На 10-м этаже стеклянного здания Sotheby’s заметное оживление. Здесь готовятся к аукциону русского искусства. Экскурсию для нас проводит Соня Беккерман, которая и организовала этот департамент в 2004 году, когда они с коллегами почувствовали растущий потенциал российского рынка и местный интерес к русскому искусству.

На закуску нам показывают ювелирные работы дома «Сотбис», созданные Джеймсом де Живонши. Стоимость в среднем от $25 000 до $800 000. Идеальной обработки, идеальной симметрии, безупречные бриллианты. Красота невероятная, но всем не терпится увидеть основные блюда — живопись.

Соня Беккерман рассказывает о картине из коллекции Михаила Барышникова «Вид Санкт-Петербурга» (художник Петр Верещагин, холст, масло). Стоимость картины $300 000–500 000.

Отдельное внимание Беккерман обращает на уникальный «Карский стол» — шедевр итальянской микромозаики со столешницей работы Джоаккино Барбери по акварели Александра Орловского для Российского императорского двора. Кусочки мозаики настолько малы, что приходится всматриваться в картинку с близкого расстояния, разнообразие цветов и насыщенность поражают.

По словам Сони Беккерман, никогда нельзя предсказать, как пойдет аукцион, это всегда сюрприз. Но ей кажется, что работы XIX века будут востребованы в этом году, тем более что многие из них редки и поэтому привлекательны.

Например, работа Исаака Левитана — крупнейшая акварель художника, которую когда-либо продавал аукционный дом.

Или «Пианист» 1926 года руки Юрия Пименова — безусловный фаворит большинства работников департамента русского искусства. «Из нее как будто сейчас польется музыка», — говорит кто-то у меня за спиной. В этой ранней работе художника заметно влияние немецких экспрессионистов.

Позже художник, впитавший европейские эстетические принципы, переработает их в своем авторском стиле и приложит к действительности — изображению рабочих моментов обычной советской жизни.

Ну и, конечно, аукцион русского искусства не обходится без «певца моря» Ивана Айвазовского.

Во время бранча в секретной комнате в окружении работ Джаспера Джонса и Виллема де Кунинга нам рассказывают про самый необычный лот предстоящих торгов: космическую капсулу «Восток 3КА 2» — за несколько недель до полета Гагарина в этой небольшой сфере в космосе побывали манекен Иван Иванович и собака Звездочка. Ивана Ивановича, кстати, недавно продали. Этот манекен заставил побеспокоиться сибирских крестьян, обнаруживших в поле прилетевшую с неба капсулу. Они думали, что это человек, и надеялись успеть его спасти. Но спасти Ивана Ивановича, увы, не удалось. Звездочка же вернулась живой — именно после этого удачного тестирования идентичный корабль был запущен в космос с первым человеком, Юрием Гагариным.

Капсулу продадут 12 апреля. Предварительная оценка — от 2 до 10 миллионов. Такой большой разброс объясняется тем, что совершенно невозможно предугадать конечную цену этого нестандартного лота.

Соня Беккерман: «Я уверена, что "Восток" уйдет. Этот лот мы уже продавали в 1993 году, и вот он опять вернулся на рынок, что бывает редко. Тогда капсулой больше интересовалась американская публика, но сейчас мы видим интерес и из России, что тоже очень важно.

До сегодняшнего дня этот экспонат был в частной коллекции, скорее всего, в Америке, потому что тогда, в 1993 году, со стороны России не было никакого интереса. Все эти космические войны — это было так важно для Америки: гонка до Луны, создание НАСА. Люди, которые выросли на соревновании России и США в освоении космоса, были очарованы этой историей».

Виталий Комар предложил тому, кто купит эту капсулу, превратить ее в мини-гостиницу и брать за это приличные деньги. Затраченные на покупку средства даже, возможно, окупятся, и капсула станет для хозяина золотым яйцом.

А пока капсулу никто не купил, она скромно стоит в лобби здания Sotheby’s, до 12 апреля увидеть ее может каждый желающий.