Иосиф Бродский читает и разговаривает: архивная видеозапись

В 71-й день рождения поэта мы смотрим документальный фильм, снятый по случаю при участии Ника Ильина в 1990 году

+T -
Поделиться:

 

Комментировать Всего 11 комментариев

Во время съемок Иосифа Бродского в Венеции — одного из его любимых городов — мы катались на лодке-такси в поисках удачной натуры. Когда я вспоминаю об этом, мне кажется странным, что тогда мы приплыли к острову-кладбищу Сан-Микеле, где сейчас находится могила Бродского, в протестантском секторе рядом с Эзрой Паундом.

Я встретил Иосифа в Нью-Йорке в 1990 году, когда в Бруклинской православной церкви он стал крестным отцом Ника, сына Тома Кренца, тогдашнего директора Гуггенхайма. Потом с нашим общим другом Джонатаном Аароном, который преподавал поэзию в Бостонском университете, мы провели множество вечеров, крепко выпивая и слишком много куря. В компании Lufthansa, где я отвечал за PR и спонсорские проекты, мы решили снять короткий документальный фильм об этой гениальной личности. Стараясь объединить их с Гуггенхаймом, мы придумали снять диалог между Кренцом и Бродским на фоне коллекции музея Пегги Гуггенхайм, но обсуждая разные темы в кафе «Флориан» на площади Сан-Марко в Венеции, эти два главных героя так налакировались водкой, что из отснятого разговора пришлось вырезать около 80% речи, сохранив лишь некоторые разборчивые фразы.

Один из последних кадров нашего фильма кажется мне очень романтичным: на нем гондола, а в ней Иосиф со своей полуитальянкой женой Марией.

Эту реплику поддерживают: Ксения Семенова, Катерина Инноченте

...либо мертвы, либо за кем-нибудь замужем...:)

Спасибо за Бродского и Венецию !

Кажется, за 20 лет город не изменился, и всё-таки... В фильме на одной из двух колонн между лагуной и пл.Св.Марка нет привычного крылатого льва, символа Венецианской Республики.  Св.Георгий продолжает разбираться со змеем, а лев исчез (реставрация?).

С этими колоннами связано одно венецианское поверие. Не вдаваясь в детали, фильм не только снят здорово, но и в необычный момент. 

Эту реплику поддерживают: Виталий Комар

"...нет привычного крылатого льва..."

У Вас, Вадим, хороший глаз! - действительно, в этом фильме нет

крылатого льва. Вероятно, его роль играет сам Бродский.

Играет и (помните?) говорит, что Св. Георгий макает своё копьё в чернила.

Эту реплику поддерживают: Вадим Конаков

     …Тонущий город, где твердый разум

     внезапно становится мокрым глазом,

        где сфинксов северных южный брат,

     знающий грамоте лев крылатый,

     книгу захлопнув, не крикнет "ратуй!",

        в плеске зеркал захлебнуться рад.

     Гондолу бьет о гнилые сваи.

     Звук отрицает себя, слова и

        слух; а также державу ту,

     где руки тянутся хвойным лесом

     перед мелким, но хищным бесом

        и слюну леденит во рту.

     Скрестим же с левой, вобравшей когти,

     правую лапу, согнувши в локте;

        жест получим, похожий на

     молот в серпе, -- и, как чорт Солохе,

     храбро покажем его эпохе,

        принявшей образ дурного сна.

     Тело в плаще обживает сферы,

     где у Софии, Надежды, Веры

        и Любви нет грядущего, но всегда

     есть настоящее, сколь бы горек

     не был вкус поцелуев эбре' и гоек,

        и города, где стопа следа

     не оставляет -- как челн на глади

     водной, любое пространство сзади,

        взятое в цифрах, сводя к нулю --

     не оставляет следов глубоких

     на площадях, как "прощай" широких,

        в улицах узких, как звук "люблю".

     Шпили, колонны, резьба, лепнина

     арок, мостов и дворцов; взгляни 

     наверх: увидишь улыбку льва

     на охваченной ветром, как платьем,  башне,

     несокрушимой, как злак вне пашни,

        с поясом времени вместо рва.

     Ночь на Сан-Марко. Прохожий с мятым

     лицом, сравнимым во тьме со снятым

        с безымянного пальца кольцом, грызя

     ноготь, смотрит, объят покоем,

     в то "никуда", задержаться в коем

        мысли можно, зрачку -- нельзя.

     Там, за нигде, за его пределом

     -- черным, бесцветным, возможно, белым   

     --есть какая-то вещь, предмет.

     Может быть, тело. В эпоху тренья

     скорость света есть скорость зренья;

        даже тогда, когда света нет.

(Бродский, "Лагуна", 1973)

Эту реплику поддерживают: Алиса Маннанова, Михаил Березович

Спасибо за фильм! Именно Бродскому и Венеции мы обязаны самой прекрасной теории на свете - "Теории зеркала, поглощающего тело, поглощающее город", да и вообще лучшему эссе, на мой взгляд, за весь прошлый век.

Замечательно, спасибо! Мне кажется, Вы предвосхитили передовое движение в PR, качественный контент как двигатель коммерции, лет на 20. 

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Некоторые тоже отпраздновали день рождения Поэта. Сперва так, а потом вот так. Интересно, еще сюрпризы будут сегодня? Целый день плююсь. 

Эту реплику поддерживают: Анастасия Филатова

Неужели это правда, про единую россию... Такой степенью цинизма или безграмотности просто невозможно обладать. Я теперь тоже буду плеваться, лучше бы вообще об этом не знать...

Огромное спасибо!