Алексей Ковалев /

Самая грязная выставка

В лондонском музее Wellcome Collection работает выставка, посвященная истории отношений человека и различных отходов

Фото: www.wellcomecollection.org
Фото: www.wellcomecollection.org
+T -
Поделиться:

Выставка разделена на шесть залов, рассматривающих разные типы отношений человечества с грязью и ее отсутствием. За образец чистоты в зале «Дом» берется Голландия XVII века. На изразцах из Дельфта и полотнах Питера де Хоха все бесконечно скребут, драят, полощут и метут. Опрятность возводится в культ, а грязь ассоциируется с грехом.

В случае с Лондоном городская гигиена оказалась вопросом политической воли одного-единственного человека. В расцвет викторианской эпохи 200 тысяч выгребных ям опорожнялись прямо в Темзу, что привело к Великому зловонию 1868 года, когда шторы в Палате общин пришлось вымачивать в растворе хлорида кальция, чтобы нестерпимая вонь не мешала депутатам заседать. Поэтому истинным народным героем в британской столице считается не Черчилль и не Леннон, а скромный инженер Джозеф Базальгетт. Он не просто реформировал систему городских коммуникаций, предотвратив эпидемию холеры, — трубы, заложенные при нем, исправно служат до сих пор, несмотря на то что численность населения выросла почти на порядок.

У всех путешественников в Индии первое и самое сильное впечатление оставляет запах: миллионов немытых тел, испражнений, гниющего мусора и так далее. Зал «Общество» пытается разобраться с этой проблемой — то ли дело просто в перенаселении, то ли в неэффективности муниципального управления (проблема в принципе поправимая, как показывает пример одного отдельно взятого района Калькутты, где действуют вполне приличные общественные туалеты), то ли в пережитках кастовой системы. Последнюю попытался упразднить в индийской конституции 1950 года юрист и политик Бхимрао Рамджи Амбедкар родом из неприкасаемых. Судя по экспозиции, это ему не очень удалось — выгребные ямы до сих пор вручную вычищают представители той самой касты.

Но первая попытка наведения чистоты в мировом масштабе, по мнению организаторов выставки, принадлежит Германии. Зал «Музей» посвящен дрезденской Всемирной выставке гигиены 1911 года, в которой участвовали 30 стран. Для нее было построено аж 100 павильонов, которые за полгода посетили 5 миллионов человек. Немцы к гигиене подходили сугубо утилитарно: тело — это машина, которую можно и нужно изучать и налаживать, и при должном уходе она будет исправно служить хоть сто лет на славу великой германской империи. Но веймарское просвещение быстро заканчивается, при Геббельсе начинается политизация чистоты: на плакатах евреи предстают в виде грибов, вшей и бактерий.

Фото: www.wellcomecollection.org
Фото: www.wellcomecollection.org
Вена, 1 марта 1938 года. Евреи на принудительных работах чистят тротуары города

К теме городского порядка как заслуги одного человека возвращается последний зал, посвященный Нью-Йорку. В конце XIX века в роли «апостола чистоты» выступил полковник Джордж Уоринг, по приказу которого было осушено болото, на месте которого сейчас находится Центральный парк, а улицы были расчищены от гор мусора и конского навоза. А уже в наше время расчистка гигантской свалки на Стейтен-айленд, высотой достигавшей факела Статуи Свободы, началась лишь благодаря титаническим усилиям нескольких активистов-экологов.

Пройдя по всем залам, я понял, чего там не хватало: физиологичности. Что довольно странно, потому что лондонские музеи обычно стараются представить свои экспонаты максимально объемно в чувственном смысле: можно и посмотреть, и послушать, и потрогать, а кое-где даже понюхать, как в Музее науки. Тут же все как-то слишком стерильно, отстраненно, лишено контекста, как писсуар Марселя Дюшана. Отвращения не вызывают даже пять черно-серых плит из прессованного содержимого делийских уборных (я специально наклонился и провел обонятельную экспертизу: едва заметные нотки мускуса, больше ничего — хорошо выветрили и высушили) и фотографии золотарей, возящихся по плечи в бурой жиже. А ведь отвращение — это одна из самых важных защитных реакций организма, которая в большей степени и определяет взаимоотношения человечества с собственными отходами.

Тем не менее большинство посетителей на выходе немедленно бросались в туалет ожесточенно мыть руки.

Выставка идет до 31 августа.

Комментировать Всего 11 комментариев

Прочитал и вспомнил свою недавнюю поездку на Гоа. Не скажу, что совсем не понравилось, скорее создалось впечатление заброшенного рая, причем заброшенного довольно давно))

интересная выставка, я бы сходил. Правда желательно с прищепкой на носу. Но вопрос гигиены в стародавние времени меня всегда занимал, хотя это и тема о которой не принято говорить в пориличном обществе. На самом деле, я бы поступил точно так же, как и большинство победителей - спрессовано, конечно, выетрено, но заразу никто не отменял...

Кирилл, так в том-то и дело, что там не от чего прищепку нацеплять. Хотя, возможно, у меня просто порог брезгливости понижен. Но вообще британцы неприглядных сторон своей истории вовсе не стесняются и даже как-то гордятся. Меня, например, всегда удивляло, что в районе Лондон-бридж существует невероятная куча даже не музеев, а целых развлекательных центров на тему чумы, средневековых пыток и так далее. Это как если бы у нас весь Кузнецкий мост был завешан завешан рекламными плакатами для туристов "Ощути истинный ужас подвалов Лубянки! 3D-шоу! Для групп скидки!" Поэтому-то меня стерильность этой выставки так и удивила: я-то ожидал, что будет все в таком духе, но получилось довольно отстраненно-эстетское рассуждение о грязи и чистоте вообще, с несколькими не очень наглядными примерами.

Британцы в этом смысле молодцы - даже неприглядные стороны жизни они сумели обратить в золотоносную жилу. Туристы, небось, рекой идут в такие музейчики. Все таки грязь, мерзотсь и жестокость прошлого овеяны притягательным ореолом романтики. В той же Праге мои друзья до трясучки рвались в музей пыток, ну и я не без интереса рассматривал и дыбу, и нюрнбергскую деву, и прочие достижения средневековой фантазии.

Насчет Лубянки, кстати, интересная идея - опять же иностранцы валом побежали бы смотреть на застенки "кровавой гыбни". Только вот самим русским будет довольно сложно воспринять этот эпизод истории как красочное шоу - слишком свежи воспоминания.  В то же время мультимедийное шоу о новоднениях в одном из казематов Петропавловской крепости шло довольно успешно - 18-19 век никто уже не помнит.

Представление, что интересно - полное фуфло, студенты театральных вузов нехотя и издеваются над туристами. Но народа всегда валом, торговля картонными ужастиками идет бойко. Обильно эксплуатируются образы чисто британских гушедубов вроде Джека-Потрошителя и Суини Тодда. Отличный повод для патриотизма - вон, дескать, наши, сколько зарезали. Это как если бы у нас Чикатило-тур устраивали. 

Вот это, кстати, интересно - через какое время национальная трагедия или массовая жестокость перестают восприниматься как повод для позора и обрастает коммерческим потенциалом?

Все зависит от масштаба трагедии, от вовлеченнности в нее людей и от возможности потворения, я думаю. Чума не потворится, она уже превратилась в страшилку-бубуку, а значит здесь можно найти свою выгоду. Или вот Чернобыль - чем не народное развлекалово? Но, эта трагедия может повториться, она таит в себе опасность, поэтому коммерциализировать страшно.

Ох как бы хотел посмотреть...

Думаю одна из целей поселения человеков на землю это выработки запасов пластика, после исчезновения человечества их экспортируют по всем близлежащим галактикам.

-)

Да уж. Про Великий атлантический мусорный остров наверняка слышали?

Совсем недавно посмотрела фильм про художника Вика Муниза " Свалка", фильм совершенно потрясающий. Художник думаю бы  вписался в концепцию лондонской выставки на все сто.

Да, мне тоже показалось, что это самый очевидный кандидат, но эстетическое переосмысление мусора почему-то было представлено только вот этими здоровыми глыбами плюс еще кирпичами, в которые запечена пыль с разных концов света.

Конечно слышал! 

Вчера видел но не фотографировал - Великие Софийские Мусорные Валы - но огни правда их интенсивно утилизуют