого ритуального действия — два человека в испачканной обуви вместо одного. Какое-то странное ветхозаветное правосудие в XXI — око за око, обувь за обувь. Спасибо, конечно — «А мог бы и полоснуть», Ветхий Завет совершил огромный прогресс в обуздании дикой человеческой природы. Но у меня хорошие новости: с тех пор мы еще немного цивилизовались, в частности, прозвучала Нагорная проповедь, рекомендующая в таких случаях вообще подставить другой ботинок. Перед любым экзаменом в моей жизни кто-нибудь желал мне «ни пуха, ни пера» и настойчиво требовал традиционного ответа. А меня учили не чертыхаться. Я не заставляю своих гостей креститься на красный угол, но почему-то непрерывно вынуждена смотреть в зеркало, мусорить, стучать и плеваться ради их душевного спокойствия.

Русский обычай «присесть на дорожку» с моей точки зрения выглядит аналогом «карго-культа», существовавшего на Папуа — Новой Гвинее во время Второй мировой войны. Аборигены наблюдали, как американским военным буквально с неба падают консервы, оружие, одежда и прочие прекрасные вещи, и сделали вывод: у белых людей есть прямая связь с духами предков, которые и посылают им ценный груз. Ну и переняли религиозные практики белых людей, то есть стали строить из кокосовых пальм точные копии взлетно-посадочных полос, аэропортов, контрольно-диспетчерских вышек, изготовили из дерева наушники с антеннами из бамбуковых палочек, нарисовали на теле ордена и надписи «USA» и стали проводить богослужения: зажигать огни посадки, проводить строевые учения. Современный русский, сидящий, как дурак, на чемодане с риском опоздать на самолет, механически копирует действия христиан, останавливающихся сообща помолиться перед дорогой. Меня всегда интересовало, как человек, который не читает при этом молитвы, решает, когда уже можно вставать. Его отличие от папуасов только в том, что папуасы-то видели «карго» своими глазами, их действия вполне разумны.

Я хотела бы жить в идеальном мире, где люди понимают смысл своих слов и поступков. Конечно, мы все не роботы, на наше мышление сильно влияют наши верования. Просто люди, которые верят в Бога, в отличие от людей, которые верят в приметы, гороскопы или гомеопатию, осознают это и умеют работать с областью иррационального. У меня есть любимый анекдот, подаренный монотеистической религией с огромной интеллектуальной традицией — про инструктаж израильского десантника: «Мойша, если парашют не раскроется, не надейся на чудо — читай псалмы!» Схоластика развивает логическое мышление (гомеопатия — нет). Как же мне не забавляться, когда дикари, которые оттаптывают друг другу ноги, стучат по деревяшке и бросают соль через левое плечо, считают христиан мракобесами. Христиане в смысле рациональности гораздо ближе к честным атеистам. Дайте мне спокойно прикурить от свечки, если на стене нет запрещающего знака. И кстати, Колмановский, отстань ты от меня с этим курением. О душе лучше задумайся!

Комментировать Всего 43 комментария

Текст очень понравился, Варвара! Особенно в части отповеди поборникам здорового образа жизни :)

"Присесть на дорожку" мне всегда казалось не лишенным рациональности - в этот момент я, конечно, не мантры читаю, а проверяю соблюдение правила ПБДТ: паспорт, билет, деньги, телефон :)

Эврика!! Главная загадка тайминга разрешена: "паспорт-деньги-билет-телефон - поехали!". Спасибо, а я голову ломала!

Вот, для этого нужно посидеть на дорожку :)

Мой папа, будучи офицером, на дорожек всегда крестился: фуражка на голове, парбилет в левом нагрудном кармане, паспорт - в правом, портупея (ремень) на животе

Варвара, мне кажется, что вся общественая система "толерантность-наезды" развивается строго по естественнонаучному закону сохранения вещества и энергии: если где-то что-то прибавится, где-то что-то непременно убавится. Нынче у нас не принято даже упоминать про такие очевидные лично-групповые различия людей как цвет кожи, национальность и вероисповедание. Зато идет крутая дискриминация по привычкам (Вы привели курение как пример), по толщине (людей не похожих на инструкторов по фитнесу, даже в рекламе УТЕШАЮТ), по возрасту (в объявлениях: брать на работу - не лесоповал! - до 35 лет, не идиотизм ли?!) и т.д.. И вечная (ни от чего не зависящая) дискриминация - по непохожести способа существования. Если ты действием не разделяешь мнения большинства (пусть даже 20 лет назад большинство считало диаметрально иначе) - ату! А приметы - что ж, всего лишь избавление от тревоги, руки и мозги занять. Меня, помню, еще лет в пять интересовало: КОМУ мы стучим по дереву в насквозь атеистическом по тем временам мире? КТО нас слышит? Взрослые ответить не могли, но уверенно стучали.  Кстати, вектор в Вашу пользу, Варвара, я думаю, скоро плевать станет не обязательно. Уже - уже не так распространено, как во времена моего детства :)

Эту реплику поддерживают: Катя Пархоменко, Катерина Инноченте

Кому мы стучим по дерегву - это гениальная фраза. Но стоит задуматься об истоках. А еще интересно есть-ли такие приметы в европейском мире? Или это извечно русское - Загад не бывает богат и т.п. держит человека в вечном страхе перед будущим? И не историческая ли это особенность нашей страны, где,  то в рекруты на 25 лет, то в крепостное право, то в партию? А на счет атеистического мира, мне кажется это не совем правда. И в церковь ходилии  вербу рвали.

Млада, я выросла на задворках церкви - Александро-Невской лавры в Ленинграде, поэтому очень хорошо представляю себе, кто и как туда ходил в 70е годы. Да, там все было: и прихожане, и служба, и семинария была - наши мальчики с ними в футбол играли, а я в монастырском саду вела богословские диспуты (они почти все были сыновья сельских священников - стеснительные и прыщавенькие, и у каждого - такая специальная книжечка с цитатами). Но это все были выселки, а мир кругом - атеистический.

У англичан  touch wood,  у американцев knock on the wood, этот обычай ест и у других народов

Варя, молодец, все верно, на мой взгляд. Дайте нам свободу совершать те ошибки (с вашей точки зрения), которые нам нравятся.

Варвара Бабицкая Комментарий удален автором

Наташа Барбье Комментарий удален автором

Варвара Бабицкая Комментарий удален автором

Наташа Барбье Комментарий удален автором

И впоследствии,возможно,раскаяться...

но это же наш душевный опыт...что может быть дороже?

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

...я бы даже сказал духовный...дороже?для кого-то убедить тебя в том что твой духовный опыт это постыдно и не цивилизованно вполне себе дорогая цель:-)

нет именно душевный. духовный - что-то высокое, интеллектуальное, а мы делаем ошибки бытовые в том числе... и я сама себе верю, фиг меня кто застыдит кроме меня самой...

Эту реплику поддерживают: Ксения Чудинова, Катерина Инноченте

душа нам дается от рождения,дух мы приобретаем в течении жизни поступками,мыслями и постоянным выбором . Именно он является основным содержанием того,что называют личностью.Бытовые ошибки это ошибки мелкой моторики и плод обычного невнимания.

Правильно Наташ,кроме тебя самой некому.

:))

ну не всем же учиться на своих ошибках... хотя я, вероятно, к их числу не отношусь

но мы все время учимся на чужих! не убий, не воруй и пр. - этому можно научиться и НЕ на собственном опыте. а вот в более мелких вопросах я тоже сама все время стукаюсь головой о стенку. Или вот скажем - я уже точно знаю, что думаю о людях лучше чем есть на самом деле. и что же ? продолжаю, потому что мне это больше нравится...

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

можно "не убить, не украсть", т.к. знаешь и боишься наказания... на мой взгляд это - информированность, которая в любой острый момент жизни может дать сбой... и совсем другое - опыт, т.е. знать самому о "больно".. и потому не причинять ее другому.. однако на мой взгляд это не ошибки. а проступки..

 под ошибками я понимаю , например, плюнуть в колодец, когда- "не плюй в колодец - пригодится водицы напиться"...

как-то так ...

что касается "думать о людях лучше чем они есть", то я вас хорошо понимаю.... беда в том. что мы люди и на самом деле лучше, чем мы есть :))

все так сложно.... представьте себе, что ваш 3-х летний ребенок говорит то же самое..... дом же спалит... а мы в отдельных моментах жизни иногда такииииие дети.... другое дело, за кем мы признаем право, заботясь, ограничивать нашу анархию...

мне казалось, что мы не о воспитании детей. а о собственной свободе и толерантности друг к другу...

да, конечно не о воспитании детей...

Наташа, свободу не дают, ее берут!

Отличная колонка!

"Монотеистическая  религия с огромной интеллектуальной традицией" (ну, или ее приверженцы) в приметы верит на "ура".

Маймонид, с присущей ему рациональностью, все пытался с этим как-то сражаться, но не преуспел.

Очевидный идеализм этого текста состоит в том, что, разумеется, огромное количество суеверных людей вовсю принадлежит к традиционным религиям и даже считает свои суеверия их частью. Но мы с Колмановским их не одобряем! И Церковь тоже. А вот как относится к суевериям Иудаизм - я, конечно, не знаю, и очень интересно. 

Ну вот, например:

Сгула (примета) на успех: с утра сказать на одном дыхании столько раз, сколько сможете: "Элияху а-Нави" (Илья-Пророк)

Чтобы дело решилось в вашу пользу, в суд надо прийти с кошерной мезузой и все время разбирательства держать ее в правой руке.

Ну и так далее, сотни всяких примет и ритуалов. Иудаизм к ним нормально относится в массе своей, спорить с народом - себе дороже.

Эту реплику поддерживают: Ариэль Лотоцкий

"Минhаг авотейну - Тора"

Перевод, как обычно - амбивалентный:

"Тора - обычаи наших отцов" и

 "Обычаи наших отцов - (это) Тора"

:)

Церковь не одобряет, это верно, потому что суеверия - от язычества.

О, я именно тот человек для которого Вы писали этот текст :) И мне есть что сказать в оправдание. Оговорюсь сразу, я не настаиваю на соблюдении "правил" и никого не достаю.Мои друзья на много настойчивее со своим "Сходи в церковь", "надо причаститься" и так далее.

Если заинтересоваться и копнуть, то приметы берут свои корни в языческом прошлом нашего народа. И, в частности, присесть на дорожку не имеет ничего общего с христианством и молитвами. Это потом уже молитвы наложились на старый обычий. Приседали на дорожку для домового - он не любит когда люди уходят и особенно если уносят что-то с собой. И для того чтобы злыдень не увязался. По дереву стучат призывая своего духа хранителя ( и этот обычай кстати, самый распространенный в Мире, что, возможно, не спроста). Через плечо плюют чтобы нечисть усмирить. Когда возвращаются смотрятся в зеркало, чтобы проверить не увязался ли злыдень, который тоже как раз за левое плечо пристраивается. Не здороваются и не прощаются через порог чтобы не тревожить духов предков, которых хоронили у порога. И так далее.В частности, если покопаться в этой теме, то возможно, Вы удивитесь сколько Христианских обычаев и даже праздников - просто адоптация языческих культов.

Вообще, приметы связаны с пониманием нашими предками природы и взаимодействием с ней. Каждый видит Бога по своему. Для меня лично ближе ощущение принадлежности вселенной и взаимодействия с ней.  Поэтому прикосновение к дереву мне понятнее чем нашептывание молитв из молитвенников которые публикуют широкими тиражами.

Когда я смотю, к примеру, трансляцию Пасхи или Рождества по телевизору для меня выглядит совершенно дико то, что в нашем современном Мире существует этот маскарад жрецов.Всё эти золотые костюмы, чаши, хождения кругами для меня как раз воплощение того самого «карго-культа».

И, кстати, приметы пережили и Крещение Руси и Коммунистический атеизм и никуда не делись.

В одном я с Вами согласна. Грустно, когда люди повторяют какие-то действия без понимания зачем и почему они это делают. А людей "верующих" в Бога, которые даже Библию не читали, тоже к сожалению предостаточно. А уж сколько тех кто ни одной заповеди не соблюдает, зато каяться, как на работу ходит.

И вот об этом:"Они требуют от окружающих постоянного уважительного внимания к своим придурям."

Так, просто для сравнения : священник нынче на любом мероприятии - крестит солдат, открытия торговых центров, по телевизору передач на религиозные темы тьма.А если среди солдат те, кому бы лучше на дорожку присесть? Священники вещают нынче отовсюду  - как одеваться, как детей рожать, как к мужу относиться. И ведь тоже требуют уважительного внимания.

Приметы с такой масс-медийной настойчивостью Вам никто не навязывает :)

Эту реплику поддерживают: Кирилл Подольский, Iryna Sukhanenko

Татьяна, к вашему медийному списку хотелось бы добавить еще и недавнее освящение сервером RuTube)

От лампады нельзя прикуривать, от лампады! Учишь вас, учишь...

Эту реплику поддерживают: Николай Клименюк

И Коран жечь тоже - но это по другому ведомству! 

От шабатних свечей тоже не рекомендуется прикуривать, кстати.

Эту реплику поддерживают: Мария Семендяева, Ариэль Лотоцкий

Да, но это не примета. Это вопрос уважения к святыням

Сильнее всего ужасающий меня культ, который я регулярно наблюдаю, это культ советских бронзовых скульптур на станции метро Площадь Революции. Много раз проверял: в течение минуты, что я провожу на станции, как минимум человек пять прикоснутся к хвосту бронзового петуха, морде собаки, пистолету пограничника, коленке доярки и прочей нечисти. Если простоять там больше минуты - становится страшно - ощущаешь себя посреди каких-то сектантов. 

Эту реплику поддерживают: Тата Зарубина, Мария Семендяева

Ох, а я, наоборот, так люблю смотреть за тем, как люди надеются, веруют и чают на Площади революции. Причем это самые разные люди: студенты, пенсионеры, дети, взрослые дядьки с кейсами, измученные тетеньки и ухоженные девушки без возраста, бездомные, пьяные, веселые, грустные, замученные — разные. Смотрю и улыбаюсь — какие же мы маленькие и доверчивые!) 

-все "маленькие и доверчивые " давно стали обьектом языческой индустрии - бесчисленные гомеопаты ,астрологи и фен-шуисты норовят монетизировать нашу доверчивость.Изящно подошли к вопросу власти Флоренции - там надо положить монетку в пасть знаменитому кабанчику -на счастье и она упадёт затем в решётку внизу (деньги идут на нужды города)То же самое с монетами из римского фонтана Треви. Предлагаю на станции Площадь Революции установить в пистолетах и коленках доярок монетоприёмники,а в аэропортах -оборудовать платные кресла для "сидения на дорожку", а если серьёзно,то сидеть без молитвы действительно нелепо, а в ответ на "ни пуха" мне никогда не удавалось выдавить ничего кроме "спасибо" -к разочарованию доброхота.

Был старый советский анекдот.

На председателя профсоюзного месткома донесли в партком по поводу того, что он крестится, выходя из дома.

Призвали к ответу.

- Что вы – говорит оклеветанный – это я проверяю: Фуражка на месте? Партбилет – в правом кармане? Профбилет – в левом? Ширинка застегнута?  И вперед.

Вера в приметы – атавизм, рудимент.

Нужно это?

Не знаю.

Раньше говорили, что аппендикс человеку не нужен.

А теперь говорят, что и в нем польза есть.

А курить надо бросать. Примета плохая.

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков, Олег Кальян

Варя, спасибо за прекрасный текст и еще один латинский заголовок! :) 

Я каждый раз так хочу присесть на дорожку... сразу вспоминаются мои любимые бабушки, и как это было для них важно, и только поэтому оно сегодня важно и для меня... Но, в итоге, я все-таки человек другого поколения, и о том, что так и не присела, вспоминаю обычно уже в самолете :(  

Допустим, избавятся от суеверий, таких, однако же, живописных, и, наверное, начнут всё считать, например, этажи или пуговицы. С тревогой путем разумного убеждения трудно справиться.   

Варвара, еще немного, и Вы, перестав раздражаться на неосмысленные поступки окружающих, начнете холодно их анализировать. И нежно подружитесь с разделом Наука и Колмановским.

Ну разумеется, стучать по дереву - это отголосок древных ритуалов. Отпугивают нечистую силу. Этой же цели служат китайские фейерверки и колокольчики над дверями. И тд. Атеисты, еще надавно бывшие христианами, а перед этим - язычниками - по привычке приносят дань древним верованиям.

Браво за "подставь левый ботинок, если тебе наступили на правый".

Насчет лаконичного "Бога нет". Наша школа в Вузовском (бывшем Трехсвятительском) переулке граничила с баптистским молельным домом, на котором было написано "Бог есть Любовь" - ну вот школьнички и подписали как раз "А бога нет". Поэты Бездомные в чистом виде.

И наконец. Действительно, раздражают разговоры о "Боге" не к месту и не ко времени, тем более поучительные. Поэтому и призывают всуе не помянать. Но поиски корней ничуть не менее интересны, чем обсуждение явлений жизни. 

мысли занятные, г-жа Бабицкая, но вот это?

"Современный русский, сидящий, как дурак, на чемодане с риском опоздать на самолет, механически копирует действия христиан, останавливающихся сообща помолиться перед дорогой. Меня всегда интересовало, как человек, который не читает при этом молитвы, решает, когда уже можно вставать".

Не являюсь знтоком обычаев и примет. Вот что приходит в голову.

1. Бабушки-дедушки-нянюшки (те, что воспитывали, родом из глубинной России - Тамбовской губернии)  учили, что на дорожку садятся подумать, не забыл ли чего. Будучи из семей священнослужителей - то есть религиозно образованными. Правда, они со мной о вере никогда не заговаривали - так была сильна прививка страха, сделанная большевиками. 

2. Никак не могу исключить, что православные молятся перед дорогой. Сам так старюсь делать. Правда, чаще всего ограничива.сь краткой версией молитвы, "Господи, Благослови".  

Однако что вызывает изумление, г-жа Бабицкая  - это что САДЯТСЯ, ЧТОБЫ ПОМОЛИТЬСЯ. Так, во всяком случае, понял Вашу запись. Насписано оно несолько хотрее, чем я тут раскладываю - но если не так, зачем уподолять обычай - совсем неглупый - молитве? 

Молятся стоя (если не больны так, что стоять нет сил), и перед иконами, а не чемоданами, стоящими у дверей. Либо уж совсем на ходу произносят, что я написал выше, осеняя себя крестным знамением. 

Этот момент хотелось бы прояснить. Он невольно вызывает сомнения, насколько знакома автор с Православием, или зачем - если знакома - уподолбляет молитву (обратным ходом) "дурацкому сидению".

Бы-бы-бы...

Пушкин повернул вспять, увидев на дороге зайца и не попал к декабристам. Иначе оказался бы на каторге, дожил бы до глубокой старости... И стал бы Достоевским.