Хакеры — такие симпатяги
Почему мы не видим в хакерах обычных воров и хулиганов, а романтизируем их
Не успело слово «хакеры» уйти из новостных лент, в которых оно плотно держалось всю прошлую неделю из-за DDoS атак на ЖЖ, как у новостников появился еще один повод рассказать про кибервзломщиков. И опять про российских.
На этот раз банду российских хакеров удалось раскусить американским спецслужбам. Если вкратце — взломщикам вменяют в вину то, что они придумали вирус Coreflood, заразили им 2 миллиона компьютеров по всему миру и украли около 100 миллионов долларов. За десять лет, правда, но все равно впечатляет.
Попробуйте рассказать эту историю за ужином и в ответ наверняка услышите одобрительное «круто». Причем относиться это «круто» будет не к бдительной американской полиции, а непосредственно к хакерам. Вот и в блогах новость о разоблачении банды прошла под заголовками типа сочувственного «Спалились пацаны».
При этом новость о том, что российские ребята наворовали кошельков на 100 миллионов долларов, не вызвала бы ничего, кроме брезгливости.
Так почему же стоит преступлениям и хулиганствам переместиться из реальной жизни в виртуальную, а ворам и хулиганам — с большой дороги за мониторы, как мы начинаем смотреть на них не с осуждением, а с восхищением?
Участники проекта «Сноб» обсудили природу нашей симпатии к хакерам.
Владимир Дубосарский считает, что хакеров любят за то, что они преуспели в интеллектуальном труде, Иван Засурский видит в хакерах противников бездушных корпораций, а Александр Гессен уверен, что хакеры — это воры и хулиганы.

К хакерам действительно часто относятся с некоторой нежностью, совсем нехарактерной для подобных профессий. Но мне кажется, это связано с тем, что они — люди интеллектуального труда. То есть они не с ножом на людей нападают, а интеллектуальным трудом своего добиваются. В кино их всегда очень романтично показывают: главный герой прибегает к хакеру и просит его о помощи, потом хакер сидит в тонких полуперчатках и что-то быстро печатает. Кроме того, хакеры часто немного робин гуды: они совсем не всегда стараются ради личного интереса и собственного обогащения, они нередко ломают системы у корпораций, у всяких жуликов, защищают каких-то людей, если они против войны — они ломают систему, например, у ЦРУ, то есть они как бы за справедливость и, в частности, поэтому пользуются народным доверием. И действительно, это, возможно, лучше, чем в корпорации работать, зарабатывать для нее копейки.
Конечно, хакеры бывают разные, но в целом у меня они почему-то ассоциируются с граффитчиками, которые на улице рисуют. Мне кажется, они украшают город, но за это их могут посадить в тюрьму. Они чем-то похожи. Здесь есть какая-то романтика — есть риск, тебя могут за это наказать, но ты прикладываешь какие-то усилия, думаешь, что-то ломаешь. В этом есть что-то такое. Они как волки, санитары природы.
Эту реплику поддерживают: Олег Оксанич, Анна Ленская