В Венеции принято теряться. Здесь есть ключевые точки вроде площади San Marco, моста Accademia, садов Giardini, пространства Arsenale; от них все и строят свои маршруты, каждый раз играя в игру «найду — не найду», потому что карты неточны, местные жители путаются в показаниях, а интуиция... интуиция запросто может вести тебя по кругу. Проект Unconditional Love Александрины Маркво, Кристины Штейнбрехер и Алинды Сбраджа открывался в Arsenale Novissimo, и всех прежде всего интересовало, как туда добраться. Проще всего, конечно, было воспользоваться местным вапоретто, но когда на улице прекрасная погода, то многие думают — а почему бы не прогуляться? Результат — пятнадцатиминутное гуляние растягивается в часовое блуждание по узким улочкам. «Думаю, что это одна из прелестных сторон Венеции, здесь надо теряться, — сказал мне Марк Гарбер, сменивший деловой костюм на свободную белую рубашку и широкие штаны. — Но главное — нельзя этого пугаться, потому что это город сна, а во сне надо теряться». По его мнению, с Венецией очень связано произведение группы AES+F: оба они нереальны, оба играют с подсознанием.

 

Вообще проект «Пир Тримальхиона» группы AES+F вызвал у зрителей самую живую реакцию. Этот проект ждали и, разглядывая презентационные фотографии, гадали, как это будет выглядеть на экране. Видео поражало: в круглой комнате площадью 400 квадратных метров на стенах шло закольцованное слайд-шоу, плавно сменяющиеся фотографии создавали ощущение странного, как сновидение, фильма. «Последние полтора года я жил проектом AES+F, для меня это величайший прорыв, но мне трудно быть объективным. Надеюсь, публика и критики оценят», — Емельян Захаров был улыбчив и непривычно побрит налысо.

Оуэн Мэтьюс выразил общую мысль, витающую в воздухе, — «русские захватили биеннале» — и рассказал, чем ему так понравился проект «Пир Тримальхиона».

 

Марат Гельман, впервые приехавший в Венецию как директор музея, коротко объяснил, почему у директора музея взгляд не такой, как у галериста: «Нет ощущения "свой художник — чужой художник", ты просто ищешь самое интересное. И я хочу сказать, что проект AES+F охуительный, это интересно вне зависимости от того, твой это художник или чужой. И еще хочу сказать, — тут он неожиданно сменил тему, — я здесь оценил проект "Сноб. Где бы ты ни был, "Сноб" снабжает самым необходимым, — информацией. Нам же больше ничего не надо, у нас есть все. Нам нужна только информация — качественная, отфильтрованная, вовремя поданная информация. "Сноб" — forever».

На открытие выставки Unconditional Love собрался весь московский и даже лондонский свет. Были Наталья Водянова с мужем, Дарья Жукова, Алена Долецкая и многие другие. Быстро темнело, но гости не расходились. Под занавес вечера Александр Сенаторов и Ольга Солдатова в двух словах подытожили свои впечатления от Unconditional Love.

 

Гости еще долго беседовали за бокалом прохладного prosecco и расходиться стали, когда совсем стемнело и появилась опасность навсегда потеряться где-нибудь на набережной около Arsenale Novissimo. Идти пешком уже никто не рисковал, и на помощь, как всегда, пришли уютные водные такси.

 

Ксения Семенова