Как мы тратим деньги на детей
Траты на образование, физическое развитие, отдых или расширение кругозора наших детей порой заставляют нас чувствовать себя добытчиками, а не родителями. Где проходит граница между цивилизованным вложением в ребенка и денежной компенсацией дефицита времени или сил?
В недавно вышедшей книге «Достаточные причины быть родителями» экономисты рассказывают, как родители переинвестируют в детей и воспринимают их как объект больших вложений, в то время как можно обойтись гораздо меньшими деньгами и «просто радоваться жизни с ними». В Японии, как рассказывал нам Юра Окамото, в детей вкладывают, но с ними почти не разговаривают. «Западный» подход предполагает, наоборот, что воспитывать — значит тратить время, и только во вторую очередь — деньги. С другой стороны, нельзя себе представить, что мы не оплачиваем хорошую школу для наших детей или не возим их на море. Где же проходят границы между реально необходимыми расходами для социализации детей и избыточными инвестициями?
Участники проекта «Сноб» обсуждают, в каких случаях не стоит ограничивать себя в тратах, когда деньги мешают быть родителями и в чем стоит отказывать детям.

Существует достаточного много экономических моделей, которые базируются на вкладывании в детей как в то, что передается последующим поколениям. Но всегда вопрос: как это относится лично к тебе? По моим ощущениям, истина находится где-то посередине. Иногда я чувствую себя добытчиком, иногда донором, иногда реципиентом. Но в большей степени я себя чувствую родителем, который общается с детьми и старается проводить с ними время.
Наши дети (десяти и пяти лет) долго не знали, например, что такое телевизор, и до сих пор не играют в компьютерные игрушки. Все это придет, конечно: школа, детский сад, социум, нельзя жить в обществе и быть оторванным от общества. Но мы стараемся дать детям больше своего участия. И до сих пор, например, мы на Пасху или на Новый год ставим детские спектакли сами, вырезая, делая куклы, делая какие-то истории, переделывая сценарии, приглашая кучу друзей. Причем делаем разные типы спектаклей.
То есть я в большей степени чувствую себя участвующим в жизни детей. А если приходится тратить деньги, то в первую очередь, конечно, на образование: всякие секции, языки, математика, музыка. То есть все, что детей развивает, чтобы у них была хорошая база, которая бы давала возможность выбирать дальше.
Отказывать детям мне приходится нечасто: то ли они пока воспитаны в таком отношении, то ли у них просто пока нет дорогих запросов. У меня складывается впечатление, что они сейчас прекрасно чувствуют, что можно просить, а что нет, поэтому таких конфликтов пока не было, чтобы нужно было детям отказывать.
Эту реплику поддерживают: