Давайте начнем хотя бы с упаковки. Потому что, когда в магазине начинают упаковывать продукты в одноразовые тазики, это говорит о том, что владельцы магазина знают, что они продают фигню. Потому что хороший продукт в такую вот упаковку не будут класть. Если у вас есть продукт, который из себя что-то представляет, то у него другая упаковка. Люди, которые продают хорошие продукты, они невольно испытывают уважение у труду, который в них вложен. А если рыба была поймана непонятно где, непонятно когда, раз 300 заморожена, потом еще раз 300 разморожена, то это не может вызывать уважения. Отсюда и упаковка. А для рыбы нормальная упаковка — это пергамент и только пергамент.

Но черт с ней с упаковкой! А содержание? Вот из чего состоит докторская колбаса, всеми так любимая? Это же обычный фермент глутоминазы и 100 граммов мясной составляющей, которые благодаря химической реакции через 24 часа превращаются в 10 килограммов, и вы получаете свою вареную колбасу. Надо ли вам это?

Самый простой показатель качества — это цена. Хорошие продукты не могут стоить дешево. Дешево стоит говядина, которую поставляют нам из Бразилии. Там мясо формуют в брикет — 3 метра на 2 и высотой еще 2 метра — и в таком виде грузят в вагон и отправляют. Как это можно потом есть? А если речь идет о фермерском производстве, о частном хозяйстве, то кусок хорошей говядины стоит в зависимости от сезона от 40 до 60 евро. И это не потому, что кто-то будет наживать на этом миллионы, а потому что себестоимость производства хорошей говядины очень высока. Если у производителя миллионы кур на загнанном пространстве, которых кормят насильно, а потом забивают, то о каком качестве мы можем говорить? А есть эталон курицы в мире, называется «курица бресс». Это специальный терруар во Франции, где выращивают кур и они бегают на воле, их кормят зерном. Но сколько стоит бресская курица? Порядка 20 евро за штуку. А в магазине вот эта курица в лоточке стоит 90 рублей. Есть разница — 800 рублей и 90? Разница в 10 раз, значит, и качество будет хуже ровно в 10 раз.

А сыр? Только в нашей стране продажи так называемого бутербродного сыра держатся на таком уровне! Больше такого нет нигде, ни в одной стране мира. Ни в одной стране мира люди не едят ничего подобного. Они понимают, что сыр — это отдельный мир, сыр — это деликатес, и покупают сыр, как мы, русские, покупаем пирожные. Для них за каждым куском стоят определенный район с его экологией, специальные породы коров, специально отобранное молоко и людской труд,  и они понимают,  почему этот сыр стоит не 300 рублей за килограмм, а 300 евро.

Или овощи. Мы хотим покупать малину в феврале, но о каком качестве тогда мы мы можем говорить? Какие бы фрукты и овощи мы ни взяли, для них важна сезонность. Какая самая лучшая малина? Та, которую бабушки соберут и летом нам в течение месяца будут продавать на рынке. Мы никогда не сможем сравнить по вкусу тот овощ или ту ягоду, которая была выращена в нашем регионе и которая будет продаваться всего неделю или две, с массовым экспортным продуктом.

И все эти критерии — содержание, упаковка, процесс производства, цена — касаются практически всего. И приходя в магазин, мы все это понимаем. Но каждый раз, когда мы идем в магазин, то хотим сами себя обмануть. И в итоге, когда мы достаем кошелек, наша логика переворачивается на 180 градусов, и мы покупаем то, что дешевле. И от этого я в ужасе. Разумеется.