Любое сравнение между евреями и мусульманами будет натянутым. Хотя бы потому, что мусульман в мире где-то между 1,6 и 2,2 миллиарда —  то есть их как минимум в 100 раз больше, чем евреев. Тем не менее и те, и другие несколько веков жили в Российской империи и в ее государствах-наследниках, СССР и России.

Несмотря на существовавшие ограничения, некоторым мусульманам и евреям всегда удавалось поселиться в больших городах, ассимилироваться и даже занять высокое положение в обществе. Многие старинные дворянские семьи в России имеют татарские и кавказские корни. Но в массе своей и евреи, и мусульмане были на периферии российского общества, оставаясь инородцами и иноверцами.

Евреи черты оседлости в западных и восточных губерниях Российской империи начали массово мигрировать на рубеже ХХ века. Изначально их сорвали с места погромы, и ехали они главным образом за океан. В Нью-Йорке, в нижней части Ист-Сайда, к началу века было более миллиона евреев из Российской империи. Театры на идиш вдоль Второй авеню состязались в популярности с «американским» Бродвеем — на который вскоре потянулись и выходцы с Нижнего Ист-Сайда, — а тираж ежедневной газеты «Форвартс» был ненамного ниже тиража самой могучей «Нью-Йорк Таймс». Даже в 1930-е годы в Нью-Йорке оставалось множество радиостанций, вещавших исключительно на идиш.

В Москву евреи получили свободный доступ лишь после революции, и воспользовались они им в полной мере. За 20-30-е годы еврейское население столицы выросло с 15 тысяч перед началом Первой мировой войны до 250 тысяч в канун Второй. Еще 50 тысяч проживало в 1939 году в Московской области, где до революции евреев почти не было. Таким образом, где-то за 20 лет еврейское население Москвы и области увеличилось в 20 раз.

Насилие, война и крайне ограниченные возможности стали причиной и сегодняшней миграции мусульман —  а также немусульманских народов Кавказа — в Россию. Местное население их также встречает недоброжелательно, враждебно, а иногда и погромами. Новых мигрантов, особенно с Кавказа, обычно обвиняют в том, что они «бандиты», «ведут себя нагло», «многое себе позволяют». 

Евреи, наоборот, не считались особенно буйными. Но это далеко не всегда соответствовало действительности. В конце XIX и в начале ХХ века на юге России и в Малороссии действовали многочисленные банды налетчиков-евреев, в Одессе и Ростове была еврейская организованная преступность. Множество слов в воровской фене происходит от идиш.

Евреев боялись не за уличное хулиганство, а за темные заговоры и за ритуальные убийства. Боязнь, основанная на мифах, легендах и предубеждениях — удел многих иммигрантов и чужаков. В стране иммигрантов Америке, где на протяжении ее истории довольно однородному англо-немецкому белому населению много раз приходилось сталкиваться с довольно экзотичными группами, боязнь, ненависть и конфликты сопровождали все новые волны иммиграции — от японцев («желтая опасность») до итальянцев («мафия»).

Разница только в том, что итальянцы в Америке были предметом частной ненависти их соседей. Сто лет назад на евреев накладывались официальные ограничения, и дискриминация и официальный антисемитизм существовали как в России, так и на Западе.

Мусульмане сегодня тоже стали объектом государственной политики. «Война с террором» ведется, по уверению всех политических деятелей, против радикального ислама, а не простых законопослушных мусульман. К простым мусульманам уже дважды обращался Барак Обама, первый раз в Каире, а теперь, в мае, из Вашингтона, уверяя их, что весь мир поддерживает их демократические чаяния. Тем не менее простые мусульмане в это во все верят мало, потому что как от «войны с террором», как и от самого террора, во всем мире им достается больше всех. А «терроризм» тем временем дает прекрасное обоснование и прикрытие для религиозной и этнической ненависти.